Программное содержание.
Образовательные задачи: закрепить характерные признаки весны, умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
Развивающие задачи: развивать диалогическую речь на основе знакомых текстов посредством телефонного разговора, интервьюирования.
Воспитательные задачи: воспитывать познавательные мотивы и интерес к явлениям природы средствами театрализации, доставить удовольствие от воплощения в образе.
Коррекционно-речевые задачи: обогащать весенний словарь на основе представлений об окружающем; учить строить распространенные предложения и задавать вопросы;
Логопедизация: говорить плавно, спокойно, на выдохе.
Реквизиты к занятию: костюм весны; атрибуты: “деревья”, “лужи”, зонтик, бумажный дождь, “телеграмма”; музыкальный фон – “Звуки леса”.
Ход занятия: воспитатель читает стихотворение:
У занесенных снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой,
Нашли мы синенький цветочек,
Полузамерзший, чуть живой…
Вопросы: о каком времени года говорится в стихотворении? У нас сегодня погода в большей степени зимняя или весенняя? (вывод обосновать). Обратить внимание на “следы”. Чьи они могут быть?(…весны). Позвать весну закличкой:
Жаворонки, прилетите,
Студену зиму унесите,
Теплу весну принесите.
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела.
Появляется Весна. Дети вместе с воспитателем: “Здравствуй, Весна! На чем пришла?”
-На сохе, на бороне, на кобыле вороне!
Игровое упражнение: “Тележурналисты”: дети-тележурналисты берут интервью у весны. Предполагаемые вопросы: кто помогал тебе добираться? Кто мешал дойти до нас? Что ты с собой принесла? Почему у тебя зеленый сарафан?
Воспитатель предлагает прогуляться по весеннему лесу, где весной очень много интересного и необыкновенного (обратить внимание на лужи под ногами).
Логоритмика:
Через лужи мы шагаем, выше ноги поднимаем.
Осторожно мы пройдем и все лужи обойдем.
Решение проблемной ситуации: на окраине “города” под деревом находят котенка. Высказывания, предположения детей о том: как здесь оказался котенок; как поступить в данной ситуации нам? (остановиться на предложении детей составить тексты объявлений в газету, в бегущую строку телевидения или предложить позвонить знакомым, которые хотели бы иметь котенка).
Диалоги по телефону (ребенок-ребенок или взрослый-ребенок) - между теми, кто предлагает и хочет приютить котенка; разговор со службой “такси”, чтобы съездить и забрать котенка. “Пристроив” котенка, дети отправляются дальше.
Игровое упражнение “Дождик начался”: дети, подбрасывая бумажные капельки как можно выше, стараются убежать под зонтик, пока они не упали. Игра “Что нам видно из-под зонта”. Воспитатель: “Я вижу мужчину.. Смотрите, дождь, а он без зонта, весь вымок, но… улыбается. Когда человек ничего не замечает от радости? (2-3 ответа).
Дождик кончился, смотрите, какая огромная лужа!
Предлагается игровое упражнение “Бумажная флотилия”: игра с лодочками-парусниками – на дыхание.
Обратить внимание на пение птиц (музыкальный фон) и громкое карканье вороны-игрушки. – Кажется, она что-то хочет сказать!
Инсценирование стихотворения “Кража”.
- Кража! Караул! Грабеж! Пропажа!
Вор подкрался утром рано,
Грош украл он из кармана,
Карандаш, картонку, пробку
И красивую коробку!
- Стой, ворона, не кричи,
Не кричи ты, помолчи.
Жить не можешь без обмана!
У тебя же нет кармана!
- Что ж вы раньше не сказали?
Кар-раул! Карман украли!!!
Игра-дразнилка с вороной: “ворона”-ребенок сидит на пне, дети ходят вокруг вороны по кругу.
Ворона: кар-р!
Дети: картонка?!
Ворона: кар-р!Дети: корзинка!
(аналогично дети подбирают другие слова, начинающиеся со слога “кар”: кар-ман, кар-тина…караул!)– после этого слова ворона, громко каркая, пытается догнать детей.
“Развеселив” ворону и попрощавшись с ней, дети отправляются дальше и встречают на поляне ежа и лису.
Диалог кукол-марионеток:
- Здравствуй, еж!
- Здравствуй, лиса!
- Всем-то ты, еж, хорош да пригож,
вот только какой-то ты…
- Может, я некрасивый?
- Да не то, чтобы некрасивый…
- Может, я неуклюжий?
- Да не то, чтобы неуклюжий…
- Может, я невнимательный?
- Да не то, чтобы невнимательный…
- Да какой-то ты еж не съедобный…
Улыбнулся еж, облизнулась лиса и разошлись они в разные стороны, а дети остались на полянке и стали играть с венком весны.
Игра “Веночек”: взявшись за руки, дети идут по кругу (“весна” ходит противоходом внутри круга) со словами: “Ты катись, венок весенний, словно солнце по полям, у кого венок весенний…”,-на эти слова “весна” останавливается около ребенка и просит: “Загадай загадку нам, спой частушечку ты нам” и т. д.
Весна: “А знаете ли вы, что весна в теплых краях начинается с прилета птиц: скворцов… (дети дополняют), поэтому и в подарок я вам приготовила вот таких птиц” (раздает птиц из соленого теста, прощается с детьми).