Использование ИКТ в работе классного руководителя начальной школы

Разделы: Классное руководство


Главную роль в решении задач воспитания подрастающего поколения в образовательном учреждении отводится классному руководителю.

В современном обществе учить детей легче, чем воспитывать. Процесс воспитания требует более тонкого подхода к ребенку и это процесс постоянного творчества. Деятельность классного руководителя в первую очередь направлена на работу с учащимися всего класса. Он формирует мотивацию к учению каждого отдельного ребенка, изучает его возрастные и индивидуальные особенности для развития и стимулирования познавательных интересов; создает благоприятные условия для развития гражданственности, мировоззренческой культуры, навыков созидательного труда, творческой индивидуальности, успешного вхождения ребенка в социум, формирования демократической культуры в системе классного самоуправления. [1]

Для того чтобы ребенок верил в искренность слов классного руководителя, самому классному руководителю необходимо саморазвиваться и самореализовываться в обществе. Использование ИКТ в работе классного руководителя – один из способов самоутверждения в школьном коллективе, но педагогу необходимо овладеть рядом умений: техническими (умения, необходимые для работы на компьютере), методическими (умения, необходимые для грамотного обучения младших школьников), технологическими (умения, необходимые для грамотного использования информационных средств обучения на разных мероприятиях, проводимых в начальной школе).

Важнейшими направлениями работы классного руководителя являются:
– организация воспитательного процесса в классе;
– документальное обеспечение воспитательного процесса;
– разработка и проведение классных часов;
– разработка и проведение внеклассных мероприятий;
– проведение родительских собраний;
– работа с семьей;
– помощь в ученическом самоуправлении.

Подготовка детей к успешной жизни в обществе – вот цель современной школы, а современная жизнь немыслима без компьютерной технологии. [2]

Компьютер стал моим другом и помощником в работе. Это техническое средство, расширило мои возможности в воспитательном процессе. Появилась возможность создания зрелищных компьютерных средств воспитания с элементами видео, графики, звука, аудио эффектов.

Основные положительные стороны использования ИКТ в работе: наглядность, доступность, относительно низкие затраты на оборудование, сокращение временных затрат на подготовку наглядности, эстетичность.

Внедрение информационных и компьютерных технологий в практику моей работы осуществляется по следующим направлениям: создание презентаций и фильмов, работа с ресурсами Интернет, использование готовых обучающих программ.

Информационные технологии позволили разнообразить формы подачи материала. Это дает возможность долго удерживать внимание учеников, избегая опасности их перенапряжения. Информация, продублированная через различные сенсорные пути, через звук, видео, текст, усваивается лучше и сохраняется гораздо дольше. У детей создается эффект присутствия; появляется ощущение подлинности, реальности событий; желание узнать и увидеть больше.

Важной особенностью мероприятия с применением компьютера является его интерактивность (возможность диалога, обратной связи).

Для проведения классного часа или мероприятия, я использую личные презентации, разработанные в программе MS Power Point. Основа любой презентации – облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов. Множество фотографий, видеофрагментов, музыки позволяет заинтересовать абсолютно всех учащихся. Материал для тематических классных часов нахожу в Интернете, используя поисковые системы, в литературе, на лазерных дисках и других источниках. Рисунки, фотографии, репродукции сканирую и использую в своих презентациях или слайд-шоу. Найденный материал обрабатываю и делаю его более понятным и интересным для детей. Например, в презентации: “Воронеж в годы Великой Отечественной войны” были использованы фотографии и песни военных лет, кадры видеохроники. Песни на стихи А.Кольцова, использованные в презентации “А. Кольцов”, дети слушали с удовольствием.

Отдавая предпочтение презентациям, многие классные руководители забывают о том, что существуют программы для создания видео. В них фильмы можно создавать из простых картинок.

