Россия – страна высокой духовности, уникальной душевности, открытости, бескорыстия и приветливости.
В последние годы в стране произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Эти ценности привели к снижению воспитательного воздействия российской культуры как одного из главного фактора формирования патриотизма.
Патриотическое воспитание младших школьников всегда являлось одной из важнейших задач школы. Ведь именного этот возраст является благодатной почвой для развития священного чувства любви к Родине, именного в этом возрасте должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. И роль школы в этом процессе невозможно переоценить. Поэтому данная тема является актуальной и для нашей школы.
Цель: показать методы и приемы, используемые в воспитательной работе школы по формированию гражданско-патриотического сознания младших школьников.
Задачи:
- обосновать задачи патриотического воспитания;
- показать эффективные формы патриотического воспитания младших школьников.
Педагогические основы гражданско-патриотического воспитания в образовательном учреждении
Наша школа работает по программе гражданско-патриотического воспитания «Я – Россиянин». Главное в программе – системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. Основные задачи программы:
- сформировать у детей осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей России;
- создать условия для реализации каждым учащимся собственной гражданской позиции через деятельность органов ученического самоуправления.
Одной из важнейших задач, стоящих перед учителями начальных классов, является формирование у ребят готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
Формирование этих умений лучше всего происходит, когда все участники образовательного процесса вовлечены в поисково-исследовательскую деятельность, в результате которой формируются универсальные умения и навыки функционально-грамотной личности:
- работать с проблемами;
- анализировать данные, ситуацию;
- самоопределяться, осуществлять выбор;
- формулировать замысел своего действия;
- фантазировать, мечтать;
- планировать работу;
- работать в группе;
- оценивать свою работу.
Описание технологии
В новом информационном обществе учитель не может быть основным и единственным источником информации об окружающем мире, поэтому объяснительно – иллюстративный метод обучения и воспитания уступает место новым методам, главным из таких является метод проектов и поисково-исследовательской деятельности.
В современной педагогике проектирование рассматривается в двух аспектах: как мыслительная деятельность и как деятельность по реализации проекта. Первый включает целепологание, планирование, моделирование и прогнозирование, второй – организация деятельности, диагностика, анализ результатов.
Для нас целепологанием стал ряд вопросов:
- Как научить ребенка беречь и любить то, что имеешь, свой дом, свою семью, свой город, свою Родину?
- Как воспитать в детях учение быть человеком не на словах, а на деле?
- Как научить детей проявлять уважение к труду предков, сохранивших для них и этот мир, и эту страну?
- Как научить быть социально-активным в решении проблем?
Для организации деятельности по решению этих вопросов была создана творческая группа учителей, использующих в своей работе метод проектов и поисково-исследовательский метод. Целью этой группы было реализовать проект «Красный день календаря» во вторых- третьих классах школы.
Участниками данного проекта стали родители, ученики учителя этих классов. Под руководством классного руководителя и при помощи родителей ребята работали по отдельно предложенной теме и лично составленному плану действий. Самостоятельно составляли сценарии празднования государственных праздников в классе или для друзей, по своим сценариям проводили праздники как в своих классах, так и в других классах начальной школы.
Методические задачи проекта:
- Учить пользоваться историческими фактами для решения поставленной проблемы.
- Учить видеть причинно-следственные связи в исторических событиях.
- Познакомить с государственными праздниками нашей страны и с историческими событиями, с которыми связаны праздники.
- Научить пользоваться программами: «Microsoft Office Word» и «Microsoft Office Publisher»
Вопросы, на которые должны ответить ребята в ходе выполнения проекта:
- Что такое праздник?
- Какие праздники считаются государственными?
- С какими историческими событиями связаны государственные праздники?
- Для кого будем проводить праздник?
- Что необходимо для проведения праздника, чтобы он напоминал об историческом прошлом, с которым связан?
В ходе выполнения проекта, ребята сделали следующее:
- Собрали копилку идей – материалы, необходимые для проведения праздника.
- Изготовили портфолио проектов.
- Провели праздники.
- Разработали презентацию результата своей работы.
