Урок мужества "Поклонимся великим тем годам…"

Разделы: Внеклассная работа


Всё дальше и дальше уходят в глубину истории события Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Но не уходит из людских сердец память о её бесчисленных жертвах, искалеченных судьбах, о великой и горькой, со слезами на глазах, Победе. Она будет жить ещё много-много лет, даже когда уже не будет в живых её свидетелей. Сохранение памяти о Великой Отечественной войне – основа для дальнейшего  развития нашей страны в XXI веке. Память истории, сочетающаяся с чувством гордости за свою историю, – основа достоинства нации, ее способности защищать национальные интересы, ценности и идеалы.

И именно патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. “Уроки мужества”- это одна из действенных форм патриотического воспитания: личное участие детей, образно-эмоциональное воздействие, использование информационных технологий, непосредственное общение с ветеранами - всё это не может кого-то оставить равнодушным к событиям военных лет.

Цель: Пополнить знания об истории нашей Родины; расширить   представления  учащихся  о  событиях Великой Отечественной войны,

Задачи:

  • формирование правильного понимания исполнения воинского долга;
  • воспитание гражданина-патриота;
  • воспитание чувства гражданственности, интернационализма.

- воспитание формирование чувства патриотизма, любви к Родине.

Содержательная часть

Презентация.

Вступительное слово учителя (на фоне музыки, Слайд №1):

Память сердца не гаснет. Она передается от отцов к детям. Пусть сегодня оживет в нашей памяти подвиг отцов и дедов наших. На них шла сила, поставившая свой кованый сапог почти на всю Европу и бороздившая гусеницами танков ее земли. Против этой силы неодолимо встали наша армия, наш народ. Были горькие месяцы отступления, было почти отчаяние.

Мы порой задаем себе вопрос: откуда у них, этих седых сегодня и мучимых ранами и болезнями людей с орденами Отечества на груди, брались богатырские силы, чтобы выстоять и победить? Разве может человек быть прочнее камня и металла? Но десятикратно возрастают силы, если на карту поставлена судьба родной земли, отчего дома. Они победили, прошагав с боями тысячи грозных верст, они пришли в Берлин и устало присели на ступеньки поверженного рейхстага, над которым водрузили свое родное Красное Знамя. Их подвиг трудно оценить словами – где взять такие высокие и прекрасные слова, чтобы были они равны подвигу защитников Родины?

1 ведущий.

Нет в нашей стране семьи, которой бы не коснулась страшная война 1941 – 1945 годов. Все дальше и дальше уходят эти страшные годы, все чаще мы слышим слова о том, что не нужно много говорить о войне, что живые должны помнить о живых.

2 ведущий.

Это верно, мы должны любить и заботиться о тех людях, которые рядом с нами. Но и помнить необходимо о тех, кому мы обязаны счастьем жить на земле.

1 ведущий. Именно тем, кто остался на полях сражений, умер от ран после войны, людям, выстоявшим, пережившим и не забывшим войну, мы отдаём сегодня дань памяти и уважения. Мы перелистаем страницы тех грозных лет, чтобы ещё раз убедиться в том, что подвиг нашего народа не подлежит забвению.

2 ведущий. Прислушайся к своему сердцу и неужели не оживет в нём пронзительный завет великого русского поэта А.С.Пушкина: “ Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно. Не уважать оной - есть постыдное   малодушие!”

Страница 1. “Так всё начиналось…”

Голос Левитана. (Слайд№2)

1 ведущий.

(Слайд №3)
Всё это на рассвете началось,
Всё летело, всё свистело, всё рвалось.
И давай Россию-матушку давить,
И попробуй, их поди, остановить.

2 ведущий.

И тогда на лютого врага,
Ополчились нивы и луга.
Разъярился даже горицвет
Дерево и то стреляло вслед

1 ведущий

Била немцев каждая клюка,
Их топила каждая река.
Их закапывал, кряхтя мороз,
И луна их жгла как купорос.

Ученик. Отрывок из стихотворения К. Симонова “Ты помнишь, Алёша дороги Смоленщины…” ( слайд №4)

Страница 2. ”Как молоды мы были...” (слайд №5)

1 ведущий.

