Обобщение знаний по теме "Имя прилагательное". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель: обобщить полученные знания об имени прилагательном, учить образовывать имена прилагательные с суффиксами -еньк, -оньк, -оват, -еват, приставкой не, подбирать антонимы к качественным прилагательным, работать над развитием речи.

Оборудование: Мел, доска, карточки, мультимедийная установка, презентация.

Ход урока

Приложение 1 (слайд 1)

1. Создание психологической комфортности на уроке

Рефлексия: Дети до урока выбирают кружки разного цвета.

Жёлтый – цвет солнышка. Настроение у меня солнечное, много энергии. Жёлтый цвет ассоциируется с теплом.

Хотелось, чтоб на уроке была тёплая атмосфера.

Зелёный – настроение спокойное. Зелёный цвет – это цвет пробуждения природы.

Пусть урок будет живым.

Голубой – это цвет воды.

На уроке хотелось бы получить хоть капельку знаний.

Хотелось, чтоб урок был познавательным.

Красный – настроение тревожное. У нас гости. Красный цвет – праздничный цвет. А всё праздничное запоминается.

Пусть урок будет запоминающим.

Коричневый – хотелось, чтоб урок нёс полезную информацию.

(слайд 2)

Цель нашего урока – сделать урок познавательным, полезным, тёплым, запоминающим и живым.

2. Объявление темы урока

Сегодня на уроке русского языка мы повторим всё, что вы знаете об имени прилагательном и будем учиться находить качественные имена прилагательные.

Урок пройдёт в форме деловой игры (слайд 3)

«Заседание редакционного совета газеты «Имя прилагательное».

На нашем заседании присутствуют редакторы отдела новостей (ответственный редактор – Соловцова Валя), редакторы отдела писем (ответственный редактор – Фёдорова Арина) и редакторы отдела спорта (ответственный редактор Демьянова Евгения).

3. Чистописание

Начнём мы наше заседание со слов русского писателя Алексея Николаевича Толстого.(4 слайд)

Прочитает их…

Обращаться с языком надо бережно: точно подбирать слова, правильно строить предложения. И тогда наша речь будет красивой. Красивой должна быть не только устная,

но и письменная речь.

Я предлагаю вам поработать над красотой письменной речи.

– Назовите в словосочетаниях окончание имён прилагательных и запишите их.

Молочная каша, у оловянного солдатика, зелёное яблоко, смешной щенок, хрустальный дворец, синий платок, весенняя гроза, резиновые сапоги. (запись на доске)

Имя прилагательное,
Мы с тобой дружны.
Признаки предметов
Называешь ты.

– Что такое имя прилагательное? (Часть речи.)

– Что называет имя прилагательное? (Признак предмета.)

4. Словарная работа

А теперь потренируемся точно и уместно употреблять слова в предложении.

(слайд 5)

– Вставьте пропущенные буквы в словарные слова.

– Теперь составьте устойчивые выражения. Прочитаем, какие выражения у вас получились. (слайд 6)

Человек большой души.
Бросать слова на ветер.
Проглотить язык.
Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

– Объясните их лексическое значение. (Человек большой души – благородный, высоконравственный, чуткий человек. Бросать слова на ветер – говорить необдуманно, не отвечать за свои слова. Проглотить язык – не отвечать, молчать. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.)

Это значит: сказанные, произнесённые слова не возьмёшь обратно.

Говорится в качестве предупреждения против необдуманных высказываний, а также когда сожалеют о том, что было сказано.

– Какое устойчивое выражение здесь лишнее? (Первые три – фразеологизмы, а последнее устойчивое выражение – пословица.)

– Чем отличаются фразеологизмы от пословиц? (Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову, они вводятся в предложение, а пословицы имеют форму предложений.)

– Для чего нужно знать словарные слова и устойчивые выражения? (Мы должны знать словарные слова, так как их проверить нельзя. А фразеологизмы и пословицы мы должны использовать в своей речи, они украшают нашу речь. Придают ей несравнимый национальный русский колорит. Без них речь была бы бедна и однотонна.)

5. Повторение пройденного. Практическая работа

Задания на карточках.

Отдел писем – подобрать однокоренные имена прилагательные, указать способ образования.

Весна –
Апрель –
Школа –

Вывод: прилагательные образуются суффиксальным, приставочно-суффиксальным способами.

Отдел новостей – Выделенные слова замените именами существительными женского рода. Выделите окончания имён прилагательных. Почему они изменились?

Весенний день –
Стройный клён –
Яркое солнце –

Вывод: имя прилагательное склоняется по родам и зависит от имени существительного.

Отдел спорта – Изменить данные слова так, чтобы они стояли во множественном числе. Выделите окончания.

Сильный удар –
Опасный момент –
Быстрый футболист –

Вывод: имя прилагательное склоняется по числам.

6. Письмо под диктовку

Работа над предложением.

Весна поздняя. В лесу под большим сугробом спрятался нежный цветок.

– Из второго предложения назвать словосочетания: прилагательное + существительное.

(под большим сугробом – Т.п., нежный цветок – И.п.)

Вывод: имя прилагательное склоняется по падежам.

– Разобрать предложения по членам предложения.

Вывод: В предложении имя прилагательное является определение или сказуемым.

7. Физкультминутка. (слайд 7)

В лесу под сугробом спрятался нежный цветок. Он крепко сложил свои лепестки, чтобы не погибнуть от холода. (Дети садятся на корточки, обнимая руками плечи, прижимая голову.)

Солнышко стало пригревать сильнее. Лучики солнышка постепенно пробуждают цветок. Он медленно растёт, пробираясь сквозь снежный сугроб. (Дети медленно приподнимаются и встают, тянут руки вверх, на носочках.)

Но вот подснежник вырос, окреп. Лепестки стали раскрываться, наслаждаясь весенним теплом. Цветок радуется, гордиться своей красотой. Это я – первый весенний цветок и зовут меня подснежник, – кивал он всем головой. (Дети раскрывают руки, улыбаются кивают.)

8. Работа над новым материалом

– Итак, продолжим нашу работу нашего редакционного совета.

– На заседание выносится вопрос: На какие группы по значению делятся имена прилагательные? (Качественные, относительные, притяжательные.) Давайте посмотрим репортаж из одной школы и продолжим исследование имени прилагательного. (Фильм.)

7. Фрагмент – последний

Вывод: Качественные прилагательные могут иметь степень сравнения.

Работа в рубрике «Давай подумаем» – стр. 90.

– Определите качественные прилагательные: красный, лисий, трудный, узкий, апельсиновый, сладкий. – Какие части слова помогли вам определить качественные имена прилагательные? Суффиксы -оват, -еват, -оньк, еньк.

– Какой признак называют имена прилагательные с суффиксами -оват, -еват (значение неполноты проявления признака.)

– -еньк, -оньк- (уменьшительно-ласкательное значение)

Выполнение упр. 2 (стр. 91)

– Вспомним материал 2 класса (стр. 90)

Подбор антонимов к качественным именам прилагательным (упр. 1) стр. 90.

Физкультминутка

Покажите ладошки. Разотрите их. Возьмите в руки ребристый карандаш, покатайте его между ладошками. А теперь выполним упражнение «замок».

На двери висит замок.
Кто его открыть бы смог? (Соединяем пальцы.)
Потянули… (Пальцы сцеплены в замок, тянем руки в разные стороны.)
Покрутили…(Выполняем волнообразные движения кистями рук.)
Постучали …(Пальцы сцеплены в замок, стучим ладошками друг о дружку.)
И открыли! (Пальцы расцепляем.)

Письмо по памяти

Упр. 3(стр.91 Выделение качественных имён прилагательных.

Итог урока

Как определить, какие прилагательные относятся к качественным?

Рубрика «Это интересно»– творческая работа учащихся.

Подведение итогов