Великий русский филолог С.И.Ожегов объясняет значение слов чуткость и милосердие так – это готовность помочь кому-нибудь или простить кого-то из сострадания, человеколюбия. А быть чутким и добрым – это значит быть отзывчивым и сочувственным.
Чуткость, милосердие, сострадание – это важные качества, которые необходимы человеку и обществу. У каждой личности должны быть эти качества. Милосердие – понятие емкое. Оно включает в себя: незлобивость, сердобольность, душевность, доброту, добросердечность. Что же значит быть чутким?
Быть чутким – значит уважать чувства других людей, всегда думать о том, как твои поступки скажутся на окружающих, это значит не быть равнодушным к тому, что люди испытывают. Чуткий человек думает о других, с особым вниманием относится к их желаниям и старается поступать так, чтобы доставить другим радость.
Быть чутким – значит не придавать собственным желаниям большего значения, чем желаниям других. Если у тебя с другом разные вкусы, не стоит убеждать его в том, что ты прав, а он заблуждается. Ведь следует уважать чужие мысли и устремления. Быть чутким – значит поступать так, чтобы хорошо было и тебе, и другим.
Для чего нужна эта добродетель?
Эгоистичный, нечуткий человек способен причинить боль другому человеку. Если кто-то равнодушен к людям, то и они станут отвечать тем же этому человеку.
Если на Земле исчезнет чуткость, то люди будут постоянно ссориться, так как никому ни до кого не будет дела. Если же чуткость станет основой отношений людей, то все будут жить в мире и согласии.
Проявляя чуткость, мы даем человеку понять, что он нам небезразличен: прежде чем что-то предпринять, мы подумаем о том, как это на нем отразиться, а после не забудем поинтересоваться, все ли у него в порядке. Наша чуткость рождает чуткость в других. Чуткость заразительна.
В чем она проявляется?
Чуткость проявляется тогда, когда мы задумываемся, как наши поступки отражаются на других. Если человеку присуща чуткость, чувства других людей также важны для него, как и собственные. Можно развить в себе чуткость, если чаще думать о том, как доставить радость другим. О чуткости можно говорить много. Очень важно понять, что в чуткости и любви к людям человек “возрастает духовно”.
Чуткость – компонент милосердия. А милосердие, по своей сути, превосходит законы зла, оно, вообще, больше любых политических законов. Оно не подвластно естественным, всемирным законам. К этому приходит каждый верующий человек, понимая, что Бог милосерден, ибо человек получает милосердие от Бога и отдает его, ничего не прося взамен, видя в этом смысл жизни, основу спасения.
В наше время мы наблюдаем некоторый дефицит этих качеств. Отчего это происходит?
Все начинается с воспитания в детстве, и важно, чтобы ребенок с детства усвоил суть нравственных понятий и человеческих ценностей. Ребенок формируется как личность, приобретает свойственные ему черты характера, особенности, которые влияют на поведение человека в жизни, у ребенка появляется собственное мировоззрение. Как же он смотрит на этот мир? С улыбкой и любовью или же, как завоеватель и потребитель, которого ничто не интересует кроме собственного “я” и своей выгоды? Ребенок, будет взрослеть, и жизнь поставит перед ним отнюдь не легкие проблемы. Останется ли он милосердным, великодушным, человечным? Станет ли помогать бедным, престарелым, родным, друзьям? Отзовется ли по-доброму его душа на нужды и беды общества?
В Священных Писаниях мировых религий встречаются упоминания о том, что Божественная сила неустанно борется за человеческую душу с силами зла, которые олицетворяет Сатана. Этот древний символ можно рассматривать как отражение психологической основы человеческого бытия – борьбы за победу духовного начала над материальной основой. Часто в детях берет верх низшая сторона их натуры – это проявляется, прежде всего, в актах насилия и жестокости. Детская и подростковая преступность напрямую связана с неуверенностью в себе, низкой самооценкой и отсутствием веры. Помочь ребенку увидеть в себе все лучшее и следовать своей высшей природе – значит препятствовать росту детской преступности.
Каким же способом помочь ребенку видеть в нем все лучшее, как воспитать в нем такие качества, как чуткость, милосердие, сострадание?
На плечи учителя начальной школы ложится большая задача. Она заключается в том, чтобы развить и воспитать в душе ребенка духовное начало, развивать чувства, чтобы он не вырос бездумным равнодушным человеком.
Как добиться, чтобы дети глубоко знали родной язык, чтобы родное слово вошло в их духовную жизнь, стало средством познания истины? Язык – это материальное выражение мысли, и ребенок лишь тогда будет знать его, когда вместе со смыслом воспринимает яркую эмоциональную окраску родного слова. Без переживания красоты слова уму ребенка непостижимы сокровенные грани его смысла. А переживание красоты немыслимо без фантазии, без личного участия детей в творчестве, имя которому – сказка. Сказки предназначены для детства.
Без преувеличения можно сказать, что чтение в годы детства – это, прежде всего воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души. Слово, раскрывающее благородные идеи, всегда откладывает в детском сердце крупинки человечности, из которых складывается совесть.
Воспитание чуткости, отзывчивости к горю и страданиям других людей – важная задача школы.
Сопереживанию, состраданию должна учить детская книга. А именно сказки. Сказка-это активное эстетическое творчество, захватывающее все сферы духовной жизни ребенка– его ум, чувства, воображение, волю. Оно начинается уже в рассказывании.
Сказка, игра, фантазия – источник детского мышления, благородных чувств и стремлений. Эстетические, нравственные и интеллектуальные чувства, рождающиеся в душе ребенка под впечатлением сказочных образов, активируют поток мысли, который побуждает к активной деятельности мозг, связывает полнокровными нитями живые островки мышления. Через сказочные образы в сознание детей входит слово с его тончайшими оттенками; оно становится сферой духовной жизни ребенка, средством выражения мыслей и чувств – живой реальностью мышления.
