Цели: обобщение знания детей о грибах как об отдельном царстве природы;
Задачи:
-
Познакомить со строением шляпочных и пластинчатых грибов;
-
Закрепить умения собирать грибы, воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, тесты, муляжи грибов, лото «Съедобные и ядовитые грибы», дидактический материал «Съедобные грибы», «Ядовитые грибы», «Строение грибов», иллюстрации с изображением поляны, колобка, интересных грибов, микроскопы, кусочек хлеба с плесенью.
Ход урока
I. Организационный момент
Мы приветствуем гостей:
Дорогих учителей,
Всех знакомых, незнакомых
И серьезных, и веселых.
II. Проверка знаний по изученному разделу «Растительный мир Земли»
Тест
(Для слабых детей заданий будет меньше.)
1. Запиши царства природы
2. Отметь правильный ответ:
Признаки организма – питание, рост, дыхание, размножение.
Признаки организма – питание, дыхание.
3. Напиши, какое значение имеют (какую «работу выполняют")
Корень – ______________________________________________________________
Лист – ________________________________________________________________
Стебель – ______________________________________________________________
4. Запиши, какие группы растений есть на Земле:
5. Вычеркни, чего не бывает у мхов:
Стеблей, листьев, корней, цветков.
6. Соедини линиями растение и способ его размножения.
Малина
нарцисс
картофель
клубникакорнем
усами
клубнем
луковицей
7. Путешествуют ли растения, и если «да», то каким образом?
III. Знакомство с новым материалом
1. Слайдовая презентация сказки «Путешествие Колобка» Приложение 1
(В ней рассказывается о том, как Колобок пошел в лес с новым зонтиком. Вдруг начался дождь, а Колобку нипочем – он-то с зонтом. Дождь быстро закончился, появилась радуга. Засмотрелся колобок на нее, споткнулся и упал. Вскочил сердитый: кто ему ножку подставил? Смотрит, а прямо на тропинке камень – не камень, пенек – не пенек, а что-то круглое, коричневое. Никогда тут ничего подобного не было. Присел Колобок на камень-пенек, задумался. И вдруг почувствовал, будто кто-то его поднимает. Попробовал встать – нет земли под ногами. «Ой, что же это?», – подумал Колобок.)
Учитель. Ребята, а вы догадались, что за камень-пенек?
– Почему он вдруг стал расти?
2. Учитель. Долгое время грибы считали растениями. Но так ли это?
3. Работа с рубрикой «Выскажи свое предположение», чтение текста учебника с.57
Учитель. Верно ли предположение, что грибы относят к отдельному царству? Докажите. (Они не имеют зеленой окраски, не могут, как растения создавать питательные вещества, они их получают, как животные.)
– Кто помнит, как растения создают питательные вещества?
4. Рассказ учителя о грибах
Итак, мы выяснили, что грибы – это особое царство живой природы. Грибы растут не просто на Земле. Под ними в рыхлой почве тянутся тончайшие нити беловатого цвета – грибница. Под каждым грибом она образуют тончайшую паутину, а на ее сплетении пробивается вверх плодовое тело гриба. Грибы вырастают на грибнице наподобие того, как растут яблоки или груши на ветвях раскидистого дерева. Вырастают они ненадолго и только для того, чтобы рассеять по миру крошечные споры, которые в царстве грибов заменяют семена. А тонкие белые нити, названные учеными грибницей или мицелием, не умирают несколько лет.
Изучая грибницы разных грибов, люди заметили, что очень часто эти тонкие белые нити самым тесным образом сплетаются с корнями растущих деревьев. Растет береза, а корни ее оплетены грибницей подберезовика. Деревья, в свою очередь, получают пользу от грибницы. Она снабжает дерево дополнительной влагой и минеральными веществами.
(По ходу рассказа учитель показывает плакат «Царства природы», иллюстрации с изображением строения грибницы, плодового тела)
5. Работа в парах
Чтение и обсуждение материала учебника с. 58–59.
Физкультминутка
6. Ответы на вопросы по прочитанному тексту
-Какие грибы называют шляпочными? Трубчатыми? Пластинчатыми?
– Как они размножаются? (По мере ответов учитель показывает на рисунках строение грибов, муляжи пластинчатых и трубчатых грибов.)
7. Отгадывание загадок о грибах
(Появляются дети в костюмах грибов, загадывают загадки. На доску прикрепляются картинки с изображением отгаданных грибов: слева – съедобные, справа – ядовитые) + Приложение 2
Я родился в день дождливый
Под осинкой молодой.
Круглый, гладенький, красивый,
С ножкой толстой и прямой. (подосиновик)Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек.
В шляпках разноцветных,
Издали приметных.
Собирай, не мешкай,
Это – … (сыроежки)У него невзрачный вид,
Воланчик на ножке его не украсил.
Ты не трогай этот гриб,
Учти – он очень ядовит.