Грозные годы…. Как они изменили судьбы, обагрили кровью и слезами, сделали короткими жизни многих мальчишек и девчонок, разрушили светлые мечты семнадцатилетних, которые прямо с выпускного бала ушли “из детства в эшелон пехоты, в санитарный взвод”…

2 ведущий.

Они хотели вернуться в теплые дома, чтоб посмотреть в добрые, полные тоски и печали глаза своих матерей. Очень хотели…, но бросались на амбразуры вражеских пулеметов, гибли под пулями, принимали мученическую смерть во вражеском тылу.

1 ведущий.

Что толкало на это вчерашних мальчишек и девчонок? Скорее всего, для каждого поколения приходит рано или поздно тот час, когда оно должно взять на себя ответственность “за Россию, за народ и за все на свете”…

2 ведущий.

И на таком крутом душевном переломе юноши и девушки обрели высшее мужество, которое привело к победе через четыре, казавшихся бесконечными года войны. За свои идеалы они боролись, они дрались, шли на смерть. Вспомним их поимённо, вспомним сердцем своим: ( на сцене приглушён свет и появляется группа молодых людей – героев войны) (Слайд №6)

-Я, Александр Матросов, закрыл собой амбразуру вражеского дота. Я не думал над тем, стоит ли это делать. Я просто не мог поступить иначе, я сделал то, что сделал бы каждый на моём месте, просто я это сделал немного раньше.

-Я, Сержант Алексей Филиппович Крамаренко, в рукопашном бою уничтожил пять фашистских солдат и одного офицера. Был ранен в руку, уйти с поля боя отказался , продолжал командовать отделением. Закрыл своим телом амбразуру немецкого дота и дал возможность подразделению продвинуться вперёд на опорный пункт.

- Я, краснофлотец Федор Николаевич Соколов, в дневном бою уничтожил четырёх фашистов. При подходе к огневой точке немцев был ранен. Для того, чтобы помочь своим товарищам, закрыл своим телом амбразуру пулемётной точки.

Страница 3. “У войны не женское лицо”

1 ведущий. Не только юноши ушли добровольцами на фронт, но и девушки. Многие из них получили мужскую военную профессию. О таких девчатах написал свою повесть Борис Васильев, которая известна под названием “А зори здесь тихие”. (Сцена из повести. На экране кадры из одноименного фильма.)

1 чтец.

Четверть роты уже скосило…
Распростертая на снегу,
Плачет девочка от бессилья,
Задыхается: “Не могу”!
Тяжеленный попался малый,
Сил тащить его больше нет…
(Санитарочке той усталой
восемнадцать сровнялось лет).
Отлежишься. Обдуется ветром
Станет легче дышать чуть-чуть.
Сантиметр за сантиметром
Ты продолжишь свой крестный путь.
Между жизнью и смертью грани –
До чего же хрупки они…
Так приди же, солдат, в сознанье,
На сестренку хоть раз взгляни!

2 чтец.

Сто раненых она спасла одна.
И вынесла из огневого шквала,
Водою напоила их она.
И раны их сама забинтовала.
Под ливнем раскаленного свинца
Она ползла, ползла без остановки.
Когда ж она ползла в сто первый раз,
Ее сразил осколок мины лютой…
Сто жизней молодая жизнь зажгла
И вдруг сама погасла в час кровавый…
Но сто сердец на славные дела
Ее посмертной вдохновятся славой.
Погасла, не успев расцвесть, весна.
Но, как заря рождает день, сгорая,
Врагу погибель принесла, она
Бессмертною осталась, умирая.

3 Чтец

Вы не плачьте, женщины военные,
Девушки сороковых годов.
Ваши слезы, слезы сокровенные,
Тяжелей сибирских зимних льдов…
Непосильны вам воспоминания…
Но, вернувшись в прошлое на час,
Вопреки всем ранам, всем страданиям
В прежних превращаетесь девчат…
Вы не плачьте…
А запойте лучше вы,
Воскресите юность в песне той:
Выходите на берег с “Катюшею”…
На высокий берег на крутой.

(в исполнении группы школьниц исполняется отрывок из песни “Катюша”)

Страница 4. “Жизнь в тылу”

1 ведущий. Фронт проходил всюду – в далеком тылу и на передовой. Воевали все – мужчины и женщины. Великая тяжесть легла на хрупкие женские плечи. С годами мы все больше и больше постигаем бессмертный подвиг женщины на войне. Слайд №7

2 ведущий. Низкий наш поклон женщине, державшей на своих плечах тыл, сохранившей детишек, и защищавшей страну вместе с мужчинами.

1 ведущий. В годы войны они заменили мужчин в заводских цехах и на полях. Мы не вправе забывать о тех, кто работал для фронта, для Победы. Это был тот же фронт, только трудовой, тяжелый изнурительный, с безразмерным рабочим временем.

Ученик:

Одно желанье жило в их сердцах,
Не покидавшее даже во снах ,-
Желанье – голод утолить,
Хотя бы корочку сухую откусить
И с наслаждением ее жевать…
Кому пришлось такое испытать,
Тот продолжает и доныне
Он к хлебу относиться, как к святыне.

Сценка.

(Брат и сестра сидят в ожидании матери. Сестра, кутаясь в старую шаль, играет в куклы, брат ремонтирует табурет.)

Сестра:

Как холодно! И мама не идет.
Быть может, хлебушка она нам принесет.
Ну хоть бы крошечку где отыскать,
Голодной страшно мне идти в кровать.

Брат:

А разве я есть не хочу? Хочу!
Но все равно молчу.
Ведь там, где папа наш сейчас,
Потяжелее, чем у нас.
Не разрываются снаряды здесь,
И дом у нас с тобою есть.
А главное - фашисты далеко.
Да и кому в стране легко!

Сестра:

А помнишь блинчики с вареньем,
Чай с маминым печеньем,
Которые по праздникам пекла она.
Сейчас я съела б все одна!

Брат:

Опять ты о еде заговорила!
Уж лучше б душу не травила!
Чем чаще вспоминаешь ты о ней,
Тем голод чувствуешь сильней.
И мне воспоминанья эти не нужны.

Сестра:

А вот и мамины шаги слышны!

Брат:

Не вздумай хныкать перед ней,
Дай отдохнуть сначала ей.

2 ведущий. А когда они падали от усталости, на их место вставали дети – подростки 12 – 14 лет. (Слайд №8)

Страница 5. “Война… Страшнее слова нет…”

( на сцене группа учащихся)

1.Война…

Война- это наша великая победа под Москвой.

Забыв в дыму, в окопной глине,
Что сон бывает наяву, –
Мы беспощадный путь к Берлину
Открыли битвой за Москву! (Слайд №9)

2.Война- это 900 дней блокадного Ленинграда.

Над Ленинградом - смертная угроза…
Бессонны ночи, тяжек день любой.
Но мы забыли, что такое слёзы,
Что называлось страхом и мольбой.

Я говорю: нас граждан Ленинграда,
Не поколеблет грохот канонад,
И если завтра будут баррикады-
Мы не покинем наших баррикад. (Слайд №10)

3.Война – это добытая огнём и кровью победа под Сталинградом.

Пусть отступать пришлось нам долго
Ценою горя и утрат
Но “ нет для нас Земли за Волгой” -
Сказал  впервые Сталинград! (Слайд №11)

4.Война- это подвиг героев Курска

О прошлом память не прогонишь,
Она впечатана в сердца:
Любимый город, ты ещё помнишь
Всю ярость вражьего свинца? (Слайд №12)

5. Война – это великая битва за Кавказ.

На Марухских отрогах высоких,
У истории на виду.
Огневые бессмертные строки,
Алой кровью пылают на льду.

5.Война- это штурм Берлина

Седой солдат расскажет внукам
Про эту быль своих времен.
Как он, герой, да маршал Жуков
Из Польши гнали немцев вон;
Как славил их салют московский
России добрых сыновей;
Как двинул справа Рокоссовский,
Как тотчас Конев дал левей.
И разъяснит как по уставу,
Куда какой врезался клин,
Когда взята была Варшава
И встал на очередь Берлин. (Слайд №13)

6.Война-это память сердца нашего народа.

Сквозь кровь и пот, через огонь и воду
Сквозь дым пожарищ, через трупный смрад,
Отстаивая право на свободу
К Победе шел, Россия, твой солдат!

7.Если за каждого погибшего во второй мировой войне человека объявить минуту молчания, то мир молчал бы 50 лет.