Этапы работы над проектом «Красный день календаря»
Подготовительный этап.
В сентябре на первом родительском собрании мы проели анкетирование среди родителей вторых и третьих классов.
Анкета №1
- Считаете ли вы себя патриотом?
- Считаете ли вы необходимостью воспитывать патриотические чувства своего ребенка?
- Какие мероприятия, на ваш взгляд, способствуют формированию патриотизма и гражданственности учащихся?
Анкетирование было проведено и среди учащихся вторых и третьих классов.
Анкета №2
- Хотелось ли тебе родиться в какой-нибудь другой стране?
- Как ты думаешь, трудно ли человеку жить без Родины?
- Интересуешься ли ты историей своей Родины?
- Какие мероприятия надо проводить в классе, чтобы дети больше любили свой город, свою Родину, знали об истории своей Родины?
Результат анкетирования показал, что вопрос воспитания патриотизма и гражданственности интересен родителям, а вот традиционные формы и методы воспитания не совершенны. Значит, необходим новый подход в осуществлении гражданско-патриотического воспитания младших школьников, который отвечал бы интересам родителей и учеников. Так зародилась идея реализовать долгосрочный проект (учебный год) «Красный день календаря».
Первый классный час по традиции – это планирование классных мероприятий проводимых учениками с учетом их интересов, способностей и потребностей. Это игра «Яблоня дел».
В ходе игры была организована группа учащихся, которые хотят самостоятельно ставить и решать проблемы и задачи по решению конкретных вопросов: научиться общаться, сотрудничать с ребятами для оптимального достижения своих целей.
На этом же этапе произошло распределение ролей в группе, выбор индивидуальных тем исследования учащихся. Сформулированы цели и задачи исследовательской деятельности. Составлен план реализации задач проектно-исследовательской деятельности. Выбрана форма и способы презентации результатов деятельности.
Этап сбора информации.
На этом этапе роль учителя – это «наблюдатель». Ребята все делали сами. Собирали информацию, анализировали, выбирали главное, собирали материал для портфолио проекта. Учитель контролировал, как идет ход деятельности, по необходимости вносил корректировки.
Этап создания продукта
На этом этапе учащиеся готовили презентацию результатов деятельности (сценарии праздников, презентации к праздникам). На этом этапе необходима помощь и учителя и родителей, этот этап очень важен для дальнейшей презентации проекта и от того как сработает сообщество: ученик- учитель – родитель, зависит результат деятельности.
Заключительный этап. Презентация.
Это один из самых важнейших этапов проектно-исследовательской деятельности. Он необходим для завершения работы. Именно этот этап в работе является решающим элементом гражданско-патриотического воспитания младших школьников. Исследовательская работа по изучению истории нашего государства через исторические события, связанные с государственными праздниками страны, а потом и подготовка и проведение праздников в классах и для друзей, а значит, осознание своей социальной значимости останется в душе ребенка на долгие годы.
Этап рефлексия.
Этап самоанализа и самооценки проделанной работы. Этот этап можно проводить сразу после проведения праздника, но лучше всего провести на общешкольной конференции «Я – Россиянин» в конце учебного года.
Результативность.
Показателем эффективности гражданско-патриотического воспитания на основе проектно-исследовательской деятельности является формирование и развитие у ребят социальной активности, которая проявляется в гражданских социальных акциях школы, в традиционных мероприятиях и творческих конкурсах. У школьников отмечаются чувства солидарности, дружбы, верности своему народу и уважение к традициям России. Высокий уровень общей воспитанности учащихся.
Практический выход проекта:
- Буклет «Праздники» <Приложение 1>, буклет «Новый год» <Приложение 2>
- Презентация «Государственные праздники» <Приложение 3> «23 февраля» <Приложение 4>, «День народного единства» <Приложение 5>.
- Презентация «Государственные праздники»
- Портфолио праздников «Государственные праздники» <Приложение 3а>, «23 февраля» <Приложение 4а>, «День народного единства» <Приложение 5а>, «8 Марта», «1 Мая», «9 Мая», «Новый год».
Список ресурсов
- Брыкова О.В