Наблюдение над ролью суффикса в слове. Определение суффикса

Разделы: Начальная школа


Тема. «Наблюдение над ролью суффикса в слове. Определение суффикса».

Цели:

  • развитие умения находить суффиксы в словах;
  • наблюдение над ролью суффикса в слове, формирование общеучебных умений и навыков самостоятельной работы, работы с учебником;
  • воспитывать любовь к родному языку.

Оборудование: компьютер, презентация (Приложение 1).

Ход урока

I. Организационный момент.

– Встали ровно. Тихо сели.

II. Активизация ране изученного.

1. Чистописание.

– Открыли тетради, записали число, классная работа. Сегодня на уроке мы повторим написание заглавной и строчной буквы с. Посмотрите: заглавную букву пишем с середины строки, большой полуовал с наклоном. Строчная буква с – маленький полуовал с наклоном. Полстроки Заглавной буквы, полстроки – строчной. Спинки держим ровно, голову низко не наклоняем. Буква эс обозначает звук с. Кто даст характеристику звуку с? (Он согласный, глухой, твёрдый, мягкий.)

– Запишем под диктовку слоги. У доски будет работать 1 ученик. Пиши: сы, си, се, со, су. Найдите слоги, где звук с мягкий. (си, се). Почему? (Буквы и, е смягчают согласный).

2. Словарная работа.

– Списать слова, вставив буквы, поставить ударение, подчеркнуть безударную гласную. На экране появляются слова: п ... года, м ... роз, р ... бята, в … село. Проверим правильно вы вставили буквы. (На экране появляются слова с правильным написанием.) Придумайте небольшой рассказ с написанными словами. (Пришла зима. Стоит морозная погода. Ребята катаются на санках, лепят снеговика, играют в снежки. Всем очень весело.)

3. Физминутка. (Приложение 2)

Упражнения показаны на экране.

III. Введение в новый раздел.

– Вы любите разгадывать тайны? Отгадайте загадку.

Горшочек умён, семь дырочек в нём. (Голова). Те слова, которые я показываю, назовите их в ласковой форме. Носик, ротик, глазик. Прочитайте ещё раз эти слова. Что общего в них? (У них одинаковая часть -ик ). А может вы знаете как эта часть называется? (Суффикс). Какой здесь суффикс? (-ик). Показ слайда .

IV. Сообщение цели урока.

1. Беседа.

– Как вы думаете над какой темой начнём работать? (Над темой – суффикс.) Узнаем. Что такое суффикс, будем учиться находить суффикс в словах.

2. Работа по учебнику.

– В учебнике на странице 78 упражнение № 124. Надо списать пары слов. Сказать, что это за слова. (Это однокоренные слова). Как изменилось значение слова? (Стало маленьким, ласково произносится.) А что за часть изменила слово? (Суффикс). Выделите корень и суффикс. (Дети выходят к доске на каждую пару.)

3. Физминутка.

Потрудились – отдохнём,
 Встанем, глубоко вздохнём,
Руки в стороны, вперёд
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать
Руки вниз и вверх поднять
Руки плавно опустили
Всем улыбки подарили.

4. Игра «Побудь волшебником».

– У меня в руках «волшебная» палочка, а на доске слова: слон, кот, луч. К кому я прикоснусь тот становится маленьким волшебником и превращает слова в названия маленьких предметов.

Слон – слоник (слонёнок)

Кот – котик (котёнок)

Луч – лучик

– Почему получились новые слова? (Добавили суффикс).

5. Работа над правилом.

– Что такое суффикс? (Часть слова).

– Где стоит суффикс? (Суффикс стоит после корня).

– Для чего служит суффикс? (Для образования новых слов).

– Кто сам сможет сформулировать правило?

– Какие суффиксы встретились на уроке? (-ок, -ик, -онок, -ёнок.)

6. Игра «Части слова потерялись».

– Соедините корень и суффикс, так чтобы получилось слово.

Дом                    ёнок

Цвет                    ик

Тигр                    ок

– Выделите корень и суффикс .

V. Итог урока.

– С какой частью слова мы сегодня познакомились? Что такое суффикс? Хорошо на уроке работали ...

VI. Релаксация.

– Кому на уроке было работать легко, запомнил новую часть слова, поднимет зелёную карточку. Кто затруднялся в нахождении суффикса, поднимет жёлтую карточку.

VII. Домашнее задание.

– На странице 79 выучить правило, упражнение 125 на стр.79.

Литература:

  1. Методические рекомендации для учителя. Е.В. Бунеева, М.А. Яковлека.
  2. Учебник. Русский язык, 2 класс. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева.