Цель: использование возможностей декоративно-прикладного творчества в воспитании патриотических чувств у детей.
Задачи:
- сознательное расширение багажа знаний о полевых цветах, символике региона и формирование умений в изготовлении цветка хмель;
- изучение народной экологии;
- привитие любви к малой родине;
- формирование ключевых компетенций обучающихся:
- рефлексивных умений осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
- поисковых умений самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле, самостоятельно изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей (история, биология, география, геометрия), устанавливать причинно-следственные связи;
- коммуникативных умений выражать свои мысли в монологической речи с использованием средств наглядности;
- регулятивных умений оценочной самостоятельности, результирующего самоконтроля;
- обогащение у подростков опыта нравственно-экологического сосуществования с родной природой;
- оказание помощи обучающимся в самовыражении, профессиональном самоопределении.
Материалы и оборудование
Наглядные материалы:
- мини-выставка полевых цветов, изготовленных обучающимися (василек, ромашка, колокольчик, фиалка, мак, яблоневый цвет, купавка, незабудка);
- оценочная таблица «Качество оценки готовых изделий»;
- плакат «Алгоритм изготовления цветов»;
- образцы цветов на стенде (василек, ромашка, колокольчик, фиалка, мак, яблоневый цвет, купавка, незабудка), описание технология изготовления полевых цветов;
- карта Собинского района Владимирской области;
- герб города Лакинска Собинского района Владимирской области;
- флаг Российской Федерации;
- значки городов Собинки, Лакинска, Александрова, Покрова, Камешково, Владимира;
- панно «Хмель», «Лилия»;
- проект «Хмель», автор Кабанова Анастасия;
- сообщения обучающихся «Полевые цветы родного края»;
- варианты ответов для рефлексии.
Дидактические материалы для обучающихся
- Дидактическая карточка-таблица «Цветы Собинского района».
- Дидактическая карточка-таблица «Герб города Лакинска».
- Дидактическая карточка-таблица «Полевые цветы и цвета Государственного флага Российской Федерации».
Материалы и инструменты для изготовления цветка хмель как одного из элементов герба города Лакинска:
- ткань (нажелатиненная) желтого цвета;
- шаблон круга на картоне;
- линейка, циркуль, карандаш, ножницы.
Ход занятия
1. Организационный момент (1мин.)
Явка на занятие, проверка готовности обучающихся к занятию.
2. Целеполагание и мотивация (3 мин.)
Сообщение темы занятия «О любви к России на языке цвета», ее место в программе дополнительного образования детей «Калейдоскоп ремесел». Цели и задачи занятия, значение данной темы в социуме. Практическое использование информации обучающимися (школа, семья, будущая профессия и т.д.).
3. Актуализация (10 мин.)
Слово педагога. Педагог совместно с обучающимися проводит краткий анализ реализации программы по теме «Полевые цветы»: названия цветов, их внешний вид и технология изготовления, используя наглядность – стенд «Технология изготовления полевых цветов». Это ромашка, василек, колокольчик, незабудка, мак, обращая особое внимание обучающихся на окраску цветов: ромашка – белая, василек, колокольчик, незабудка – синие, мак – красный. Все эти полевые цветы произрастают на территории нашего Собинского района. Далее педагог зачитывает отрывок из стихотворения «Родные места» поэта Михаила Пляцковского.
В родных местах ромашкой пахнет ветер
И до травинки вся земля – своя.
В родных местах и солнце ярче светит
И серебристей голос у ручья.В родных местах и неба цвет синее,
В родных местах просторнее луга,
Стволы берез – прямее и стройнее,
И разноцветней радуга дуга.
Затем, демонстрируя карту Собинского района, педагог рассказывает о природных условиях, климате, поверхности воды, о памятниках природы, охраняемых государством. Особое внимание уделяет растительности края, отмечая, что все полевые цветы, которые изучаются по программе «Калейдоскоп ремесел», произрастают в нашем районе (Приложение 1). Эти полевые цветы обучающиеся могут изготовить самостоятельно, используя алгоритм изготовления и имеющиеся выкройки цветов.
