Правописание непроизносимых согласных в корне слова

Разделы: Русский язык


Оргмомент

(Необходим для мобилизации внимания школьников, создания мотивации к действиям на уроке, подготовки детей к общению)

  1. Приветствие учителя.
  2. Постановка общей цели и задач урока:

А) Для учителя:

Цели:

  • повторение орфографических правил о правописании согласных в корне слова;
  • закрепление навыка  учащихся распознавать в слове и выделять графически орфограммы в корне слова, подбирая проверочные слова, где это возможно;
  • развитие умения учащихся пользоваться приёмами языкового анализа при объяснении написания слов с орфограммами в корне, приёмами сравнения при подборе однокоренных слов в качестве проверочных;
  • формирование умения школьников  самостоятельного мышления, применения своих творческих способностей в ходе повторения изученного материала.

Задачи:

  • дать понятие об особенностях анализа орфограмм в корне слова;
  • показать алгоритм определения согласной в корне слова;
  • сформировать навык нахождения орфограммы правописания непроизносимых согласных в корне слова.

Б) Для учеников:

– Запишите тему урока в тетрадь.

– Подумайте и скажите, о чём пойдёт речь на уроке? (о правописании согласных в корне слова)

– Как называется наука о правописании слов? (орфография)

– Что является единицей орфографии? (орфограмма)

– Что мы называем орфограммой? (ошибкоопасное место в слове)

– В какой части слова может оказаться орфограмма? (в любой)

– В чём особенность правописания гласных в корне слова? (для определения гласной в корне необходимо подбирать проверочные однокоренные слова)

– Какими могут быть гласные-орфограммы в корне? (проверяемые и непроверяемые)

– Приведите примеры слов с проверяемой безударной гласной в корне слова.

– Приведите   примеры слов с непроверяемой безударной гласной в корне слова.

– Только ли гласные в корне могут оказаться орфограммами? (согласные тоже)

– Какие виды орфограмм-согласных вы знаете? (удвоенные согласные, непроизносимые согласные, звонкие-глухие согласные в корне слова)

– Приведите примеры на каждый случай.

– Итак, цель нашего урока такова: продолжить повторение орфограмм в корне слова, сегодня мы будем говорить более подробно о непроизносимых согласных корня.

–  Перед каждым из вас стоят задачи: 1) находить  непроизносимые согласные в корне;  2) выделять орфограмму в корне; 3) подбирать проверочные слова.

Проверка домашнего задания

– Однако сначала проверим выполнение домашнего задания.

(необходимо установить правильность, полноту и осознанность выполнения домашнего задания всеми учащимися, выявить пробелы, устранить их)

1. Индивидуальные карточки (проверка знаний и умений по теме отдельных учащихся)

Карточка № 1

Зачеркни ненужную букву:

а)  н(е,и)бесный, пр(е,и)лестный, цв(е,и)тной; 

б)  м(а,о)хнуть, сп(а,о)сти, к(а,о)рмить;

в)   к(а,о)чели, м(а,о)лыш, л(а,о)житься;

г)   б(а,о)льшой, подхв(а,о)тил, ост(а,о)новка;

д)   ж(ы,и)знь, ш(ы,и)рокий, ш(ы,и)'ны;

е)   сп(е,и)шит на работу, сп(е,и)шите правильно;

ж)  прим(е,и)рение, прим(е,и)рять костюм;

з)   пол(а,о)скать к(а,о)тенка, пол(а,о)скать б(е,и)лье;

и)  св(с,и)ла гнездо, св(е,и)ла с тропинки.

Карточка № 2

Вставь пропущенные буквы. Найди «третий лишний»:

а) в_сна, с_нева, т_снота;

б) п pop_дить грядки, пол_тел,  с_дел на ветке;

в) кр_чать, про_вление, выгл_        нуть;

г) п_левой, пол_сатый, стр__на;

д) з _ лотистый, ст _ лица, в_ реный.

Карточка № 3

У доски выполнить фонетический разбор слов СЪЕЗД, ГРЯДКА

2. Индивидуальное задание  (проверка знаний  и умения устно строить речь на лингвистическую тему по схеме)

– Подготовить устный рассказ об известных нам видам орфограмм в корне слова по схеме на с.29 учебника (упр.66)

3. Проверка выполнения домашнего упражнения (упр.65)

– Послушаем ответ ученика у доски.

(назначается «эксперт», который следит за правильностью ответа, при необходимости исправляет допущенные ошибки, 3 ученика по выбору «эксперта» задают по одному дополнительному вопросу отвечающему; если он затрудняется ответить на них, то ученики отвечают сами)

Подготовка к повторению ранее изученного материала

(необходимо дать ученикам установку на запоминание и практическое применение повторённых  знаний, создать проблемную ситуацию)

– Сегодня на уроке у вас, ребята, будет сложная, но интересная роль: вы попробуете стать учёными-языковедами. Вам предстоит выявить общее и различное в орфограммах «Правописание звонких и глухих согласных в корне слова» и «Правописание непроизносимых согласных в корне слова». К концу урока вы сможете оформить свои наблюдения в виде таблицы.

Повторение материала, изученного в начальной школе

(необходимо создать условия для повторения учащимися ранее изученного  материала через самостоятельное решение языковой проблемы)

– Запишите слова в тетрадь (они записаны на доске)

горо..                                                праз..ник
поло..                                               грус..ный
клу..                                                 ужас..ный

– Сравните орфограммы в словах по плану.

(отпечатанные планы раздаются каждому ученику)

План:

  1. В какой части слова находится орфограмма? (в корне)
  2. От чего зависит выбор пропущенной согласной в словах 1-го столбика? (от проверочного слова)
  3. Подберите проверочные слова, запишите слова 1-го столбика, выделите орфограмму.
  4. От чего зависит выбор пропущенной согласной в словах 2-го столбика? (от проверочного слова)
  5. Подберите проверочные слова, запишите слова 2-го столбика, выделите орфограмму.
  6. Назовите общие признаки данных орфограмм в словах. (находится в корне слова, проверяется согласный, подбирается проверочное слово)
  7. Назовите отличающие признаки данных орфограмм в словах. (1 – произносится парный глухой\звонкий согласный; 2 – согласный не произносится совсем)
  8. Составьте таблицу со своими  примерами, отражающую общее и различное в повторённых орфограммах.

(в скобках даны предполагаемые ответы учеников, в их планах ответы отсутствуют)

– Итак, коллеги учёные-языковеды, сравним ваши таблицы.

(разбираются несколько ученических таблиц, дополняются, исправляются ошибки)

Проведение физкультминутки

Закрепление знаний

(необходимо проверить понимание материала, установить осознанность изученного материала и способ действий в определении признаков повторённой орфограммы)

1. Выполнение упр.68 п14 учебника

2. Комментированное письмо.

Записать словосочетания, выделяя и объясняя написание непроизносимых согласных.

Чудесный праздник, прекрасный вид, опасный спуск, напрасные обещания, известный спортсмен, лестничная площадка, учиться со сверстником, опасная дорога, дружить с ровесником, предчувствовать опасность, счастливый день.

(ученик работает у доски)

3. Словарная работа

– Рассмотрите  слова, устно объясните их лексическое значение, особенности написания.

чувство                                              ровесник
лестница                                            шествовать
сверстник                                          пожалуйста

– Составьте словосочетания с каждым словом, запишите их, выделяя орфограмму.

4. Составьте из данных слов предложение, выделите его основу, обозначьте в корнях слов изученные орфограммы.

Ненастная, на улице, погода, была.

5. Образуйте и запишите однокоренные прилагательные от данных существительных. Выделите орфограммы в корне.

Гигант, небеса, ужас, запас, редкость, ярость, место.

Подведение итогов урока

(анализ достижения цели урока, качественная и количественная оценка работы учеников на уроке)

1. Самооценка учащимися достижения цели урока.

– Вспомните, какие цели вы ставили перед собой в начале урока.

– Удалось ли их достигнуть?

– Чему вы научились сегодня на уроке?

– Для чего вам пригодятся данные умения при дальнейшем изучении орфографии?

2. Выставление оценок учащимся за работу на уроке.

Рефлексия

(Перед каждым учеником лежат листы со знаками препинания: точка, вопросительный знак, восклицательный знак.)

– Оцените каждый свою работу сегодня на уроке с помощью листов-знаков препинания.

Поднимите  «точку», если вы не научились отличать орфограмму «Правописание непроизносимых согласных» от других орфограмм в корне слова. Поднимите  «?»,  если вы ничему новому не научились сегодня на уроке. Поднимите  «!», если результат вашей работы на уроке вам понравился, вы достигли поставленной цели в начале урока.

Задание на дом

(формулирование задач выполнения домашней работы, сопутствующие комментарии)

 – Сегодня у вас есть возможность самим выбрать домашнее задание.

  1. Найти и записать в тетрадь 5 загадок, в которых бы встречались слова с непроизносимыми согласными
  2. Выполнить упражнение из учебника № 71 (с.30)

(открывается упражнение, чтобы получить краткое объяснение выполнения домашней работы)

– На этом наш урок закончен.