Программа "Математический калейдоскоп"

Разделы: Математика, Внеклассная работа


Пояснительная записка.

Программа “Математический калейдоскоп” имеет естественнонаучную направленность и разработана на основе программы “Математика”, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации 1988 года выпуска – авторы И.Я.Депман, Н.Я.Виленкин.

Программа курса “Математический калейдоскоп” оформлена в соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 года №06-1844 “О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей” и реализуется в предметном объединении “Математический калейдоскоп” муниципального общеобразовательного учреждения “Гимназия “Логос”.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, личностного развития.

Математика дает уникальнейшую возможность воспитывать смекалку, сообразительность, находчивость, настойчивость в поиске оригинального решения. Она будит мысль и призывает к точности и обоснованности рассуждений.

Особенностью данной программы является то, что проводится большая подготовительная работа с детьми в том возрасте, когда интенсивно развивается математическое мышление детей, тем самым создается реальная база для расширения и углубления математических знаний, а также выявления учащихся, проявивших себя по математике, для участия их в районных олимпиадах, в различных математических конкурсах.

Данная программа является актуальной на сегодняшний день. Ее актуальность заключается в том, что она дает возможность сделать процесс математического образования непрерывным, разнообразным, а также дает возможность систематически и последовательно готовить учащихся 5–6-х классов к успешному участию в олимпиадах, в различных математических конкурсах.

Цель и задачи дополнительной образовательной программы.

Цель программы: развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, личностное саморазвитие, ценностные ориентации.

Для достижения данной цели формируются следующие задачи:

Обучающие:
научить различным способам и приемам решения нестандартных задач;
– приобретение новых математических знаний и умений;
– знакомить с историей развития математики, со значением ее в современном мире;
– учить навыкам самостоятельного учебного труда в процессе занятий по математике.

Развивающие:
– развивать логическое мышление;
– развивать пространственное воображение;
– развивать творческое мышление учащихся;
– развивать алгоритмическую культуру учащихся;
– прививать интерес к решению нестандартных задач;
– создавать условия для стимулирования интеллектуального потенциала ученика;
– расширять кругозор;
– развивать умение объективно оценивать свои силы и возможности, проводить самоанализ деятельности.

Воспитывающие:
– воспитывать средствами математики культуру личности;
– формировать положительное отношение к изучению математики;
– воспитывать ответственность, целеустремленность, способность к взаимопомощи и сотрудничеству;
– развивать способность к толерантному общению.

Отличительной особенностью данной программы является то, что она модифицированная – адаптирована к условиям образовательного процесса МАОУ “Гимназия “Логос” г. Чудово Новгородской области. В рамках модификации увеличено число часов:

  • 1–2 год обучения, увеличено количество часов с 136 до 144.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы, 11–13 лет.

Сроки реализации образовательной программы:

1–2 год обучения – 2 часа в неделю – 72 часа в год;
144 часа за 2 года обучения.

Форма и режим занятий.

Содержание программы ориентировано на добровольные одновозрастные группы детей:
1-й год обучения (11–12 лет) – наполняемость групп – до 15 человек.
2-й год обучения (12–13 лет) – наполняемость групп – до 15 человек.

Наполняемость групп выдержана в пределах требований СанПиН и информационного письма Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки РФ от 19.10.06 № 06-1616 “о методических рекомендациях”. Приложение 7 “Примерная наполняемость групп”.

В целом состав групп остается постоянным. Однако состав группы может меняться по следующим причинам:
– смена места жительства;
– смена учебного заведения;
– переход на индивидуальную форму обучения;
– по медицинским показаниям;
– в других случаях.

Ведущей формой организации обучения является групповая.

Программа предполагает также наряду с групповой формой работы парную, дискуссионную и индивидуальную формы; использование большого количества практических заданий, предполагающих активную самостоятельную деятельность обучающихся.

Такой подход способствует формированию устойчивой положительной мотивации к предмету, развитию познавательной активности учащихся.

Частично применяются в педагогической деятельности следующие методы обучения: деятельностный, поисковый, практический, наглядный, самостоятельный, метод моделирования и конструирования, метод создания игровых ситуаций, индивидуальное обучение, обучение в сотрудничестве.

Ожидаемый результат и способы определения их результативности.

(По окончании изучения курса “Математический калейдоскоп” в конце 6-го класса.)

  • Требования к математической подготовке учащихся:

1-й год обучения.

По окончании учащийся должен знать:
различные способы записи чисел;
– различные системы счисления;
– различные способы и приемы решения нестандартных задач;
– алгоритмы составления м разгадывания ребусов и кроссвордов.

Учащийся должен уметь:
решать нестандартные задачи на применение комбинаторики с помощью таблиц и графов, на применение деления с остатком;
– решать задачи на смеси, переливание, взвешивание;
– решать задачи на составление и разгадывание ребусов и кроссвордов.

2-й год обучения.

По окончании учащийся должен знать:
признаки делимости на 4, 8, 25 и т.д.;
– делимость суммы, произведения, частного;
– решето Эратосфена;
– историю возникновения чисел;
– историю возникновения пропорций и пропорциональных чисел;
– различные приемы решения нестандартных задач повышенной сложности.

Учащийся должен уметь:
решать нестандартные задачи на применение признаков делимости;
– применять алгоритм Евклида для нахождения НОД;
– решать задачи с модулем;
– решать задачи на применение принципа Дирихле;
– решать нестандартные задачи повышенной сложности с помощью схем, графов и таблиц;
– решать задачи повышенной сложности на нахождение части числа и числа по его части.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.

Выявление промежуточных и конечных результатов учащихся происходит через:
практическую деятельность; самостоятельные работы; диагностику развития логического мышления, воображения, гибкости ума (тесты, решение задач на сообразительность), выставки и конкурсы творческих работ, игры, участие в олимпиадах школьного, районного уровней, участие в международной игре “Кенгуру”, участие в предметных месячниках и т.п.

Учебно-тематическое планирование.

1-й год обучения. 

№ п/п Название раздела/темы Количество часов
Всего часов Теоретические занятия Практические занятия
1 Различные способы записи чисел 13 6 7
2 Разгадывание и составление ребусов, верных равенств и кроссвордов 12 5 7
3 Раздел: Решение задач повышенной сложности 34 16 18
3.1 Комбинаторика 6 2 4
3.2 На смекалку 4 2 2
3.3 Логические задачи с помощью таблиц и графов 4 2 2
3.4 На смеси 4 2 2
3.5. На переливание 4 2 2
3.6 На взвешивание 4 2 2
3.7 Занимательные задачи 4 2 2
3.8 На применение деления с остатком 4 2 2
4 Геометрические задачи на резание фигур 3 1 2
5 Математические игры, олимпиады 10 2 8
Итого:    72  30  42

2-й год обучения.

№ п/п Название темы Количество часов
Всего часов Теоретические занятия Практические занятия
1 Повторение курса 5 класса: решение задач из раздела 3, но посложнее. 7 3 4
2 Делимость чисел 20 9 11
3 Периодические дроби. Замена обыкновенной дроби периодической дробью и наоборот. 3 1 2
4 Решение олимпиадных задач. 14 6 8
5 Исторические экскурсы. 10 5 5
6 Углубленное изучения понятия “модуль числа” 10 4 6
7 Игры, олимпиады 8 8
Итого: 72 28 44

Приложение 1.

Приложение 2.