Методическая разработка урока "Социальные группы и их классификация"

Разделы: История и обществознание


Социальные группы и их классификация” (урок в 11-м классе).

Тема урока: Социальные группы и их классификация.
Тип урока: Комбинированный – обобщение знаний (урок-зачет).
Цель: Обобщить знания учащихся о социальных группах и их видах как основы социальной структуры общества.
Задачи: 1. Учить анализировать, обобщать, конкретизировать новую информацию.

2. Систематизировать знания учащихся о социальных группах и их классификациях.

3. Развивать аналитическое мышление, умения сравнивать, выделять существенные признаки, обобщать, делать выводы.

4. Развивать логическое мышление, память; умение работать самостоятельно и коллективно.

5. Закрепить навык работы с авторскими текстами.

Содержательные элементы в соответствии с Кодификатором ЕГЭ 2012. – Социальные отношения.
– Социальная стратификация.
– Социальные группы.
– Этнические общности.
– Социализация индивида.
Основные умения в соответствии со Спецификацией КИМ 2012. – Находить, осознанно воспринимать и точно воспроизводить информацию, содержащуюся в тексте в явном виде.
– Анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия.
– Объяснять внутренние и внешние связи изученных социальных объектов.
– Сравнивать социальные объекты, оценивать их действия.
– Формулировать собственные суждения и аргументы по определенным проблемам.

Ход урока

Этапы урока Содержание урока
I. Организация. урока

II. Актуализация опорных знаний учащихся.

1. Работа с презентацией.

2. Составление кластера

 

III. Обобщение изученного материала

(основная работа в группах)

1. Блицопрос

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Практическая работа в группе

а) работа с раздаточным материалом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

б) выступление участников группы

в) выполнение задания на слайдах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Работа с документами

а) анализ современных экспериментальных данных

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

б) работа с авторским текстом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в) проведение дебатов

IV. Рефлексия.

 

 

V. Итог урока.

Сообщение учителем темы и цели урока.

Учитель предлагает освежить знания учащихся с помощью мультимедийного пособия “Обществознание 8-11 класс” автора Л.Н.Боголюбова, темы “Малая группа”, “Социальное развитие”. Просмотр слайдов, прослушивание основных выводов автора.

– Учащиеся формулируют собственные выводы.

Учитель предлагает на основе имеющихся знаний учащихся составить кластер “Социальные группы”.

Учитель формирует класс на три группы, раздает макеты дерева и карточки с заданиями и ответами.

Учитель: Проведем блицопрос. Предлагаю вам составить “Дерево истинных знаний”. У каждой группы есть карточки, на которых написаны задания и карточки с ответами. Внимательно прочитайте задание, выберите правильный ответ и прикрепите карточку с ответом на макет дерева. Внимание, проверяется быстрота работы группы и правильность ответов.

Задания для блицопроса (задания на систематизацию фактов, на сравнение; вопросы с суждениями на анализ исторических оценок):

1. Верны ли следующие суждения о социальных группах?
А. Любая социальная группа – это коллектив непосредственно взаимодействующих друг с другом людей.
Б. Одним из критериев различия в обществе больших социальных групп является размер богатства и форма получения дохода.

2. Социальная группа, обладающая закрепленным обычаем или законом и передаваемым по наследству правами и обязанностями, а также многочисленными привилегиями, называется:
1) класс
2) страта
3) сословие
4) каста

3. К фиксированным статусным группам относятся:
1) элиты, безработные
2) шахтеры, учителя, военные, директора
3) аудитории средств массовой коммуникации
4) зарождающиеся коллективные движения

5. Представители какой социальной группы могли бы сказать: “Мы всюду не совсем чужие, мы всюду не совсем свои”.
1) политическая элита
2) индустриальные рабочие
3) маргиналы
4) фермеры

6. Признаком класса как социальной общности не является
1) отношение к собственности
2) величина доходов
3) доступ к государственной власти
4) уровень развития творческих способностей

7. Какой критерий лежит в основе общности “ростовчане”?
1) этнический
2) профессиональный
3) территориальный
4) социально-классовый

8. Какой признак лежит в основе объединения людей и их групп в такую социальную общность, как врачи?
1) территориальный
2) политический
3) этнический
4) профессиональный

9. Верны ли следующие суждения о социальных группах?
А. Многообразие социальных групп свидетельствует об упадке общества.
Б. Одной из причин многообразия социальных групп является общественное разделение труда.

