Известно, что основной целью обучения иностранному языку в школе является формирование и развитие коммуникативной компетенции, т.е. обучение практическому владению иностранным языком. Достижение этой цели требует новых подходов к организации учебного процесса по обучению иностранному языку.
Моя методическая тема называется “Лингвострановедческие проекты на уроках иностранного языка с использованием информационных технологий”. Я преподаю французский язык как второй иностранный. Предполагается, что учащиеся уже имеют опыт изучения иностранного языка (английского). Но уровень их языковой подготовки разный. Поэтому я стараюсь создать условия для активной совместной учебной деятельности, когда для каждого в группе есть возможность применить свои индивидуальные способности.
Чтобы изученный языковой материал не “повисал в воздухе”, требуется какой-то дополнительный выход. Такой выход, я думаю, даёт методика проектов.
Мини-проекты, хотя обычно небольшие по объёму, но требуют ознакомления с достаточно большим количеством информации, её переработки, осмысления и представления в форме резюме, коллажа, ассоциограммы.
Во время проектных уроков ученики могут использовать наравне со своими языковыми знаниями свои умения и опыт в других областях, умение общаться. Таким образом, повышается их самооценка, обогащается их социальный и духовный опыт.
Использование метода проектов реально превращает учащегося из объекта обучения в субъект учебной деятельности. Учитель же выступает в роли помощника, консультанта.
Достигаемые результаты в процессе осуществления проектной деятельности:
- развивающиеся в процессе работы навыки соответствуют качествам, которые современное общество ожидает от школьников: общее образование, культурная компетенция, систематическое мышление, креативность, инициативность, мобильность;
- ученики вносят личный вклад в учебный процесс, развивается самостоятельность, ответственность;
- наглядно демонстрируются продукты деятельности.
Не могу сказать, что все проекты успешны. Даже в одной параллели классов они получаются разные, а в отдельных группах не получаются вовсе.
Но это одна из самых удачных форм контроля, стимулирующая речемыслительную деятельность учащихся, вызывающая их живой интерес.
Хочу поделиться опытом, как с помощью мини-проектов оптимизировать учебный процесс. Использую этот приём и в среднем звене, и в старших классах.
В 9-х классах (третий год обучения) я работаю по УМК “Синяя птица”, который имеет чётко выраженную коммуникативную направленность, нацелен на развитие способности понимать французскую речь в разнообразных ситуациях повседневной жизни.
Текстовые материалы – это адаптированные отрывки из произведений современных французских авторов. Они знакомят с культурой и историей Франции, содержат лексику, отражающую нормы речевого общения, принятые в стране изучаемого языка.
Страноведческий аспект базируется на принципе сравнения, информация о стране изучаемого языка обогащает и помогает осознать собственную культуру. Тематика связана с проблемами молодёжи и близка моим ученикам. Например,
а) Кто такой настоящий друг?
б) Что вы думаете о моде?
в) Что вы думаете о ваших родителях?
г) Что вам даёт музыка?
д) Любите ли вы спорт?
е) Что ожидает планету Земля?
По любой из выше названных тем на заключительном уроке предполагается выполнение мини-проекта. Подготовка проходит во время изучения темы по следующим этапам:
I Этап мотивации:
- Активизация знакомой лексики.
- Чтение текста с полным пониманием прочитанного. Закрепление новой лексики. Текст вводит в тему, ставит проблему.
II Этап информационного обеспечения:
- Введение новой лексики.
- Грамматический материал и речевые образцы для ведения беседы.
- Дополнительный текст с пониманием основного содержания.
III Этап обработки информации:
- Чтение высказываний французских сверстников по заданной проблеме.
- Составление монолога по проблеме.
- “Круглый стол”- раздел учебника, в котором даётся полилог с пропусками.
IV Заключительный этап:
- Оформление коллажа, ассоциограммы, иллюстраций к прочитанным текстам и т.п.
- Практическое использование проекта: в качестве наглядных пособий, для участия в конкурсах, выставках.
В заключении хочу сказать, что в результате совместной учебной деятельности увеличивается время языковой практики учащихся, даётся возможность применения их индивидуальных способностей, интересов и талантов. Для каждого в проекте находится дело по душе и по силам.
Светлее, веселее, интереснее!
Вот принцип, с которым нужно готовить каждый урок иностранного языка. Мощным стимулятором желания общения на иностранном языке всегда является интерес, подпитанный ещё и положительными эмоциями.
Все учащиеся – звёзды, далёкие и близкие, маленькие и большие, одинаково красивые, светят и указывают путь к свету, к пониманию себя (в том числе и как участника общения). Главное – это хотеть сиять.
Иначе говоря, главное – это ситуация успеха, открытое информационное пространство, постоянное совершенствование фонда умения. Принцип успеха, сформулированный “Я могу, я хочу, я умею” говорит сам за себя.
В приложении 1 представлена презентация по теме данной статьи.
См. приложение 2.