Организация профильного обучения в современной школе

Разделы: Администрирование школы


Одним из направлений развития и модернизации современной школы является переход на профильное обучение. Необходимо разработать и экспериментально апробировать такую инновационную модель старшей профильной школы, которая бы отвечала современным требованиям. Профилизация школ – это одно из наиболее востребованных и позитивно оцениваемых обществом мероприятий по модернизации. Именно профилизация школ дает возможность “сгладить порог” ШКОЛА – ВУЗ. Возможно это за счет учета индивидуальных потребностей и интересов учащихся. В глобальном смысле мероприятия по профилизации дадут возможность гибко реагировать на потребности рынка труда и тем самым обеспечивать положительный социально-экономический эффект.

Профильное обучение сегодня – это средство дифференциации и индивидуализации обучения не за счет углубленного изучения предметов, а за счет такой организации образовательного процесса, в которой сам ученик совместно с родителями и с помощью психологической службы школы выбирает свою образовательную траекторию, исходя из интересов, способностей и возможностей, пробует себя в различных сферах деятельности. Именно такая организация обучения даст возможность на выходе из школы получить мотивированных выпускников, готовых к получению профессионального образования. Для построения такой модели необходима разработка специальной образовательной программы, учитывающей особенности профильности, выбор методик и форм организации образовательного процесса как в целом классе, так и в группах.

Профильное образовательное учреждение сегодня невозможно без:

– системы работы по реализации профориентационной, предпрофильной и профильной подготовки обучающихся и воспитанников, и, как результат, – высокий уровень психологической и интеллектуальной (образовательной) подготовленности выпускников к получению будущей профессии;
– востребованности участниками образовательного процесса предоставляемых образовательных услуг по программам профориентационной работы, предпрофильного и профильного обучения:
– квалифицированного кадрового состава;
– необходимой материально-технической базы;
– учебно-методического обеспечения по выбранному направлению;
– системного психолого-педагогического сопровождения процессов самоопределения и социальной адаптации обучающихся.
– методического совета, обеспечивающего методическое сопровождение и контроль за качеством преподавания профильных предметов; аналитическую деятельность по оценке результатов и эффективности организации предпрофильного и профильного обучения; опережающий характер исследований и разработок по выбранному направлению; осуществление разработок содержания и форм профориентационной работы в соответствии с направлениями предпрофильного и профильного обучения;
– информационно-аналитической службы.

Когда перед педагогическим коллективом школы встал вопрос о переходе на профильное обучение, проблемы с выбором профиля не было – информационно-технологичекий, так как математические классы в школе были открыты еще с 1963 года, а в 2005 году школа получила статус школы с углубленным изучением математики.

Анализ внутренних ресурсов школы и, прежде всего, кадрового потенциала показал, что в нашей школе на протяжении многих лет работают высококвалифицированные педагоги, активно участвующие в инновационной работе, транслирующие и тиражирующие свой передовой педагогический опыт.

Школа является победителем ПНПО.

Школа имеет достаточное материально-техническое обеспечение.

Учреждением накоплен богатый опыт реализации углубленных и расширенных программ курсов информационно-технологической направленности.

Пропедевтика изучения математики и информатики для успешного овладения сложными программами начинается уже в начальной школе, где дополнительно изучается курс “Математика и конструирование”, “За страницами учебника математики”, а так же активно используется ресурс ИКТ.

В среднем и старшем звене математическое образование осуществляется за счет увеличения количества часов, деления классов на подгруппы при изучении математики, информатики и физики, использования прогрессивных педагогических технологий (школа 15 лет являлась школой-лабораторией), а так же внедрения широкого спектра элективных, факультативных курсов, индивидуально-групповых занятий, учитываются и ресурсы дополнительного образования. Проводится большая работа по пропаганде математического образования как среди учащихся школы, так и среди учащихся района и округа. Математические праздники, конкурсы и интеллектуальные игры стали традиционными. С целью повышения мотивации к изучению профильных предметов регулярно организуются выездная математическая школа, где проводятся интенсивные семинарские занятия, а с целью релаксации проводятся мероприятия культурно-просветительского характера: экскурсии, мастер-классы (ребята выезжали в Ростов Великий, Тулу, д.о. Клязьма).