Ученица читает стихотворение “Варварство “ ( автор Муса Джалиль)

Страница 6. “Родная земля”

1 ведущий. Не обошла стороной война и наш посёлок . За годы войны на фронт было призвано 180 наших односельчан, 80 из них не вернулись с полей сражений. Страшным горем отозвалась война почти в каждой семье.

На сцену выходят ребята со свечами в руках, они называют фамилии и зажигают свечи:

  1. Семья Томилиных потеряла в войну 4- сыновей: Василия, Якова, Дмитрия , Михаила
  2. Погиб Ширяев Фёдор Васильевич и его 2 сына- Илья и Михаил
  3. В семье Федотовых погибли 2 сына- Валентин и Пётр
  4. Погибли 3 брата Ломакиных - Андрей, Василий, Георгий
  5. Три похоронки получили в семье Манаковых
  6. Две похоронки в семье Бессоновых
  7. Их можно называть и называть. Имена всех погибших односельчан увековечены на гранитной плите. (Слайд №14)

Песня “Вечный огонь(Слайд №15)

2 ведущий. Сегодня мы рады приветствовать бывших фронтовиков, которые присутствуют на нашем вечере. Это скромные люди, которые не думали на войне о том, что совершают подвиг. Они честно выполнили свой долг, стойко и самоотверженно защищали нашу Родину.

1 ведущий. Вы поставили окончательную строчку в той страшной войне. Вы победили! В мирное время трудились, восстанавливали хозяйство, строили новые города. Страна наградила Вас.

2 ведущий

Носите ордена и в праздники и в будни
На строгих кителях и модных пиджаках,
Носите ордена, чтоб видели все люди вас,
Вынесших войну на собственных плечах.
(Вручение цветов ветеранам под музыку “ День победы”.)

Выступления ветеранов.

Чтец 1.

Уже давно закончилась война
Но не для вас седые ветераны
И в сердце вашем не зажили раны
Так много унесла с собой она.
Мы поздравляем с Днем Победы вас
Желаем долгой жизни и здоровья
Вам, обагрившим нашу землю кровью
И сохранившим Родину для нас.

Чтец 2.

За то, чтоб мы могли спокойно спать,
Шли в бой солдаты, несмотря на раны.
И я от нас, детей, хочу сказать:
"Спасибо, вам, седые ветераны!"

Страница 7. “ Навечно в памяти народной…”

1 ведущий. Война как всегда стала испытанием человеческого духа и плоти. Мы с вами никогда не слышали вой сирен, извещающих о воздушной тревоге. Человеческую жизнь оборвать также просто, как утренний сон…

2 ведущий. Для нас Великая Отечественная война – история, но ее должен знать каждый, уважающий себя человек, потому что это история нашей Родины. Наших родных и близких.

1 ведущий. Объявляется минута молчания. (Слайд №15)

Учитель: Майский день 1945-го. Знакомые и незнакомые люди обнимали друг друга, дарили цветы, пели и танцевали прямо на улицах. Казалось, впервые миллионы взрослых и детей подняли глаза к солнцу, впервые наслаждались красками, звуками, запахами жизни! Это был общий праздник всего нашего народа, всего человечества. Это был праздник каждого человека. Потому что победа над фашизмом знаменовала победу над смертью, разума над безумием, счастья над страданием. (Слайд №16)

Ученик:

Еще тогда нас не было на свете,
Когда гремел салют из края в край,
Солдаты, подарили вы планете
Великий май, победный май!

Ученик:

Поклонимся великим тем годам,
Тем славным командирам и бойцам,
И маршалам страны, и рядовым.
Поклонимся и мёртвым, и живым.

Ученик:

Всем тем, которых забывать нельзя,
Поклонимся, поклонимся, друзья.
Всем миром, всем народом, всей землёй,
Поклонимся за тот великий бой. (Слайд №17)

Песня “Журавли”.

Подведение итогов. Заключительное слово учителя.

Использованная литература

  1. Подвиг народа. Памятники Великой Отечественной войны.1941-1945гг. М. Издательство политической литературы.1984г.
  2. Летопись Великой отечественной.1941-1945гг. Краткая иллюстрированная история для юношества. М.Молодая гвардия.1985г.
  3. Орехова Г.А. Эхо военных лет. : методические разработки. Волгоград. Изд. “Панорама”. 2006г.