Урок по теме "Реки Пензенской области"

Разделы: География


1. Тип урока: комбинированный.

2. Цели урока. Создать условия для получения новых краеведческих знаний по теме “Реки Пензенской области” с ориентацией на понятия по теме “Реки”, взаимосвязи рек с рельефом и климатом Пензенской области.

3. Задачи урока.

  1. Проверить знание учащимися основных терминов, понятий и определений по теме: исток и устье рек; речная система; источники питания рек; тип питания; режим реки: половодье, паводок , межень .
  2. Изучить тему “ Реки Пензенской области” на основе полученных ранее знаний, используя атлас Пензенской области, материалы краеведения.
  3. Продолжить формирование умений и навыков работы с : объектами на карте атласа, различными источниками информации (картами, схемами, текстом учебника, краеведческим материалом), ментальными картами.
  4. Развивать информационную компетентность учащихся на основе работы с текстом учебника, картами атласа.
  5. Воспитание позитивного отношения к ответам одноклассников.

4. Краткое описание хода урока (до 15 предложений).

  1. Учитель проверяет, насколько комфортно чувствуют себя ученики, готовность рабочего места, создает ситуацию успеха.
  2. Актуализация знаний. Предлагает вспомнить ассоциации со словом река. Предлагает определить тему урока
  3. Мотивация и целеполагание. Определить значимые цели урока для каждого ученика по теме урока.
  4. Первичное усвоение знаний . Географический диктант “Реки” с использованием схемы речной системы (закрепление пройденного материала) .
  5. Изучение и осмысление блока новой учебной информации. Работа с картами атласа для 6 класса, определение горных, равнинных рек в зависимости рельефа, определение самых полноводных рек с использованием текста учебника и таблицей в сборнике таблиц 6 – 10 класса, выявление взаимозависимости полноводности рек мира и климатических особенностей территории, вычерчивание ментальной карты по теме.
  6. Применение новых знаний на региональном компоненте. Изучить крупные реки своеи области, используя атлас Пензенской области ; определить, к какому бассейну относится река Сура; определить характер течения, особенности питания, режим реки Суры и рек области в целом. Корректировка и дополнение ментальной карты краеведческим материалом.
  7. Рефлексия. Предлагает несколько контролирующих вопроса для проверки усвоения знаний. Рассказ по ментальной карте.
  8. Подведение итогов урока. Определить уровень своих достижений, наметить перспективы работы при выполнении домашнего задания и на следующем уроке
  9. Информация о домашнем задании. Уметь показывать реки по карте. Составить рассказ по ментальной карте, на к/к Пензенской области подписать крупные речные системы. Творческой задание по выбору: топонимика рек России и Пензенской области.

5. Знания, умения, навыки, качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят учащиеся/воспитанники/обучающиеся в ходе урока/занятия/мероприятия.

Проверяемые знания: закрепят основные понятия темы, номенклатуры, образовательный минимум по данной теме. Приобретут новые знания краеведческого характера.

Проверяемые умения , навыки : закрепят умения и навыки определять по картам равнинные , горные реки ; актуализируют и приобретут умения и навыки показа рек своей местности и объяснять зависимость рек от рельефа и климата области, объяснять особенности питания рек области. (тип и источники питания). Показывать водные объекты страны по карте атласа 6 класса. Закрепят умение объяснять режим рек в зависимости от климата.

6. Универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс :

  1. работать в соответствии с поставленной учебной задачей, работать в соответствии с предложенным планом, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
  2. кратко формулировать свои мысли в письменной и устной форме; участвовать в совместной деятельности, учебном диалоге.
  3. выделять главное, существенные признаки понятий, сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям. Высказывать суждения, подтверждая их фактами. Классифицировать информацию по заданным признакам.
Рекомендации при разработке урока “ Реки Пензенской области” .

1. Инициация (начало образовательного мероприятия, знакомство).

Начать урок можно с метода “Поздоровайся локтями”.

Цель – Встреча друг с другом, приветствие, знакомство
Численность – весь класс. Время – 10 минут.
Подготовка: Следует отставить в сторону стулья и столы, чтобы ученики могли свободно ходить по помещению.

Проведение:
Учитель просит учеников встать в круг. Затем он предлагает им рассчитаться на первый-второй-третий и сделать следующее:
каждый “номер первый” складывает руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны;
каждый “номер второй” упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево;
каждый “номер третий” нагибается вперед, кладет ладони на колени и выставляет локти в стороны.

Учитель говорит обучающимся, что на выполнение задания им дается только пять минут. За это время они должны поздороваться с как можно большим числом одноклассников, просто назвав свое имя и коснувшись друг друга локтями.

Через пять минут ученики собираются в три группы так, чтобы вместе оказались соответственно первые, вторые и третьи номера. После этого они приветствуют друг друга внутри своей группы.

2. Вхождение или погружение в тему (сообщение целей образовательного мероприятия) Здесь уместнее провести игру “ Речная система” . Это авторская разработка, проводится игра в форме пантомимы, ребята показывают и озвучивают части речной системы. Численность – весь класс. Время – 10 минут

Учитель Ученики
Я большая река Встают
У меня есть притоки Показывают руками
Это правый приток Машут правыми руками
Это левый приток Машут левыми руками
Притоки имеют истоки Показывают ладоши
Притоки имеют устья Покачивают плечами

Так закрепляются основные понятия темы “Реки” и выстраивается логическая взаимосвязь с темой “ Реки Пензенской области”.

3. Формирование ожиданий учеников (планирование эффектов образовательного мероприятия).

