Искусство Западной Европы XI–XIII вв.

Разделы: История и обществознание


Цель урока: знакомство с особенностями европейской культуры в период средневековья.

Оборудование: м\м проектор, презентации “Романский стиль”, “Готический стиль”, карточки с заданиями для групповой работы, памятки.

Основные понятия: романский стиль, аскетизм, готика.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Рассказ учителя о романском стиле с использованием презентации. (Приложение1).

Романский стиль сложился в архитектуре к XI в. и распространился от Португалии до владений крестоносцев в Палестине, от Финляндии до Сицилии. Это первый общеевропейский стиль. Название “романский” указывает на то, что многими своими чертами он обязан архитектуре Древнего Рима.

В романском стиле строили иногда и замки. Самый известный из них – Тауэр в Лондоне. Но больше всего дошло до нас романских храмов: соборов, церквей, часовен.

В основу романского храма легла раннехристианская базилика. Базиликами в Древнем Риме назывались общественные здания, предназначенные для торговли или для рассмотрения судебных тяжб. Базилика – прямоугольное здание, разделенное внутри продольными рядами колонн или столбов на несколько частей – так называемых кораблей или нефов. Когда император Константин разрешил христианам открыто проповедовать свое учение, христианские священники предпочли не храмы языческих богов, а общественные здания, где можно было собрать сразу много людей.

Строители романской эпохи решили, что христианскому храму уместно иметь в плане вид не прямоугольника, а креста. Поэтому они стали делать пристройку, которая пересекала базилику. Это изображение получило название трансепт. На пересечении главного нефа и трансепта часто возводили высокую башню. Нередко ставили две мощные башни у западной стены храма, там, где был главный вход (портал). В результате стены из серого камня, почти лишенные окон, тяжелые двери, мощные башни по углам придавали храмам вид мрачноватых и грозных крепостей.

В таком соборе даже солнечным летним днем было сумрачно и прохладно. Потолок всегда тонул в полумгле и лишь верхушки массивных колонн проступали в мерцающем свете горящих свечей.

Внутреннее убранство дополнялось скульптурами и рельефными изображениями святых, чьи каменные лица, проступая сквозь полумрак, сурово глядели на прихожан.

В отличие от античных скульпторов, которые воспевали силу и красоту человеческого тела, мастера Средневековья старались больше раскрыть внутренний духовный мир человека. Они стремились выразить его чувства, настроения, мысли, силу духа. Тела же изображали худыми, некрасивыми.

Романские храмы изнутри покрывались росписями. Краски наносились на свежую, еще не просохшую штукатурку, отсюда и название – фреска (свежая).

3. Выступления учащихся на тему: готический стиль

4. Работа в группах. (Приложение 2)

Группа 1. “Средневековая архитектура” (умение сравнивать).

– Рассмотрите иллюстрации католических храмов. Определите и напишите под рисунком, к какому стилю архитектуры относится каждое здание. Распределите и напишите под иллюстрацией номера соответствующих каждому архитектурному стилю признаков:

1. Остроконечные башни;
2. Мощные стены;
3. Изящные колонны;
4. Витражи;
5. Полукруглые своды;
6. Стрельчатые окна;
7. Многочисленные башенки, зубчики, ниши и выступы.

Группа 2. “Средневековая архитектура” (умение давать и объяснять свою оценку исторических явлений).

Какие на ваш взгляд, явления архитектуры свидетельствуют о развитии церковной культуры, а какие – светской? Приведите 2–3 аргумента в поддержку каждой позиции.

Группа 3. “Средневековая скульптура” (умение сравнивать).

Рассмотрите иллюстрации. Дайте название каждому стилю скульптуры. Определите сходство и различия.

Группа 4. “Средневековая живопись” (умение сравнивать).

Рассмотрите иллюстрации. Дайте название каждому стилю живописи. Определите сходство и различия.

5. Обобщение.

Составьте синквейн на тему “Европейское искусство”.

Синквейн представляет собой пятистишие, которое написано по определенным правилам:
– в первой строчке указывается тема стихотворения, для этой цели используется существительное;
– во второй строчке двумя прилагательными дается описание темы;
– в третьей строчке тремя словами дается описание действия в рамках этой темы;
– четвертая строка – фраза из четырех слов, показывающая отношение автора к теме, его чувства;
– последняя строка – это одно слово, по сути синоним тому, с которого синквейн начинался.

6. Подведение итогов, д/з.