Пять лет назад школа стала экспериментальной площадкой по теме: “Обучение по индивидуальным учебным планам”. Созданная в школе модель обучения по ИУП значительно увеличила возможность осознанного построения собственной образовательной траектории, позволила сконцентрировать внимание и ресурсы старшеклассников на наиболее важных, ключевых учебных дисциплинах, необходимых для продолжения образования и построения профессиональной карьеры. Психолого-педагогической службой диагностируются образовательные потребности и запросы учащихся, проводится предпрофильное анкетирование. Выбор учащимися предметов информационно-технологического профиля для изучения на расширенном уровне продиктовал организацию работы школы по данному направлению. Углубленная дополнительная подготовка учащихся позволяет добиваться высоких результатов в городских олимпиадах и турнирах (“Кенгуру”, “Инфознайка”, “Шаг в будущее”, “Научные кадры будущего”).

Результаты сдачи ЕГЭ по профильным предметам говорят о высоком уровне знаний наших выпускников.

Учащиеся школы показывают высокий процент поступления в технические ВУЗы.

Школа более 20 лет сотрудничает с МГТУ им. Баумена. Это отражается и в экспериментальной работе, совместно с университетом в школе работает экспериментальная площадка по теме “Комплексный подход к системе профильного образования”. В течение года школьник имеют возможность проходить обучение на кафедрах МГТУ по программе “Шаг в будущее”. В рамках проекта “Академия юных” учащиеся ведут исследовательскую работу на кафедрах космонавтики и робототехники. Преподаватели МГТУ читают элективные курсы “Введение в робототехнику”, “История ракетной техники”.

На базе школы работает учебно-методический центр, цель которого – подготовка учащихся 8-11-х классов по программам, адаптированным к требованиям университета. В рамках работы УМЦ организуются пробные тестирования, способствующие выявлению пробелов в знаниях. Наиболее мотивированные учащиеся вовлечены в научно-исследовательскую работу через организацию работы научного общества учащихся “Юные Кулибины”.

Ребята посещают экскурсии и лекции по нанотехнологиям в библиотеке им. Ленина, фестивали науки в МГУ.

Партнёром школы также являются МГУПИ, РГСУ, университет РАО и МГПУ. В школе проводятся семинары под руководством преподавателей различных факультетов и кафедр. Ребята примут участие в совместном проекте “Умная няня”.

В школе разработана программа по предпрофильной подготовке, в рамках которой учащиеся посещают выставки и встречи с представителями ВУЗов.

Важным аспектом деятельности школы является информационно-технологическая направленность всего образовательного процесса, которая выражается в интеграции информационно-коммуникативных технологий в предметы не только информационно-математического цикла, но и ИЗО, русского языка, литературы, химии, иностранных языков и других предметов.

Ведь миссия школы, прежде всего, заключается в формировании целостной картины мира у учащихся.

В школе обучаются разносторонне развитые ученики. Об этом говорят достижения школьников в предметах нематематического цикла. Результаты участия в окружных олимпиадах и конкурсах говорят о разноплановости интересов и способностей. Ребята активно участвуют в работе школы в рамках дополнительного образования.

Особое внимание в школе уделяется формированию информационно-технологической компетентности учащихся за счет использования всех возможных ресурсов школы, в том числе, и ИКТ.

Таким образом, многолетний успешный опыт работы школы в области профильного обучения явился достаточным основанием для деятельности школы в режиме информационно-технологического профиля.

В 2010 году наша школа стала базовым образовательным учреждением Восточного округа по информационно-технологическому профилю, то есть системообразующим элементом модели сетевой организации предпрофильной подготовки и профильного обучения.

В связи с этим перед школой поставлены задачи:

  • Осуществление сетевого взаимодействия школ района и округа по реализации принципов предпрофильной подготовки и профильного обучения (информационно-технологический профиль).
  • Пропаганда информационно-технологического и математического образования.
  • Организация поддержки особо мотивированных учащихся школ района по профилю школы через организацию межшкольных факультативов и элективных курсов, а также через организацию межшкольных конкурсов по профильным предметам.
  • Поддержка работы педагогов района и округа по профильным предметам через организацию презентаций работы по профильному обучению в базовой школе, а также через проведение семинаров по профилю школы.
  • Организация взаимодействия с ВУЗами через проведение встреч с представителями ВУЗов на базе школы № 1360.