Обучающиеся запоминают интересные факты.
4. Осознание и осмысление учебного материала (20 мин.)
В ходе домашнего задания обучающимся было предложено подготовить сообщения «Полевые цветы родного края» (Приложение 2), выбрать из большого информационного поля о цветах интересные факты, легенды, сказания, предания, которые отражают красоту окружающей природы Собинского района и народные традиции.
Сообщения обучающихся объединения (регламент до 3-х минут):
- «Ромашка», автор Ананьина Анастасия;
- «Василек», автор Бесчастнова Нина;
- «Колокольчик», автор Дуванова Дарья;
- «Незабудка», автор Климова Ксения;
- «Мак», автор Трофимова Дарья.
В ходе сообщения обучающийся демонстрирует выставочный экспонат, остальные самостоятельно заполняют дидактическую карточку-таблицу.
Задание для самостоятельной работы: заполнить таблицу «Цветы Собинского района»
Название цветка | Окраска цветка | Народные названия | Наиболее значимые факты о цветке | Самооценка готового изделия |
Обучающиеся фиксируют свою оценку за цветок в столбце № 5, используя оценочную таблицу «Качество оценки готовых изделий» (по 10-балльной шкале). После выполнения задания обучающиеся сверяют правильность заполнения таблицы с образцом (Приложение 3).
Самооценка обучающихся: заполнение таблицы по 5-балльной системе:
5 баллов – 1 неверный ответ из 20 позиций (о 5 цветах в 4 столбцах таблицы), 4 балла – 2-3 неверных ответа из 20 позиций, 3 балла – 4 неверных ответа из 20 позиций, 2 балла – 5 неверных ответа из 20 позиций, 1 балл – 6 неверных ответа из 20 позиций.
5. Изучение нового материала с применением знаний и умений (45 мин.)
Педагог говорит о том, что цветы окружают нас повсюду и иногда появляются в самых непредвиденных местах и ситуациях. Так только на гербе города Лакинска Собинского района изображены цветы хмель и лилия. Эти цветы обучающиеся будут изготавливать в соответствии с программой «Калейдоскоп ремесел» (в первый год обучения – цветок хмель, второй год – цветок лилия). Предлагает обучающимся прослушать информацию об истории возникновения герба города Лакинска: геральдическое описание герба, символы герба, история возникновения герба, его авторы, используя наглядные материалы – герб города Лакинска, значок (Приложение 4).
Педагог рассказывает кратко о других гербах городов Владимирской области, демонстрирует значки с гербами таких городов, как Владимир, Александров, Камешково, Покров, Собинка.
Обучающиеся выполняют второе самостоятельное задание:
заполнить таблицу в ходе сообщения педагога «Герб города Лакинска»
Цветы на гербе | Что символизирует или отображает цветок | Цвет поля на гербе | Что символизирует цвет |
Обучающиеся самостоятельно проводят самооценку правильности заполнения таблицы по 5– балльной системе, используя образец таблицы (Приложение 5).
4 балла – таблица заполнена правильно, 3 балла – 1-2 неверных ответа из 8, 2 балла – 3 неверных ответа из 8, 1 балл – 4 неверных ответа из 8, 0 баллов – таблица не заполнена.
«Язык цвета» во флаге России.
Вопрос: «Какие цвета вы видите в Государственном флаге Российской Федерации?» (ответы: белый, голубой, красный).
Рассказ «Моя будущая профессия» Захаровой Любови, выпускницы объединения «Цветочная мозаика», студентки 4 курса авиамеханического колледжа, ее будущая профессия – дизайнер.
