Конспект занятия в средней группе по теме "История чудесных превращений"

Разделы: Работа с дошкольниками, Экология


Цель. Закладывать основы гуманистического отношения к природе

Задачи:

Образовательные:

  • учить устанавливать связи: зависимость состояния растений от условий среды и степени удовлетворения потребностей.

Развивающие:

  • развивать умение рассказывать по схемам-моделям.
  • воспитывать любознательность, внимание, логическое мышление.

Воспитательные:

  • Продолжать формировать позитивное отношение к природе

Словарная работа: Обогащение словаря детей словами: пыльца, чешуйки, переопыление.

Методические приемы:

  • Загадки,
  • Художественное слово,
  • Психологическая разминка,
  • Физкультминутки,
  • Модель зимы, весны, насекомого,
  • Экологическая задача.

Демонстрационный материал:

  • солнце,
  • цветы,
  • листики (зеленые, желтые),
  • яблоко,
  • пчела,
  • дерево.

Предшествующая работа.

  • Чтение рассказа К.Ушинского “История одной яблоньки”.
  • Наблюдение на прогулке.
  • Рассматривание иллюстраций по теме.
  • Работа по схемам-моделям.
  • Дидактические игры “Когда это бывает?; “Правила друзей леса”.
  • Настольная игра “Наш сад”.
  • Рассматривание репродукций картин известных художников.
  • И.И. Левитан. “Золотая осень”, “Яблоневый сад”, И. Шишкин “Зима”.

Ход занятия

Ведущий. Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Мы пойдем в большой сад, где растет много разных растений. С одним из них мы познакомимся и узнаем, как его называют. Чтобы лучше узнать это дерево, мы должны побывать около него зимой, весной, летом и осенью.

Отгадайте, в какое время года мы начнем знакомиться с нашим деревом:

Вот поднялся ветерок,
Набежали тучи.
И пошел, пошел снежок
Мелкий да колючий.
Посыпал он как крупой
Все дорожки наши.
Только из такой крупы
Не наваришь каши.

Правильно, с нашим деревом мы начнем знакомиться зимой. Тогда надеваем зимнюю одежду, шапки, шубы, варежки и валенки и идем в сад на лыжах.

Мы на лыжах в сад идем,
Мы взбираемся на холм.
Палки нам идти помогут,
Будет нам легка дорога.
Вот мы и в саду.

Посмотрите на эту модель, на дерево и расскажите все, что знаете о зиме. (На улице холодно, идет снег, деревья стоят голые, на их веточках нет ни одного листика).

А где же зимой находится солнышко?

Дети. Оно находится низко.

Воспитатель. Прикрепим солнышко чуть выше верхушки дерева.

Какое красивое дерево стоит в нашем саду! Давайте рассмотрим его веточку. Посмотрите, да к ней прилепились какие-то продолговатые шарики. Отгадайте загадку.

Это домики для листьев
Открываются весной,
И из каждого выходит
К нам листочек молодой.

Вы догадались, что это за продолговатые шарики? (Почки.)

Кто из вас понял, что такое почка?

Дети. Это – туго свернутые маленькие листочки.

Воспитатель. А кто догадается, почему они сверху покрыты плотными коричневыми чешуйками?

Дети. Чешуйки защищают нежные листики от дождя, снега и холода.

Воспитатель. Сейчас, я покажу вам модели, а вы попробуйте определить, к какому времени года они относятся (солнце ярко греет, капают сосульки, появляется зеленая травка, раскрывается почка, на деревьях появляются листочки).

Воспитатель. Пока мы с вами беседовали, солнышко высоко поднялось над верхушкой нашего дерева. Под нашим деревом появилась зеленая травка. А что же появилось из почки? (Маленькие зелененькие листочки.) Приложите листики к почкам.

Ребята, а как вы думаете, растения какую любят почву?

Дети. Мягкую, влажную, рыхлую.

Воспитатель. Мы сейчас с ребятами лейки и грабли возьмем земельку под нашим деревом взрыхлим и польем.

За мной, за мной ребята,
Вот вам лейки и лопата.
В сад пойдем,
Землю черную взрыхлим.
Мы вскопаем землю.
В руки лейки мы возьмем,
Наше дерево польем.
Будет дерево цвести
Радовать нас новым урожаем.

Воспитатель. Вот мы с вами землю взрыхлили, полили наше дерево и на нем появились красивые цветочки. Возьмите и приложите их рядом с листиками на веточки дерева.

Девочка рассказывает стихотворение.

Маленькая яблонька
У меня в саду,
Белая-пребелая,
Вся стоит в цвету.
Я надела платьице
С белою каймой.
Маленькая яблонька
Подружись со мной.

Психологическая разгрузка.

Закройте глаза. Нам хорошо и приятно. Мы дышим свежим воздухом и вдыхаем аромат этих чудесных цветов. Мы любим эту чудесную яблоньку. Спасибо тебе природа за создание этих красот! Вот мы и отдохнули.

Но в саду не только растут деревья, но и обитают представители животного мира. Догадайтесь, кто это? (Насекомое.)

Воспитатель. (Рядом с деревом появляется пчела.)

Вы посмотрите!
Прилетела пчелка,
Села на цветок…
Немного посидела
И на другой перелетела.
У пчелы полно хлопот,
Добывать ей надо мед.
Она по цветкам летает,
Вашему дереву помогает.

Кто расскажет, как пчела помогает дереву?

Дети. В цветках кроме сладкого меда находится нежная пыльца, которую пчела переносит от цветка к цветку. Происходит чудо, на деревьях и кустарниках появляются ягоды и фрукты.

Воспитатель.

Солнце будет греть.
Дождик поливать,
Фрукты да ягоды
Будут созревать.

Воспитатель. Ребята, посмотрите, на веточках нашего дерева творятся чудеса. Исчезли цветы, и на их месте появились маленькие зелененькие шарики, которые быстро начали расти и превратились…

Круглое, румяное,
Я расту на ветке,
Любят меня взрослые
И маленькие детки.

Вы догадались, что это?

Воспитатель (показывает детям яблоко). Правильно, это яблоко. Уберите цветы с дерева и наложите на их место яблоки. Ребята, вы узнали, как называется это дерево? (Яблоня.)

А теперь передавайте это яблоко друг другу и скажите, какое оно (круглое, румяное, красивое, сладкое, вкусное, сочное, аппетитное).

Воспитатель. Какая польза человеку от яблок, которые растут на яблоне?

Дети: Яблоки очень вкусные и полезные, из них делают повидло, мармелад, сок, пюре, пекут пироги, в них много витаминов.

Воспитатель. Как много яблок выросло на нашей Яблоньке! Веточки ее от тяжести к земле клонятся. Пошли наши дети помогать Яблоньке, осторожно, не ломая веток, освободили ее от яблочек. Вдруг они заметили, что зеленые листики стали желтыми. Посмотрели они на Солнышко, а оно вниз опустилось, у самой верхушки Яблони находятся. (Дети убирают зеленые листья и яблоки и прикладывают на их место желтые.) Налетели ветры буйные, сорвали они желтые листья, и осталась наша Яблонька голая. И вдруг:

С нахмуренной тучи
Снежинка слетела.
Зимою их много
Летают, кружатся,
На лес, на дорогу,
На поле ложатся.
А та покружилась
У яблоньки и под елкой
В саду до тепла
Задремала надолго.

Ребята, а как вы думаете, почему растения не растут и не цветут зимой?

Дети. Зимой холодно, мало света, почва замерзла, нет влаги.

Воспитатель. Так может, они погибли?

Дети. Нет, они засыпают и спят до самой весны. Когда мало света, листья желтеют, а когда становится холодно – листья опадают.

Воспитатель. А сейчас я хочу вам предложить решить задачу. А что будет, если кто-нибудь оборвет все почки с дерева: (не будет зеленых листочков, не расцветут цветочки, погибнет пчела, не вырастут яблоки, исчезнут семена, не вырастет новая яблонька).

Так давайте, ребята, будем бережно относиться ко всем деревьям!