Конспект комплексного занятия по развитию речи и изобразительной деятельности для детей 6 лет по теме "О чем ты нам расскажешь, осень?"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели и задачи:

  • Развивать детское творчество.
  • Развивать коммуникативно-речевые умения.
  • Продолжать знакомить детей с интересной формой разговора – интервью.
  • Учить детей формулировать и задавать вопросы, быть внимательными к деталям.
  • Развивать самостоятельное построение связного и выразительного высказывания.
  • Развивать диалогическую речь, используя в речи сложные предложения разных видов.
  • Закреплять умение согласовывать существительные с прилагательными.
  • Развивать коммуникативные навыки общения: учить детей работать в парах.
  • Воспитывать культуру речевого общения.

Материал: иллюстрации на тему «Золотая осень», тематический подбор фонозаписей, микрофон, карандаши, фломастеры, краски, кисти, бумага для рисования, пластилин, подставки под поделки, мелки, листья, шишки, клей, салфетки.

Речевой материал: осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, листопад, дожди, тучи, лужи, ветер, сырость, урожай, увядание, ранняя, золотая, багряная, поздняя, перелетные, курлыкают, улетают, желтеют, падают, сохнут, шуршат, убирают, срывают, выкапывают и т.д..

Ход занятия

I. Организационный момент

Педагог.

Солнце раннее проснулось,
Осторожно потянулось,
Лучикам пора вставать
И занятие начинать.

II. Сообщение темы

Педагог. Сегодня мы отправимся на прогулку в настоящее царство осени.

Всех ребяток на прогулку
Приглашаю в лес пойти,
Интересней приключенья
Вам, ребята, не найти!

Давайте произнесем волшебные слова: «Раз, два, три, в лес осенний попади!»

Звучит аудиозапись времена года Чайковского. Педагог предлагает детям закрыть глаза и оказаться в осеннем лесу.

III. Закрепление знаний, полученных на предыдущих занятиях.

Педагог. Волшебные звуки музыки перенесли нас в Царство осени.

Беседа об осени.

– Какие перемены в природе подсказали, что наступила осень?

Рассматривание картин и иллюстраций по теме «Осень». (Желтые листья и трава, листопад. Отлет птиц. Холодно, поэтому люди в плащах и пальто. Идет сбор урожая в садах, огородах, в полях. Дует порывистый ветер, идет дождь.)

– Какими красками раскрасила осень деревья: березки, клены, дуб – богатырь? (Красной, желтой, бурой и т.д.)

– На что стали похожи листья осинок? (На румяные яблоки.)

– Листья стали красными. Значит, что с ними стало? Они… (покраснели). Желтые листья… (пожелтели), золотые… (стали золотыми). Деревья были красивыми, а стали еще… (краше).

– Если бы вы были художниками, как бы вы изобразили осень? (Дети высказываются.)

IV. Заучивание стихотворения В.Авдиенко «Осень»

Ходит осень по дорожке,
Промочила в лужах ножки.
Льют дожди и нет просвета.
Затерялось где-то лето.
Ходит осень, бродит осень.
Ветер с клёна листья сбросил.
Под ногами коврик новый,
Жёлто-розовый – кленовый.

Дети вслушиваются в ритм и мелодику поэтического текста. Отвечают на вопросы. Повторяют слова текста шепотом, затем эстафетно.

V. Дидактическая игра «Осень»

Педагог. Нужно подобрать существительные к слову «осенний». Например, осенний день. Продолжайте: осенний дождь, осенний ветер, осенняя одежда и т.д..

– Дождь, какой? (Моросящий, холодный, долгий.)
– А летом? (Теплый, короткий.)
– Ветер. Как про него сказать? (Холодный, пронизывающий, порывистый и т.д..)
– А летом? (Теплый, прохладный, легкий ветерок.)
– Давайте составим ритмический рисунок осенних слов.

Дети делят на слоги слова (Осень, сентябрь, октябрь, ноябрь и т.д..)

VI. Физкультминутка

Дети вместе с педагогом произносят слова и выполняют движения. (Кружатся, приседают, двигаются вправо, влево.)

Листья осенние тихо кружатся,
Листья нам под ноги тихо ложатся.
И под ногами шуршат, шелестят,
Будто опять закружиться хотят.

VII. Дидактическая игра «Когда это бывает?»

Дети по цепочке составляют маленький рассказ на тему «В осеннем лесу», «Богатый осенний урожай».

VIII. Дидактическая игра «Интервью у осеннего леса»

Педагог. Ребята, давайте представим, что мы отправились в осенний лес не на простую прогулку, а как журналисты, на работу. Журналистам необходимо взять интервью у осеннего леса. Кто знает, что такое интервью? (Это разговор, беседа корреспондента или журналиста с каким-нибудь человеком, для того, чтобы узнать что-то интересное.)

Педагог. У кого или чего можно взять интервью в осеннем лесу? (У белки, зайца, ежа, медведя; у березки, травы, солнышка, ветра…)

Педагог. Существуют правила по которым берут интервью. Ответьте на вопросы и узнаете их. (Что-то дети называют самостоятельно, о чем-то напоминает педагог с помощью наводящих вопросов.)

– Кто задает вопросы? (Журналист.)

– Какие надо задавать вопросы и сколько? (На которые хочешь получить ответ. Вопросы должны быть короткие и понятные, их должно быть немного. Пользоваться вежливыми словами… и т. д.)

– Какие должны быть ответы на вопросы? (Говорить только про то, о чем спрашивают. Коротко. Использовать интересные и красивые слова… и т. д.)

– Как должны вести себя журналист и его собеседник? (Не перебивать друг друга. Слушать друг друга, чтобы не повторяться и не задать один вопрос два раза. Благодарить за ответ. Смотреть друг на друга при беседе.)

Детям предлагается по желанию распределить, кто будет журналистом, а кто обитателем осеннего леса. Дети делятся на пары, от пары к паре передается микрофон. Журналисты задают вопросы, обитатели осеннего леса рассказывают о своих осенних заботах.

Педагог. Молодцы ребята! Журналисты взяли интервью у всех обитателей осеннего леса, все герои поделились своими историями.

IX. Оформление газеты

Педагог. Пришла пора нам возвращаться домой. Что вы почувствовали, путешествуя по осеннему лесу? Какое у вас настроение? (Немного грусти, восхищение, удивление…)

Педагог. Ребята, давайте о нашей прогулке расскажем в газете, которую мы сейчас будем с вами оформлять. Выбирайте материал и каждая пара оформит свое интервью.

Дети выбирают любой материал (кисти, краски, мелки, пластилин, карандаши, листья, шишки и т.д..) и оформляют свою историю. На приготовленном заранее большом листе бумаги (бумага тонирована цветами осени) написан заголовок «Интервью осеннего леса». Педагог наклеивает на газету, написанное интервью каждой пары.

X. Итог занятия. Оценка деятельности детей

Педагог. Вот наша газета и готова! Давайте рассмотрим ее, и каждая пара расскажет о своей работе.

Высказывания детей. Дети вывешивают газету на доску и приглашают своих родителей посмотреть на их работу.

Используемая литература:

  • Хамидулина Р.М. «Развитие речи» – М: Издательство «Экзамен», 2009.
  • Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Развитие речи», ТЦ «Учитель», г.Воронеж, 2006.
  • Ушакова О.С., Струнина Е.М. «Развитие речи детей 6-7 лет» – М.; Вентана-Граф,2008.