В связи с социально-экономическими изменениями в нашей стране, которые привели к расширению прямых контактов с другими странами и с носителями разных языков, резко возрос интерес людей к иностранным языкам. Современный человек все более приобщается к чтению художественной, публицистической, специальной литературы, газет и журналов на иностранном языке, следовательно, одной из основных задач обучения в школе является обучение чтению на иностранном языке. Особенно продуктивно обучение языкам с раннего возраста. Учащиеся начальной школы с интересом воспринимают новый язык, легче запоминают.
Программа для общеобразовательных учреждений по французскому языку для начальной школы предусматривает во втором классе первичную автоматизацию техники чтения вслух и про себя, используя такие виды текста: слова, словосочетания, предложения.
При первичном обучении технике чтения в начальной школе реализуются следующие задачи:
- пробуждение интереса учащихся к французскому языку;
- расширение общего кругозора учащихся;
- развитие образного и ассоциативного мышления, зрительной и моторной памяти;
- развитие коммуникативных навыков.
Для выполнения поставленных задач необходима система упражнений, которая позволила бы обучить каждого ребенка, вне зависимости от особенностей его восприятия и памяти, правильному беглому чтению на французском языке. Методических пособий для обучения французскому языку в начальной школе недостаточно, поэтому появилась необходимость собрать и систематизировать материал по данному вопросу. Используемые мной упражнения позаимствованы из учебных пособий российских и зарубежных авторов и адаптированы для второго класса общеобразовательных учреждений.
В данном пособии представлена система упражнений для учащихся – визуалов (дети, воспринимающие окружающий мир в большой степени органами зрения), аудиалов (дети, воспринимающие окружающий мир в большой степени органами слуха), кинестетов (воспринимающие окружающий мир в большой степени органами осязания ).
Учитывая это, использую упражнения на запоминание образа и названия буквы разного характера: печатание и штриховка буквы, обвод буквы по контуру, лепка, аудирование и т. д.
Обучение технике чтения начинаю со знакомства с буквами французского алфавита в следующем порядке:
- гласные буквы: Аа, 0o, Ii, Уу, Ее, Uu, попутно изучая правила чтения буквосочетаний : ai, ау, ei, оu, oi, аu;
- согласные буквы в такой последовательности:
а) буквы, имеющие сходство с буквами русского алфавита:
Мm, ВЬ, Кk, Dd, Tt, Рр, Нh, Nn, Сс.
б) наиболее употребительные согласные буквы:
Ll, Rr, Ss, Ff, Gg, Jj.
в) малоупотребительные согласные буквы:
Qq, Zz, Vv, Ww, Хх.
При изучении согласных букв сразу переходит к чтению слогов, составляя, при этом слоговые таблицы.
а | i | y | ai | ау | е | ei | u | еu | au | о | oi | |
М | Ма | Mi | Му | Mai | Мау | Ме | Mei | Mu | Meu | Mau | Мо | Moi |
т | ma | mi | mу | mai | may | me | mei | mu | meu | mau | mo | moi |
Овладение новой буквой осуществляется через знакомство с ее легендой, названием, типичным звуком, который она дает при чтении.
С изучением букв начинается путешествие учащихся по стране Буквогории, в которой живут необычные жители – Буквочки – человечки. Все это доступно для понимания учащихся и в тоже время этот сказочный мир страны Буквогории является привлекательным для ребенка и обеспечивает довольно быстрое овладение техникой чтения на французском языке.
При изучении букв французского алфавита учащиеся выполняют упражнения
1) на запоминание образа и названия буквы;
2) упражнения на узнавание букв;
3) упражнения на различия букв.
1. Упражнение на запоминание образа и названия букв:
а) печатание букв и ее название;
б) обвод букв по контуру и ее название;
в) штриховка букв большого размера и ее название;
г) лепка букв из пластилина или конструирование ее с помощью цепочки;
д) раскрашивание фигур с помощью многоразового написания букв.
