Вклад ученых Академии наук СССР в победу в Великой Отечественной войне

Разделы: География, История и обществознание


Тип урока: интегрированный урок.

Цели и задачи урока:

  1. Проследить вклад ученых АН СССР в великую победу.
  2. Рассмотреть на примерах достижения советской науки в сложное военное время.
  3. Интегрирование знаний по предметам: истории и географии.
  4. Воспитание патриотизма и чувства гордости за страну.

Оснащение урока: фотографии военных лет, песни военных лет, презентация “Все для фронта, все для Победы”.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная.

Подготовительный этап к уроку:

  1. Продумывание и обсуждение предстоящего урока.
  2. Написание плана урока, содержания.
  3. Продумывание и написание вопросов и ответов для беседы.
  4. Подготовка материального обеспечения урока.
  5. Подготовка аудитории, классной доски, рабочих мест.
  6. Подготовка ТСО, оборудования.
  7. Объявление учащимся о предстоящем уроке. Обозначение круга вопросов, выносимых на урок, списка дополнительной литературы.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

Объявление темы урока. Постановка целей и задач урока.

Учитель 1: “Великая Отечественная война 1941–1945 годов, выпавшая на долю нашего народа, явилась для него суровым испытанием силы духа, стойкости и воли к победе.

В годы Великой Отечественной войны усилия ученых Академии наук были направлены на содействие укреплению обороноспособности нашей страны. В трудных условиях военного времени все, от академика до лаборанта и механика, работали над проблемами, связанными с созданием нового вооружения, развитием оборонного производства, изысканием новых ресурсов, разработкой методов лечения раненых и т.д.

Патриотический лозунг "Все для фронта, все для победы!" определил главный смысл работы каждого нашего человека, каждого ученого, конструктора, инженера”

2. Основная часть.

  • Фронтальный опрос:

– С какими проблемами столкнулась советская армия к началу войны?
– Давайте вспомним трагическое утро 22 июня 1941 г. Как началось нападение?

После обсуждения вопросов учащиеся приходят к выводу, что на первом этапе войны в советской армии наиболее ощутимы были проблемы технической отсталости и нехватки квалифицированных кадров (репрессии 30-х годов давали о себе знать). Потери на первом этапе войны были велики. Соответственно утраты нужно было восполнять, чем и занялись конструкторы, инженеры.

  • Обсуждение достижений ученых авиаконструкторов.

Выступление учащегося 1 с докладом о конструкторе С.А.Лавочкине и его знаменитейших самолетах Ла – 5 и Ла – 7; о Центре Келдыша; о создателях авиационных бомб И.А.Ларионове и М.А.Лаврентьеве. В сопровождении – музыка военных лет, слайды.

  • Радиолокация.

Учитель 2: “Но мало было изобретать свои самолеты, нужно еще и уметь нейтрализовать врага”.

Сообщение учащегося 2 о советской радиолокации. В сопровождении – музыка военных лет, слайды. Обсуждение услышанного.

  • Артиллерия.

Учитель 2: “Напряженными творческими поисками в годы Великой Отечественной войны были заняты также ученые и конструкторы-артиллеристы”.

Сообщение учащегося 3 о достижениях конструкторов – артиллеристах, сопровождающееся слайдами новых видов вооружения.

Сообщение учащегося 4 о грозном оружии военных лет – гвардейском миномете БМ-13 (“Катюша”).

  • Топография.

Учитель 2: “Разные ученые трудились для Победы. Трудились и географы. Ориентироваться на местности командирам и бойцам помогала карта”.

Сообщение учащегося 5 о картах и о достижениях топографов. Показ и обсуждение карт различных местностей, сражений.

  • Гидрология.

Сообщение учащегося 6 об отдельной ветви географии – гидрологии и о деятельности военно-гидрологических отрядов.

  • Рассказ учителя о других сложнейших научно – технических задачах.

Учитель 1: Группа ученых, возглавляемая членом-корреспондентом АН СССР Павлом Павловичем Кобеко, изучила механические свойства ледового покрова (его прочность, хрупкость, грузоподъемность, условия пролома) и на основе этого разработала правила движения автоколонн по льду. Благодаря строгому выполнению этих правил, дорога действовала без аварий, не было случая разрушения льда из-за деформации или резонанса при движении транспорта.

Физико-технический институт АН СССР по заданию ленинградского правительства участвовал в важнейшей операции начала великой отечественной войны – прокладке дороги жизни по льду ладожского озера из Ленинграда, сжатого кольцом блокады, на "большую землю".

В 1942–1943 годах под руководством Исаака Ильича Китайгородского была решена сложнейшая научно-техническая задача – разработан рецепт получения бронестекла, прочность которого в 25 раз превосходила прочность обычного стекла. На его основе удалось создать прозрачную пуленепробиваемую броню для кабин самолетов.

Наши летчики получили возможность более безопасного обзора пространства во время боя.

Коллективы Государственного оптического института под руководством Сергея Ивановича Вавилова и Института точной механики и оптики провели ряд исследований, которые способствовали обеспечению нашей армии, авиации и флота первоклассными оптическими приборами – дальномерами, стереотрубами, биноклями, перископами, прицелами.

Специальным постановлением Совета Народных Комиссаров СССР в 1944 году на предприятиях оборонной промышленности внедрен метод спектрального анализа для быстрого и точного контроля состава черных и цветных металлов в процессе их производства.

Размагничивание кораблей явилось одной из многих важных задач оборонного значения. Противник уже в первые дни войны создал серьезную минную угрозу у выходов из наших военно-морских баз и на основных морских путях. Уже 24 июня 1941 года в устье Финского залива на минах магнитного действия подорвались эсминец "Гневный" и крейсер "Максим Горький".

Перед физиками была поставлена задача – создать эффективный метод защиты кораблей от этих мин. Ее решение было возложено на Ленинградский физико-технический институт, возглавил работы А.П. Александров, И.В. Курчатов.

Для экспериментов по размагничиванию больших кораблей был выделен линкор "Марат". Именно на этом крупнейшем корабле нашего флота при помощи размагничивающей обмотки тока физикам удалось в десятки раз уменьшить магнитное поле в непосредственной близости от киля – наиболее уязвимой части корабля. На основании этих опытов командование издало приказ об организации бригад по установке размагничивающих устройств на всех кораблях флота.

Уже в августе 1941 года основное боевое ядро кораблей на всех действующих флотах и флотилиях было защищено от магнитных мин противника.

Благодаря самоотверженному труду ученых-физиков и военных моряков, для Родины были сохранены сотни кораблей и многие тысячи человеческих жизней.

3. Заключительная часть.

Завершает урок беседа, в ходе которой обсуждается неоценимый вклад народа и особо ученых Академии Наук СССР в Великую Победу.

Подведение итогов урока, выставление оценок, домашнее задание.