10. Выделение молодежи как социальной группы относится к
1) профессиональной стратификации
2) классовой стратификации
3) этнической стратификации
4) возрастной стратификации

11. Какое суждение является верным?
А. Временной социальной общностью является племя.
Б. Каста – это социальная группа, членством в ней человек обязан исключительно своим рождением.

– Проверка заданий блицопроса: какое “Дерево истинных знаний” оказалось самым верным.

Учащиеся дают ответы, корректируют друг друга.

Выполните задания на раздаточном материале

(задания на сравнение, на умение классифицировать социальные объекты путем установления соответствия понятий и их признаков):

Заполните таблицу:

Виды групп

……………………….. …………………………
Малый размер
Личные отношения
Дружеские отношения
Большой размер
Безличные отношения
Деловые отношения

1. Распределите социальные группы по видам:

А. Производственные группы
Б. Досуговые
В. Многофункциональные
1) Гости в день рождения
2) Бригада строителей
3) Семья

2. Распределите социальные группы по видам:

А. Временные
Б. Постоянные


 
 

1) Пассажиры в купе
2) Семья
3) Очередь в магазин
4) Класс
5) Компания старых друзей
6) Туристы в походе

3. Распределите социальные группы по видам:

А. Социально-классовые
Б. Социально-демографические
В. Этносоциальные
Г. Социально-территориальные
Д. Социально-профессиональные

 

 
 

1) Жители городов
2) Классы
3) Сельчане
4) Мужчины
5) Нации
6) Сословия
7) Племена
8) Женщины
9) Врачи
10) Группы, связанные с условиями труда

4. Распределите социальные группы по видам:

А. Скифы
Б. Наемные рабочие
В. Крестьяне
Г. Члены клуба любителей кошек
Д. Предприниматели
1) Класс
2) Этнос
3) Малая группа

 

5. Распределите социальные группы по видам:

А. Диада
Б. Триада

 
) Влюбленные
2) Бездетная семья
3) Брат и сестра
4) Родители и ребенок

– Проверка заданий.

Задания на слайдах (задания на сравнение, на применение понятия в заданном контексте, на умение решать проблемную задачу):

1. Хотя в обыденной жизни словом “группа” обозначают самые разные явления, в социологии за ним закрепилось совершенно определенное значение. Группа только тогда – группа, когда у нее есть четыре признака:
– отличительный набор социальных отношений;
– взаимозависимость членов группы;
– ощущение того, что поведение одних соответствует поведению других;
– чувство принадлежности: “мы – чувство”.

Представьте, что это своеобразный фильтр, через который нужно пропустить следующие виды групп:

1) Охотники
2) Прохожие
3) Беженцы
4) Спецпереселенцы
5) Заключенные
6) православные 
7) Наркоманы
8) Посетители ресторана
9) Группа студентов мед. факультета
10) Демократическая семья
11) Сотрудники малой фирмы
12) Брат и сестра

– Какие из этих групп прошли испытание?
– Ответы учащихся с приведением аргументов.

2. Определите, какие отличия существуют между следующими понятиями, отражающими социальные группы? Чем они сходны между собой?

– отшельники
– путешественники
– странники
– иностранцы
– паломники
– беглые
– скитальцы
– Ответы учащихся.

3. Какой смысл вкладывают обществоведы в значение термина “маргинальность”? Составьте два предложения, раскрывающие особенности социального положения маргиналов.

 

4. К какому типу социальных групп относится школьный класс? Можно ли отнести его к социальному типу? Назовите несколько признаков, позволяющих заключить, что он является социальным целым.

– Ответы учащихся.

Прочитайте текст (задание на анализ ситуаций):

Текст 1.

В ряде экспериментов, проведенных Н. Триплетом, Е. Катреллом, изучалось влияние посторонних им лиц на выполнение задания: в одних случаях оно было положительным, в других – отрицательным. В одном из экспериментов группа склеивала коробочки. Члены группы работали с разной скоростью: одни перевыполняли задание, другие не дотягивали. После того, как экспериментатор объявил средний по группе результат, передовики снизили темп и трудились медленнее, а отстающие его ускоряли, стараясь достичь их показателей. Групповое давление оказывало ощутимое влияние.

Текст 2.

Отечественные психологи провели эксперимент, выяснивший степень коллективной солидарности. Учеников 7 класса пригласили в тир и предложили выстрелить в одну из двух мишеней. Предупредили: если ученик стреляет в первую мишень, то деньги, выскакивающие из барабана, пойдут на общее дело, а если во вторую. То деньги станут его личными. Экспериментаторы давали испытуемым заведомо ложную информацию. На каждой мишени светящимися точками указывалось количество попаданий, которые якобы сделали предыдущие ученики. На “эгоистической” мишени намеренно зажигали больше точек. Испытуемым подсказывали: ваши товарищи стараются только для собственной пользы. Новичок оказывался перед сложным выбором: быть коллективистом, но не согласиться с мнением большинства, либо быть эгоистом и согласиться с мнением большинства. Выяснилось, что в дружном классе не поддаются на провокацию 80 % учеников, а в недружном картина прямо противоположная.

– Ответь на вопросы:

1. В экспериментах описано важное явление групповой динамики – групповое давление. Сформулируйте, в чем оно состоит.

2. Почему во втором эксперименте групповое давление не подействовало?

– Ответы и выводы учащихся.

Прочитайте текст и выполните задания (задание на анализ, интерпретацию и оценку социальной информации).

… Стихийные, самовозникающие группы подростков могут придерживаться как социально позитивной, социально нейтральной, так и асоциальной направленности. Все будет зависеть от лидера, степени его социальной и педагогической запущенности, от его взглядов на жизнь. От строящихся взаимоотношений с членами группы и взрослыми. Кроме лидера, в группе выделяются лица, занимающие вторые и третьи места. Распределяются они по степени авторитетности. И если вторых и третьих номеров в группе может быть несколько, то лидер только один. Эту стратификацию ролей и позиций никто не производит. Зависит она от индивидуальных качеств подростка, с одной стороны, и социально-психологических особенностей группы, уровня ее развития – с другой. От этих причин зависит самоутверждение личности подростка в группе, которое выражается в том, что он стремится занять положение, обеспечивающее ему уважение, признание, помощь, поддержку. “Отверженность” отдельных членов группы носит стойкий характер. Они являются предметом насмешек, порой издевательств. В группе они чаще всего выступают в роли “шута”, “козла отпущения”, и находятся в постоянной зависимости от наиболее популярных членов. Лидеры могут использовать их в своих корыстных целях: заставляют украсть что-либо, выполнить унизительное поручение и т.д. Их отвержение происходит в силу их личных качеств, физической или психической неполноценности. При прямом или косвенном подстрекательстве лидеров “отверженные” могут провоцировать различные эксцессы и правонарушения, незаконные действия со стороны других лиц.

(И.П. Башкатов)

1. Каковы взгляды автора на возможную направленность самовозникающих подростковых групп?

2. Какие факторы, по мнению автора, определяют стратификацию ролей и позиций в группе? Назовите роли и позиции, указанные в тексте.

3. Какие примеры антисоциальных действий содержатся в приведенном фрагменте? Приведите свои примеры.

4. Какой можно назвать описанную в тексте группу? Аргументируйте свой ответ, опираясь на содержание текста и знания обществоведческого курса.

– По последнему вопросу организуется игра “Дебаты”.
– Учащиеся приводят различные аргумента в поддержку или опровержение авторской позиции, собственной позиции. Подтверждаются или опровергаются аргументы учащихся новыми выводами.
– Учащимся раздается “Лист оценивания” работы на уроке, в котором каждый ученик должен поставить соответствующий балл как себе, так и другим одноклассникам. Учитываются следующие показатели:
– работа в группе;
– индивидуальные ответы;
– аргументированность своей позиции;
– “глубина” ответа.

– Подведение итогов урока учителем. Основные выводы по теме. Словесная оценка работы учащихся.