Метод выяснения ожиданий и опасений “Дерево у автобусной остановки”.

Цель: выявить ожидания и опасения обучающихся на уроке.

Участники: все обучающиеся.

Время проведения: 5 минут.

Необходимые материалы: автобусная остановка и дерево, схематично нарисованные на доске, на дереве – красные и желтые листочки, разноцветные стикеры.

Проведение: Учитель предлагает учащимся на желтых листочках написать, чего они ждут на уроке, а на красных листочках – чего опасаются. В конце занятия учащиеся заклеивают при необходимости цветными листочками: сбывшиеся ожидания и не сбывшиеся опасения – желтыми и несбывшиеся ожидания и подтвердившиеся опасения – красными.

Оценка результата урока: желтое дерево – цели достигнуты, корни крепкие, крона густая, ждем плодов. Красное дерево выросло – выросло не то, что ожидали.

4. Интерактивная лекция (передача и объяснение информации).

Работа с картами атласа. Метод: составление ментальной карты по теме “ Реки Пензенской области” использованием интерактивной доски и программы составления ментальных карт Mindomo.com.

5. Проработка содержания темы (групповая работа учеников ). Проводится работа в парах :

  1. проговаривается рассказ по теме с помощью ментальной карты,
  2. показ в парах рек Пензенской области.
  3. работа в группе: составляется часть ментальной карты из исходного, заранее приготовленного учителем материала. Например , по реке Мокша или Хопер (притоки, устье, исток, берега, формы рельефа). Задания у групп разные .

Как альтернативный вариант уместно использовать метод “Инфо-угадайка”.

Цели метода: представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания обучающихся.
Группы: все участники.
Время: Зависит от объема нового материала и структуры урока.
Материал: подготовленный лист ватмана, цветные маркеры.

Проведение:
Учитель называет тему своего сообщения “ Реки Пензенской области”. На стене прикреплен лист ватмана или блокнот флипчата, в его центре указано название темы. Остальное пространство листа разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные. Начиная с сектора 1 – “ Речные системы области”, учитель вписывает в сектор название раздела темы, о котором он сейчас начнет говорить в ходе сообщения. Обучающимся предлагается обдумать, о каких аспектах темы, возможно, далее пойдет речь в докладе. Затем учитель раскрывает тему, а в сектор вписываются наиболее существенные моменты первого раздела (можно записывать темы и ключевые моменты маркерами разных цветов). Они вносятся на плакат по ходу сообщения. Закончив изложение материала по первому разделу темы, учитель вписывает во второй сектор “Взаимозависимость характера течения рек Пензенской области и рельефа” название второго раздела темы, в третий сектор “Взаимозависимость режима рек области и климата” название третьего раздела темы. Таким образом, наглядно и в четко структурированном виде представляется весь новый материал, выделяются его ключевые моменты.

Этот метод изложения материала помогает обучающимся следить за аргументацией учителя и видеть актуальный в данный момент рассказа аспект темы. Отчетливое разделение общего потока информации способствует лучшему восприятию. "Белые пятна" стимулируют – многие участники начнут обдумывать, какими будут следующие, пока не обозначенные разделы темы. Для актуализации знаний желательно составить рассказ по ментальной карте, частично ее удалив.

6. Подведение итогов (рефлексия, оценка урока).

Метод рефлексии “Светофор”.

Цель: оценить собственный вклад в работу группы, найти пути улучшения взаимодействия в группе, создать ситуации успеха; отследить соответствие результатов с намеченными ожиданиями в начале урока.

Участники: все обучающиеся.

Время проведения: 5 минут.

Необходимые материалы: ватман или флипчат, стикеры красного, желтого и зеленого цвета.

Проведение: каждый оценивает свой вклад в работу группы: красный – не доволен, сделал не все, что мог; желтый – мог бы лучше; зеленый – сделал все, что в моих силах для успеха группы. Листочки наклеиваются на плакат с изображением светофора, затем идет обсуждение и намечается дальнейшая стратегия для подобных заданий.

Варианты примечания: Листочки могут быть круглой формы. Особо сравниваются результаты с намеченными ожиданиями в начале урока. На доске появляется наглядный итог урока в виде светофора.

7. Домашнее задание: творческий характер задания по топонимике рек области, уметь вычертить ментальную карту.

2. Распределите этапы урока (составьте план-график урока).

1. Инициация (начало образовательного мероприятия, знакомство). Метод “Поздоровайся локтями”. Время: 5 минут
2. Вхождение или погружение в тему (сообщение целей образовательного мероприятия). Игра “ Речная система” Это авторская разработка, проводится игра в форме пантомимы. Время: 3 минуты.
3. Формирование ожиданий учеников (планирование эффектов образовательного мероприятия). Метод выяснения ожиданий и опасений “Дерево у автобусной остановки” Время: 5 минут.
4. Интерактивная лекция (передача и объяснение информации).

Составление ментальной карты по теме “ Реки Пензенской области” Время: 10–15 минут.
5. Проработка содержания темы. Проводится работа в парах :
  1. проговаривается рассказ по теме с помощью ментальной карты,
  2. показ в парах рек Пензенской области.

Работа в группе: составляется часть ментальной карты из исходного, заранее приготовленного учителем материала. Например , по реке Мокша или Хопер (притоки, устье, исток, берега, формы рельефа).Задания у групп разные .

Время: 10–15 минут.
6. Подведение итогов (рефлексия, оценка урока). Метод рефлексии “Светофор”. Время проведения: 5 минут.
7. Домашнее задание. Творческий характер задания по топонимике рек области, уметь вычертить ментальную карту. 2–3 минуты.