Смотри, не бери его с полянки,
Его называют …(бледной поганкой)На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу. (Опята.)Стоял на крепкой ножке,
Теперь лежит в лукошке. (Боровик.)А вот кто-то важный
На тоненькой ножке.
Он с красною шляпкой,
На шляпке горошкиРастут на опушке
Рыжие подружки.
А зовут их…(волнушки).Зашел мужик в сосняк,
Нашел слизняк.
Бросить жалко,
Съесть сыро. (Груздь.)В роще у березки
Повстречались тезки. (Подберезовики.)Растут в лесу сестрички,
Рыжие… (лисички).
Учитель. Почему я расположила грибы по группам?
III. Закрепление изученного материала
Работа в группах.
Игра «Идем в лес за грибами»
(На столах у каждой группы лежат перемешанные картинки съедобных и ядовитых грибов. В корзинки себе нужно положить только съедобные.)
Учитель. Прежде, чем отправиться в лес, давайте вспомним правила сбора грибов. Что будем делать с ядовитыми грибами?
IV. Путешествие в рубрику «Это интересно»
1. Учитель загадывает загадку: «Есть грибы и не в лесу, только в тесте и квасу».
– О чем идет речь? Подсказка: эти грибы помогают подходить тесту. (Дрожжевые грибы.)
2. Показ учителем рисунка строения плесневого гриба.
– Как вы думаете, что это такое?
Показ плесени на кусочке хлеба.
– А это знаете, что такое? (То же самое, что и на рисунке: плесневый гриб.) Давайте посмотрим на этот гриб в микроскоп.
3. Рассказы детей о необычных грибах: мутинус, иудино ухо, зонтик, саркосцифа, рогатики, «дама под покрывалом», трутовик серо-желтый
Мутинус. В юном возрасте – точь-в-точь голубиное яичко, лежащее на земле. Но вот яичко проклевывается и из него «вылупляется» чудо-юдо. На ярко-малиновой ножке грязно-зеленого цвета шапочка, покрытая вонючей слизью. На сильный запах гнилого мяса слетаются мухи со всей округи. Полакомятся слизью со спорами гриба, да и унесут кусочки на своих лапках, рассеют споры по окрестности. Часто мутинусы растут у забора, среди цветов, и даже на грядках с овощами.
Рогатики. «Грибной лапшой» называют грибы рогатики, иногда и «оленьими рожками». Растут эти грибы на гнилой древесине или на лесной подстилке из опавших листьев и хвои. Рогатики бывают разной окраски: желтые, белые, коричневые, серые, лиловые.
Саркосцифа ярко-красная – подснежник грибного царства. В средней полосе грибки появляются в конце марта – начале апреля и вместе с цветами подснежниками украшают просыпающийся от зимнего сна лес, в котором в это время так мало ярких пятен.
Зонтик – пестрый, лохматый гриб –чемпион по размерам среди шляпочных грибов. Диаметр шляпки может достигать 30 сантиметров и высота ножки может быть такой же. Настоящий зонт! Растет в лиственных и смешанных лесах, в основном на полянах и опушках. Съедобен и очень ценен.
Иудино ухо. Этот хрящеватый гриб получил своё странное название за сходство с человеческим ухом. Растет на мертвой древесине. Особенно часто на ветвях бузины. Съедобен. В странах Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока этот гриб считают деликатесом и даже искусственно выращивают.
Дама под покрывалом. Так жители бразильских джунглей называют гриб, который растет буквально по минутам. Появляется он из упругого белого «яйца», которое на глазах увеличивается, трескается и распадается на две половинки, Из них появляется ярко-оранжевая шляпка на длинной ножке. Ножка каждую минуту увеличивается на полсантиметра.
Немецкий путешественник проследил развитие этого гриба, За 2 часа гриб вытянулся на полметра в высоту. Тогда внезапно из-под шляпки выскочило белое покрывало и окружило ножку. Тут же стал распространяться от гриба сильный неприятный запах, на который собралась масса мух и бабочек. Наступили сумерки, и стало видно, как гриб засветился зеленоватым светом. Наблюдатель ушел, а наутро вернулся посмотреть на странный гриб. Но нашел лишь небольшой комочек.
Трутовик серо-желтый не похож внешне на те трутовики, что растут на березах и осинах в лесу – эдакие копытца, «полочки» на стволах. Необычна форма этого гриба. Представьте себе, что внутри старого дуба лешие развели желтое тесто, оно «сбежало» и через трещины коры вылезло наружу. Да так и застыло – пузырями и наплывами. Кое-где подрумянилось – бледно-желтое стало ярко-желтым и даже оранжевым.
V. Итог урока
– Что нового для себя узнали на уроке?
VI. Рефлексия
Если урок понравился, разместите на поляне съедобные грибы, а если нет – ядовитые. (В корзиночках лежат «съедобные» грибы и «ядовитые». Дети к «поляне» прикрепляют грибы.)