Под влиянием чувств, пробуждаемых сказочными образами, ребенок учится мыслить словами. Без сказки – живой, яркой, овладевшей сознанием и чувствами, – невозможно представить детского мышления и детской речи как определенной ступени человеческого мышления и речи.
Дети находят глубокое удовлетворение в том, что их мысль живет в мире сказочных образов. Пять, десять раз ребенок может пересказать одну и ту же сказку, и каждый раз открывает в ней что – то новое.
Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу. В сказке черпаются первые представления о справедливости. Первоначальный этап идейного воспитания тоже происходит с помощью сказки. Дети понимают идею лишь тогда, когда она воплощена в ярких образах.
Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Патриотическая идея сказки – в глубине ее содержания; созданные народом сказочные образы, живущие тысячелетия, доносят к сердцу и уму ребенка могучий творческий дух трудового народа, его взгляды на жизнь, идеалы, стремления. Сказка – это духовное богатство народной культуры, познавая которые, ребенок познает сердцем родной народ.
Сказка – это рассказ о заведомо невозможном воплощении в реальную жизнь. Здесь есть обязательно что – то фантастическое, неправдоподобное: животные разговаривают; на первый взгляд, обыкновенные предметы оказываются волшебными... Недаром, известная русская пословица гласит: “Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!” Урок нравственности, доброты, ума и хитроумия.
Кто из нас не любил сказку в детстве? Наверное, не найдется такого человека. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и с окружающим миром, в целом. Сказка преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, такие как честность, доброта, человеколюбие, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка. Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно – следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка, – все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.
Всеми своим поэтическими средствами сказка наставляет ребенка, показывает ему, что хорошо и что плохо, учит различать добро и зло, верить в справедливость. И делается это просто, без всякой навязчивости и морализирования. Народное сказочное искусство укрепляет в детях оптимистическое восприятие жизни, учит мечтать и, увлекая их воображение, будит творческие способности и устремления.
Сказочные ситуации и конфликты вполне доступны пониманию ребенка и глубоко задевают их чувства. Старшие братья несправедливо обижают младшего, сваливают на него самую трудную и опасную работу, злая мачеха преследует ни в чем не повинную падчерицу, глупый царь – “самодур” грозится погубить героя.
Но в судьбы действующих лиц сказки вмешиваются добрые волшебные силы – зло наказывается, справедливость торжествует. В непременном утверждении правды, добра, красоты, в разоблачении зла и состоит огромная нравственно – эстетическая сила сказки.
Язык сказки доступен ребенку. Сказка проста и в то же время загадочна. “В некотором царстве в некотором государстве…” или “В те далекие времена, когда животные умели разговаривать…” и ребенок уже покидает реальный мир и уносится в мир своих фантазий стимулируемых сказкой. Сказка способствует развитию воображения, а это необходимо для решения ребенком его собственных проблем.
Сказка неотделима от красоты. Она способствует развитию эстетических чувств, а значит, способствует развитию благородства души, сердечной чуткости к человеческому несчастью.
Самые элементарные и в то же время самые важные представления – об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о героизме и трусости, о доброте и жадности – ложатся в сознание и определяют для ребенка нормы поведения. Детям надо пережить борьбу зла и добра, понять, что в сказке отражены представления человека о правде, чести, красоте. Без сказок мир стал бы неинтересным.
В сказках много юмора. Это их чудесное свойство развивает у детей чувство реального восприятия мира и просто веселит, развлекает, радует, приводит в движение душевные силы. Однако сказки знают и печаль. Как резко контрастны здесь переходы от печали к веселью! Чувства, о которых говорится в сказках, столь же ярки, как и детские эмоции. Ребенка легко утешить, но легко и огорчить. Плачет заяц у порога своей избушки, его выгнала коза. Ребенку тоже грустно, ему жаль зайку. Петух прогнал козу – радости зайца нет конца. Весело и слушателю сказки. Малыш с горячим сочувствием следит за всем, о чем говорится в сказке: радуется победам Ивана – царевича, чудесам Василисы Премудрой, огорчается их невзгодам.
В особенности трогает ребенка судьба героев, поставленных в близкие и понятные ему обстоятельства. Действие в таких сказках часто совершается в семье. Говорили дочке отец с матерью, чтобы не ходила со двора, берегла братца, а девочка заигралась, зарезвилась и братца унесли гуси – лебеди (“Гуси – лебеди”). Братец Иванушка не послушал сестры – напился водицы из козьего копытца и стал козленочком (“Сестрица Аленушка и братец Иванушка”). В развитие действия неизменно вносятся этические мотивировки: несправедливость становится источником страданий и злоключений, благополучные концовки всегда устраняют противоречия нормам справедливости. Сказка учит ребенка оценивать дела и поступки людей в свете правильных понятий о том, что хорошо и что плохо.
В сказках не бывает непоправимых жизненных бед, вместе с тем они не скрывают и то, что реальный мир знает тяжкие людские страдания, но все кончается благополучно благодаря чуду. Воображаемая чудесная победа добра над злом всегда активизирует чувства ребенка. Потребность в справедливости, стремление преодолеть жизненные невзгоды навсегда делаются частью его мироощущения. Это в высшей степени важно для формирования у человека жизненной стойкости и качеств борца за справедливость.
Таким образом, значение сказок в воспитании чувств у ребенка велико. Сказка – источник детского мышления, а мысль младшего школьника неотделима от чувств и переживаний. Отсюда следует, что с помощью сказки можно воспитывать чувства, в число которых входит добро и милосердие.