Мягкий знак на конце существительных женского рода после шипящих

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи:

  • Познакомить учащихся с правилом написания «ь» у существительных после шипящих.
  • Развивать память (в частности слуховую), мышление (операцию анализа и синтеза).
  • Совершенствовать умение детей работать в коллективе.
  • Развивать межпредметные связи.

Тип урока: Урок-путешествие

Оборудование:

  • Произведение Успенского Э. «Дядя Фёдор, пёс и кот».
  • Иллюстрации главных героев произведения.
  • Бумажные круги с буквами «ь»,«ъ», «м», «ы», «ш», «к», «л», «ю», «ч».
  • Конверт с загадками.
  • Кроссворд.
  • Карточки для индивидуальных занятий

План урока

1 этап. Организационный момент.

  1. Проверка готовности к уроку.
  2. Сообщение темы урока и постановка цели.

2 этап. Основной этап урока.

  1. Чистописание.
  2. Повторение пройденного.
  3. Работа над новым материалом

3 этап. Итог урока.

  1. Подведение итогов урока.

Ход урока

1 этап. Организационный момент.(3 минуты)

1) Проверка готовности к уроку.(1 минута)

– Сейчас, ребята, у нас урок русского языка. Проверьте, пожалуйста, готовность к уроку. На парте должны лежать учебник русского языка, рабочая тетрадь, пенал.

2) Сообщение темы урока и постановка цели.(2 минуты)

– Мы сегодня отправляемся в путешествие в деревню Простоквашино. Вместе с героями этой книги мы будем путешествовать по просторам русского языка. Кто написал эту книгу? (Эдуард Успенский.) Какие книги ещё написал этот автор? (Ответы детей.)

2 этап. Основной этап урока. (29минут)

Чистописание. (5 минут)

Учитель: тренируемся в красивом письме. Прописываем буквы: Фф, Мм, Шш, Пп, Гг.

Учитель: почему такие буквы? (На эти буквы начинаются имена и клички героев книги.)

Учитель: как пишутся эти слова? (С большой буквы.)

Учитель: записываем: Дядя Фёдор, кот Матроскин, собака Шарик, почтальон Печкин, телёнок Гаврюша, корова Мурка.

Повторение пройденного. (12 минут)

Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного. (5 минут)

Учитель: Печкин принёс конверт, а в нём загадки. (Дети читают загадки.)

  1. Нужен – бросают, а не нужен поднимают. (Якорь)
  2. Золотистая косичка –
    Эта рыжая сестричка
    Убирает, веет, косит,
    Урожай в амбары носит. (Осень)
  3. Иду, иду конца не найду. (Кольцо)
  4. Почки липкие, листья пахучие, плоды летучие. (Тополь)
  5. Красная корова всю солому съела. (Огонь)
  6. Ты откуда, ты откуда
    Прилетел к нам, красногрудый?
    Облетел я всю Сибирь.
    Как зовут тебя? (Снегирь)
  7. Без ног приходит, без языка рассказывает. (Письмо)

Учитель: запишите слова по памяти. Чем похожи все слова? (Все они существительные, в каждом есть смягчающий «ь»)

Учитель: какое слово лишнее? («снегирь» – одушевленное существительное или «осень» – существительное ж. р.)

Физкультминутка (2 минуты)

Игра «Печкин – Шарик» (Печкин – руки вверх, Шарик – присесть).

Разделительный мягкий знак (5 минут)

Учитель: для чего ещё нужен «ь». (Он может быть разделительным).

Учитель: с какой орфограммой часто путают эту орфограмму? («ъ»)

Учитель: повторим правило, когда пишется разделительный «ь», а когда «ъ». (Дети повторяют правила).

Матроскин с Гаврюшей решили поиграть в футбол. Мячи у них необычные, а с «ь» и «ъ» знаком. Если поставили букву правильно, то забили гол. (на доске ворота, а в них слова с пропущенными буквами: лист.я, под.ёмный, с .едобный, в. юга, раз .ярённый, вороб.и, ул .и, с .ёжился).

3) Работа над новым материалом. (12 мин)

Детям, которые вставляли пропущенные буквы, даются кружочки с буквами: К, Л, Ю, Ч, М, Ы, Ш, Ь. (2 минуты)

Учитель: составьте 2 слова. А куда же поставить «ь»? Попробуйте сами сформулировать правило. (У существительных женского рода после шипящих на конце пишется «ь».)

Сюрприз от Шарика: разгадайте кроссворд. (4 минут).

  1. Антоним к слову «шум». (Тишь)
  2. По небу лебедь чёрный рассыпал чудо – зёрна. (Ночь)
  3. Я и посуда и созвездье (ковш)
  4. Я антоним к слову «смех»
    Не от радости, утех –
    Я бываю. Поневоле
    От несчастья и от боли.
    От обиды, неудач
    Догадались? Это... (плач)
  5. Я бываю громкая и тихая, торжественная и трогательная, письменная и устная. (Речь)
  6. Главный предмет при строительстве дома. (Кирпич)
  7. Если человек в беде, она нужна ему очень. (Помощь)
  8. На пересечении получилось слово «товарищ»

Самостоятельное задание. (6 минут)

Учитель: впишите в предложения подходящие по смыслу слова.

У мамы на платье красивая ...(брошь). В чаще леса пахучий ... (ландыш). По гряде расхаживает чёрный... (грач). Лифт пришёл на девятый ... (этаж). Вдруг раздался громкий ... (плач). Охотник одел непромокаемый ... (плащ). Повсюду слышалась русская ... (речь).

3 этап. Итог урока (2 минуты)

Чему научились на уроке?

Выслушиваются ответы детей.