Переход от навыков к умениям обеспечивается упражнениями, в которых активизируемое грамматическое явление надо употребить без языковой подсказки в соответствии с речевыми обстоятельствами.
Совершенствование речевого грамматического навыка целесообразно проводить посредством:
а) активизации в учебном разговоре новой грамматической структуры в составе речевого образца(speech patterns)
б) в составе диалогических и монологических высказываний в ситуациях общения
в) различных видах пересказа или изложения содержания прослушанного (прочитанного) текста
г) употребления разного типа грамматических структур в подготовленной речи
д) включения в беседу освоенного грамматического материала в новых ситуациях, предполагающих перемежающееся противопоставление грамматических структур.
е) организации и проведения различных видов грамматически направленных игр.
Всем нам прекрасно известно, что в начале урока законное место занимают фонетическая/ речевая разминка. Мне бы хотелось, чтобы данный этап урока потеснился и включил в себя системную работу по проговариванию Speech Patterns.Это значит, что для каждого отдельно взятого урока учитель составляет блок речевых образцов ( примерно 5-6) ,в зависимости от возрастных особенностей учащихся, которые могут быть записаны либо на доске, либо на раздаточном материале, а наиболее удачный вариант - это завести отдельную папку каждому учащемуся. Если ребёнок по той или иной причине пропустил урок - он не потеряется на следующем занятии и сможет показать свою речевую компетенцию.
Принципом составления блоков Speech Patterns является то или иное грамматическое явление, на базе определённой ситуации общения.
Ситуация-Люблю.Нравится.
1.I`m fond of V-ing.
2.I`m really into V-ing.
3.I`m keen on V-ing.
4.He likes V-ing.
5.Are you really into…?
Ситуация-Советы.
1.You should V.
2.You`d better…
3.If I were you, I`d V.
4.What would you do, if…?
Ситуация-Хотеть.Планировать.Собираться.
1.I want to…
2. I`m going to
3. I`d like to…
4. She is planning to…
5. What are you doing on…?
Ситуация-Мне приходится.
1.I have to…
2.He has to…
3.I don`t have to…
4.Do you often have to…?
5. I can`t go for a walk with you, I have to…
И т.д. ситуаций и их производных интерпретаций великое множество -здесь смело можно положиться на креативность учителя.
Данным этапом урока мы “убиваем несколько зайцев”:
- закрепление грамматического материала( мы знаем, что у многих детей зрительная память работает гораздо лучше чем слуховая).
-активизация лексики
-из блоков Speech Patterns можно составлять небольшие монологические единства
-составление мини-диалогов; дифференциация вопросов
-образцы S.P. могут служить материалом для диктантов
-и работает простая арифметика-5 оборотов за урок, 15-в неделю, а за год…? Представляете , какая база, фундамент! Поверьте мне, эта система образцов творит чудеса-обороты настолько плотно “заселяются” в голове учащегося, что готовы для механического воспроизведения в любое время суток.Я практикую данный этап в системе уже несколько лет-результат радует!JOIN ME!
Список литературы
И.А.Зимняя” Психология обучения иностранным языкам в школе”М.”Просвещение”1991.
Е.И.Пассов” Урок иностранного языка в средней школе”.М.”Просвещение”1988.