2. Упражнение на узнавание букв.
а) найди и обведи букву “а”
Alice, va, abricot.
б) обведи, когда услышишь букву “а”
abricot, ananas, Dima, dame, banane.
в) найди букву “ о ” в рисунках
г) подчеркни букву “ о ” в словах
Le crocodile, le stylo, il vole, Olivier.
д) обведи “ i” в зеленый, “ а ” в голубой, “ о ” в
красный цвет.
Image, ananas, orange, rose, iris, Irène,
omellette.
1 – в голубой, а А– в зеленый
е) обведи в красный цвет все “ у ”
ж) допиши буквы:
ж) подчеркни в словах букву b, когда ты ее услышишь
une banane, un ballet, Boris, un abricot, un robot, un bonbon.
3. Упражнение на различие букв.
а) t и d
В ковре обведи все “d” в голубой, все “t” в красный цвет.
б) Различие букв “ b ” или “ р ” (слова называются по-французски).
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
b | |||||||||
р |
- une robe
- une poupée
- un piano
- un robinet
- un bébé
- une poule
- une bаllе
- une banane
в) В домике живут буквы. Напиши следующие слова в соответствующих домиках.
nid, poupée, madame, mére, papa
г) Поставь “ +” напротив слова, в котором есть та или иная буква.
unе pomme | un nez | un рiаnо | la lune | unе bаnane | |
m | |||||
n |
д) Добавь букву “j” или “ g”
Письмо: une p1а • е, unе im а • е, • u1iе, unе • uре, unе • are.
Упражнения на овладение техникой письма.
Обучение чтению и письму необходимо производить параллельно. Обучение технике письма слагается из овладения графикой и орфографией. В работе используются прописи.
1. Упражнения на овладение графикой.
2. Напиши (обведи) букву по стрелочкам.
Напиши слово.
Упражнение для овладения орфографией:
1. Добавь в слова букву “ S ”, прочитай слова и пропиши.
Uг • ulе, • аmеdi, • аlоn, • аlаdе.
2. Допиши в словах первую букву.
• été, • ée, • асile, • rancine.
3. Найди букву “ е” в тексте, выпиши слова с этой буквой.
“Ecoute! C`est la souris! – dit Alice.
“Non, c`est le loup”, – dit Olivier.
Alice apppelle la grand-mére. La grand-mére rit et
dit “Ecoutez! C`est le vent!”
4. Обведи в тексте букву “u”:
Avec la plume verte le crocodile dessine une souris verte et le soleil.
Контрольные упражнения для проверки знания алфавита.
1. Найди пару букв, запиши их
B G D E F J H I
g i h d b c f e
2. Расположи все буквы в алфавитном порядке и запиши их в тетради
а) b h g j с f m а 1 d k е i
б) Q Z N G J О Р Х R W V
3. Напиши эти прописные буквы вместе с соответствующими строчными:
а) G F I М Р У W
б) D Y I L N Q T
4. Найди букву “G” в тексте, выпиши слова с этой буквой.
Alice арреllе la grand – mére. La grand
– mére dit: “Bonjour, Alice!”
5. Сгруппируйте все слова по буквам алфавита, с которых начинаются слова.
Alice, village, souris, vole, appelle, crocodile, robe, lit, va, stylo, lune,
oiseau, robinet, ballon, abricot.
6. Выбери из списка слова, которые содержат букву “а”,расположи их в
алфавитном порядке:
Un iris, la lune, un abricot, une orange, un
vélo, une tulipe, un navire, un marguerite, un
déo, quatre, papa, un lion, une jupe ,une balle, un
képi, un robot, une sardine, cocorico, un zèbre, un wagon.
Система упражнений, используемая мной для обучения первичной технике чтения на французском языке, рассчитана для работы во втором классе и позволяет сравнительно быстро и качественно научить читать всех учащихся начальных классов.