В своей работе я использую видеофильмы. Некоторые из них созданы мною. Первые фильмы были созданы в программе Windows Movie Maker. Это такие фильмы как “Прогулка по Воронежу”, “Семейный альбом”, “Память”, “Прощай, начальная школа”, “9 Мая в Новой Усмани”, “Выпускной”, “Александровский сад”. Особенно нравятся детям фильмы-поздравления. Это подарок ученику в день рождения. Первые мои фильмы были из обычных картинок. Сейчас я создаю видеофильмы в программе Video Studio 10. Возможности этой программы гораздо шире. В этой программе были созданы фильмы из жизни моих первоклассников: “Первое сентября”, “День здоровья”, “Три первых дня в школе”, “На уроке физкультуры”.

Нередко для видеофильмов и презентаций я использую свои звуковые и музыкальные файлы, которые создаю в программах Nero Wave Editor, Nero Sound Trax.

Создание видеофильма – очень увлекательное дело, которое незаметно вошло в мою жизнь. Вошло и осталось. Ведь, создавая фильм для других, многому учишься сам. В этой области уже есть небольшие достижения. Моя работа “Александровский сад” заняла первое место в районном конкурсе “Память сердца” в номинации “Вспомнить всех поименно”.

В мероприятие “Басни Крылова” и читательскую конференцию по произведениям С.В.Михалкова были включены аудиосредства. Учу детей слушать. С этой целью предлагаю записи образцового чтения актерами небольших по объему литературных произведений. Это обучает выразительному чтению, умению прочувствовать настроение, определить характер героев.

В нашей школе есть хорошая традиция ежегодно проводить конкурс на лучшего чтеца. К конкурсу подбираем не только стихотворения, но и музыку. Чтение стихов под удачно подобранную фонограмму вызывает в душах маленьких слушателей бурю эмоций. Музыка переносит детей в мир творчества, обогащает новыми выразительными средствами.

При помощи ИКТ провожу заочные путешествия по городам России (“Путешествие по Москве”, “Дом-музей К.Э.Циолковского в Калуге”).

В современной школе классному руководителю приходится заполнять много различных документов. Это и план воспитательной работы, и различные отчеты по работе с “трудными”, и работа с родителями. При этом стараюсь максимально компьютеризировать свою работу. В этом мне помогает знание Microsoft Office.

Примерами применения компьютерных технологий на практике является выставление текущих оценок, ведение журнала пропусков уроков, подсчет качества знаний и среднего балла по четвертям и за год. Данные отчеты могут формироваться с помощью электронных таблиц Microsoft Excel. Электронные таблицы позволяют наглядно представить результаты обработки анкет, диагностик, с помощью графиков и диаграмм.

Незаменимый помощник Excel и при проведении соревнований, КВН, различных конкурсов, когда жюри нужно быстро выставить оценки и автоматически подсчитать средний балл.

В работе с родителями иногда приходится испытывать затруднения с проведением родительских собраний. Не секрет, что в каждом классе есть родители, которые не любят их посещать. Попытаться собрать всех – задача классного руководителя. И снова мне на помощь приходят средства ИКТ. Во время проведения родительского собрания большую помощь оказывают: презентации, слайд – шоу, фильмы из жизни класса и классных праздниках. Хорошей традицией стало проводить итоговое родительское собрание в конце учебного года с показом презентации. В ней показываю достижения детей за прошедший год в общешкольных и районных мероприятиях. Я стараюсь сделать так, чтобы у родителей появилось желание прийти в школу вновь.

Компьютер упрощает процесс общения классного руководителя с учениками и их родителями. Дает возможность осуществлять обратную связь, как с учителем, так и с учеником или родителем. Для непосредственного общения с учениками и их родителями большие возможности дает Интернет. С этой целью использую Skype, электронную почту.

Сегодня я не могу представить себе свою деятельность без использования проектора, цифрового фотоаппарата, видеокамеры, компьютера, DVD. Я имею возможность зафиксировать любое мероприятие, обработать его, собрать фото и видеокопилку и при необходимости показать на экране.

Нельзя воспитывать современного ребенка без компьютерных технологий. А для моих учеников мероприятия с использованием ИКТ стали привычными. Этого требует время. А педагог должен всегда идти в ногу со временем.

Список литературы.

  1. Бутнару О.В. Возможности и преимущества использования ИКТ в воспитательной работе. – Интернет-ресурсы.
  2. Приходько Л.П. Применение ИКТ в деятельности классного руководителя начальной школы. – Интернет-ресурсы.