Люба рассказывает о том, что знания и умения, приобретенные в объединении «Цветочная мозаика», помогли ей выбрать профессию и помогают ей в дальнейшей учебе. Приводит примеры из студенческой жизни, когда она выполняла задания по ландшафтному дизайну, подбирая цветы на клумбе по цвету и форме Российского флага. Кратко рассказывает об истории возникновения флага РФ и символике каждого цвета флага РФ (Приложение 6).
Выпускница объединения предлагает обучающимся в ходе ее рассказа выполнить третье самостоятельное задание:
заполнить таблицу «Полевые цветы и цвета флага Российской Федерации», подобрать полевые цветы по окраске близкие к цвету флага.
Цвета флага Российской Федерации | Полевые цветы, которые соответствуют цвету флага | Что символизирует каждый цвет флага |
Проверку правильности заполнения таблицы обучающиеся проводят самостоятельно, сверяя с образцом таблицы (Приложение 7) по 5-балльной системе:
4 балла – таблица заполнена правильно, 3 балла – 1-2 неверных ответа, 2 балла – 3 неверных ответа, 1 балл – 4 неверных ответа, 0 баллов – таблица не заполнена.
Практическая работа «Изготовление цветка хмель»(1 этап).
Демонстрация проекта «Хмель» и панно «Хмель», автор Кабанова Анастасия, выпускница объединения. Эти творческие работы высоко оценены членами жюри на итоговой конференции «Добрых рук ремесло». Педагог напоминает, что изготовление цветка хмель – это сложная и творческая работа, которая состоит из нескольких этапов. Цветок хмель будет изготовлен в течение последующих пяти занятий. Сегодня обучающиеся выполняют 1-й этап практической работы «Изготовление цветка хмель».
Задание для обучающихся:
- Составить алгоритм изготовления цветка хмель.
- Рассчитать количество кругов для 1 цветка.
- Визуально подобрать диаметр кругов.
- Вырезать на картоне 2 круга для венчика большого и малого размеров и перенести на обработанную желатином ткань.
- Вырезать 2 венчика (круга) из ткани.
- Из каждого круга ткани вырезать венчик с 16 лепестками.
Подведение итогов 1 этапа практической работы.
6. Домашнее задание (1 мин)
Собрать дополнительную информацию о цветке хмель: описание цветка хмель, народное название, виды хмеля, применение в медицине и в пищевой промышленности и т.д., используя литературу, Интернет, знания выпускников и специалистов.
7. Рефлексия (10 мин.)
О значении полученной на занятии информации: язык цвета, символика, природа нашего края.
Работа по группам. Обучающиеся получают 14 письменных вариантов ответов на вопрос: «В какой области для вас будет наиболее важна полученная информация?», совещаются, обдумывают и выделяют из предложенных ответов 3-4 наиболее значимых для них ответа.
Варианты ответов:
– в школе: на уроках, мероприятиях;
– при разработке символики: значка и герба города Собинки или эмблемы объединения «Цветочная мозаика»;
– создание ландшафтного дизайна;
– при оформлении цветовой гаммы клумб участка ДДТ;
– для выполнения разнообразных готовых изделий на занятиях;
– дома, на садовом участке,
– при выборе профессии,
– при проектной деятельности;
– при выборе темы доклада;
– для изготовления сувениров для детей младшего школьного возраста, ветеранов труда и ВОВ;
– для сбора информации в Интернете;
– при представлении себя в выгодном свете перед друзьями,
– для изготовления открытки, или панно;
– при оформлении букета для подарка.
Затем обучающиеся свой выбор ответов публично защищают.
Педагог благодарит обучающихся за работу. Зачитывает отрывок из стихотворения Михаила Пляцковского «Родные места».
В родных местах на капельках росинок
Горят зари веселой огоньки.
В родных местах все лучше и красивей
От звезд ночных до утренней росы.Пусть мне твердят, что есть края иные,
Что в мире есть иная красота,
А я люблю свои места родные,
Свои родны, милые места!
Список литературы
- Золотницкий Н.Д