Занятие по развитию речи в логопедической группе "Встреча с весной"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание.

Образовательные задачи: закрепить характерные признаки весны, умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи.

Развивающие задачи: развивать диалогическую речь на основе знакомых текстов посредством телефонного разговора, интервьюирования.

Воспитательные задачи: воспитывать познавательные мотивы и интерес к явлениям природы средствами театрализации, доставить удовольствие от воплощения в образе.

Коррекционно-речевые задачи: обогащать весенний словарь на основе представлений об окружающем; учить строить распространенные предложения и задавать вопросы;

Логопедизация: говорить плавно, спокойно, на выдохе.

Реквизиты к занятию: костюм весны; атрибуты: “деревья”, “лужи”, зонтик, бумажный дождь, “телеграмма”; музыкальный фон – “Звуки леса”.

Ход занятия: воспитатель читает стихотворение:

У занесенных снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой,
Нашли мы синенький цветочек,
Полузамерзший, чуть живой…

Вопросы: о каком времени года говорится в стихотворении? У нас сегодня погода в большей степени зимняя или весенняя? (вывод обосновать). Обратить внимание на “следы”. Чьи они могут быть?(…весны). Позвать весну закличкой:

Жаворонки, прилетите,
Студену зиму унесите,
Теплу весну принесите.
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела.

Появляется Весна. Дети вместе с воспитателем: “Здравствуй, Весна! На чем пришла?”

-На сохе, на бороне, на кобыле вороне!

Игровое упражнение: “Тележурналисты”: дети-тележурналисты берут интервью у весны. Предполагаемые вопросы: кто помогал тебе добираться? Кто мешал дойти до нас? Что ты с собой принесла? Почему у тебя зеленый сарафан?

Воспитатель предлагает прогуляться по весеннему лесу, где весной очень много интересного и необыкновенного (обратить внимание на лужи под ногами).

Логоритмика:

Через лужи мы шагаем, выше ноги поднимаем.
Осторожно мы пройдем и все лужи обойдем.

Решение проблемной ситуации: на окраине “города” под деревом находят котенка. Высказывания, предположения детей о том: как здесь оказался котенок; как поступить в данной ситуации нам? (остановиться на предложении детей составить тексты объявлений в газету, в бегущую строку телевидения или предложить позвонить знакомым, которые хотели бы иметь котенка).

Диалоги по телефону (ребенок-ребенок или взрослый-ребенок) - между теми, кто предлагает и хочет приютить котенка; разговор со службой “такси”, чтобы съездить и забрать котенка. “Пристроив” котенка, дети отправляются дальше.

Игровое упражнение “Дождик начался”: дети, подбрасывая бумажные капельки как можно выше, стараются убежать под зонтик, пока они не упали. Игра “Что нам видно из-под зонта”. Воспитатель: “Я вижу мужчину.. Смотрите, дождь, а он без зонта, весь вымок, но… улыбается. Когда человек ничего не замечает от радости? (2-3 ответа).

Дождик кончился, смотрите, какая огромная лужа!

Предлагается игровое упражнение “Бумажная флотилия”: игра с лодочками-парусниками – на дыхание.

Обратить внимание на пение птиц (музыкальный фон) и громкое карканье вороны-игрушки. – Кажется, она что-то хочет сказать!

Инсценирование стихотворения “Кража”.

- Кража! Караул! Грабеж! Пропажа!
Вор подкрался утром рано,
Грош украл он из кармана,
Карандаш, картонку, пробку
И красивую коробку!
- Стой, ворона, не кричи,
Не кричи ты, помолчи.
Жить не можешь без обмана!
У тебя же нет кармана!
- Что ж вы раньше не сказали?
Кар-раул! Карман украли!!!

Игра-дразнилка с вороной: “ворона”-ребенок сидит на пне, дети ходят вокруг вороны по кругу.

Ворона: кар-р!
Дети: картонка?!
Ворона: кар-р!

Дети: корзинка!

(аналогично дети подбирают другие слова, начинающиеся со слога “кар”: кар-ман, кар-тина…караул!)– после этого слова ворона, громко каркая, пытается догнать детей.

“Развеселив” ворону и попрощавшись с ней, дети отправляются дальше и встречают на поляне ежа и лису.

Диалог кукол-марионеток:

- Здравствуй, еж!
- Здравствуй, лиса!
- Всем-то ты, еж, хорош да пригож,
вот только какой-то ты…
- Может, я некрасивый?
- Да не то, чтобы некрасивый…
- Может, я неуклюжий?
- Да не то, чтобы неуклюжий…
- Может, я невнимательный?
- Да не то, чтобы невнимательный…
- Да какой-то ты еж не съедобный…

Улыбнулся еж, облизнулась лиса и разошлись они в разные стороны, а дети остались на полянке и стали играть с венком весны.

Игра “Веночек”: взявшись за руки, дети идут по кругу (“весна” ходит противоходом внутри круга) со словами: “Ты катись, венок весенний, словно солнце по полям, у кого венок весенний…”,-на эти слова “весна” останавливается около ребенка и просит: “Загадай загадку нам, спой частушечку ты нам” и т. д.

Весна: “А знаете ли вы, что весна в теплых краях начинается с прилета птиц: скворцов… (дети дополняют), поэтому и в подарок я вам приготовила вот таких птиц” (раздает птиц из соленого теста, прощается с детьми).