Тема. «Наблюдение над ролью суффикса в слове. Определение суффикса».
Цели:
- развитие умения находить суффиксы в словах;
- наблюдение над ролью суффикса в слове, формирование общеучебных умений и навыков самостоятельной работы, работы с учебником;
- воспитывать любовь к родному языку.
Оборудование: компьютер, презентация (Приложение 1).
Ход урока
I. Организационный момент.
– Встали ровно. Тихо сели.
II. Активизация ране изученного.
1. Чистописание.
– Открыли тетради, записали число, классная работа. Сегодня на уроке мы повторим написание заглавной и строчной буквы с. Посмотрите: заглавную букву пишем с середины строки, большой полуовал с наклоном. Строчная буква с – маленький полуовал с наклоном. Полстроки Заглавной буквы, полстроки – строчной. Спинки держим ровно, голову низко не наклоняем. Буква эс обозначает звук с. Кто даст характеристику звуку с? (Он согласный, глухой, твёрдый, мягкий.)
– Запишем под диктовку слоги. У доски будет работать 1 ученик. Пиши: сы, си, се, со, су. Найдите слоги, где звук с мягкий. (си, се). Почему? (Буквы и, е смягчают согласный).
2. Словарная работа.
– Списать слова, вставив буквы, поставить ударение, подчеркнуть безударную гласную. На экране появляются слова: п ... года, м ... роз, р ... бята, в … село. Проверим правильно вы вставили буквы. (На экране появляются слова с правильным написанием.) Придумайте небольшой рассказ с написанными словами. (Пришла зима. Стоит морозная погода. Ребята катаются на санках, лепят снеговика, играют в снежки. Всем очень весело.)
3. Физминутка. (Приложение 2)
Упражнения показаны на экране.
III. Введение в новый раздел.
– Вы любите разгадывать тайны? Отгадайте загадку.
Горшочек умён, семь дырочек в нём. (Голова). Те слова, которые я показываю, назовите их в ласковой форме. Носик, ротик, глазик. Прочитайте ещё раз эти слова. Что общего в них? (У них одинаковая часть -ик ). А может вы знаете как эта часть называется? (Суффикс). Какой здесь суффикс? (-ик). Показ слайда .
IV. Сообщение цели урока.
1. Беседа.
– Как вы думаете над какой темой начнём работать? (Над темой – суффикс.) Узнаем. Что такое суффикс, будем учиться находить суффикс в словах.
2. Работа по учебнику.
– В учебнике на странице 78 упражнение № 124. Надо списать пары слов. Сказать, что это за слова. (Это однокоренные слова). Как изменилось значение слова? (Стало маленьким, ласково произносится.) А что за часть изменила слово? (Суффикс). Выделите корень и суффикс. (Дети выходят к доске на каждую пару.)
3. Физминутка.
Потрудились – отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём,
Руки в стороны, вперёд
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать
Руки вниз и вверх поднять
Руки плавно опустили
Всем улыбки подарили.
4. Игра «Побудь волшебником».
– У меня в руках «волшебная» палочка, а на доске слова: слон, кот, луч. К кому я прикоснусь тот становится маленьким волшебником и превращает слова в названия маленьких предметов.
Слон – слоник (слонёнок)
Кот – котик (котёнок)
Луч – лучик
– Почему получились новые слова? (Добавили суффикс).
5. Работа над правилом.
– Что такое суффикс? (Часть слова).
– Где стоит суффикс? (Суффикс стоит после корня).
– Для чего служит суффикс? (Для образования новых слов).
– Кто сам сможет сформулировать правило?
– Какие суффиксы встретились на уроке? (-ок, -ик, -онок, -ёнок.)
6. Игра «Части слова потерялись».
– Соедините корень и суффикс, так чтобы получилось слово.
Дом ёнок
Цвет ик
Тигр ок
– Выделите корень и суффикс .
V. Итог урока.
– С какой частью слова мы сегодня познакомились? Что такое суффикс? Хорошо на уроке работали ...
VI. Релаксация.
– Кому на уроке было работать легко, запомнил новую часть слова, поднимет зелёную карточку. Кто затруднялся в нахождении суффикса, поднимет жёлтую карточку.
VII. Домашнее задание.
– На странице 79 выучить правило, упражнение 125 на стр.79.
Литература:
- Методические рекомендации для учителя. Е.В. Бунеева, М.А. Яковлека.
- Учебник. Русский язык, 2 класс. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева.