Оргмомент
(Необходим для мобилизации внимания школьников, создания мотивации к действиям на уроке, подготовки детей к общению)
- Приветствие учителя.
- Постановка общей цели и задач урока:
А) Для учителя:
Цели:
- повторение орфографических правил о правописании согласных в корне слова;
- закрепление навыка учащихся распознавать в слове и выделять графически орфограммы в корне слова, подбирая проверочные слова, где это возможно;
- развитие умения учащихся пользоваться приёмами языкового анализа при объяснении написания слов с орфограммами в корне, приёмами сравнения при подборе однокоренных слов в качестве проверочных;
- формирование умения школьников самостоятельного мышления, применения своих творческих способностей в ходе повторения изученного материала.
Задачи:
- дать понятие об особенностях анализа орфограмм в корне слова;
- показать алгоритм определения согласной в корне слова;
- сформировать навык нахождения орфограммы правописания непроизносимых согласных в корне слова.
Б) Для учеников:
– Запишите тему урока в тетрадь.
– Подумайте и скажите, о чём пойдёт речь на уроке? (о правописании согласных в корне слова)
– Как называется наука о правописании слов? (орфография)
– Что является единицей орфографии? (орфограмма)
– Что мы называем орфограммой? (ошибкоопасное место в слове)
– В какой части слова может оказаться орфограмма? (в любой)
– В чём особенность правописания гласных в корне слова? (для определения гласной в корне необходимо подбирать проверочные однокоренные слова)
– Какими могут быть гласные-орфограммы в корне? (проверяемые и непроверяемые)
– Приведите примеры слов с проверяемой безударной гласной в корне слова.
– Приведите примеры слов с непроверяемой безударной гласной в корне слова.
– Только ли гласные в корне могут оказаться орфограммами? (согласные тоже)
– Какие виды орфограмм-согласных вы знаете? (удвоенные согласные, непроизносимые согласные, звонкие-глухие согласные в корне слова)
– Приведите примеры на каждый случай.
– Итак, цель нашего урока такова: продолжить повторение орфограмм в корне слова, сегодня мы будем говорить более подробно о непроизносимых согласных корня.
– Перед каждым из вас стоят задачи: 1) находить непроизносимые согласные в корне; 2) выделять орфограмму в корне; 3) подбирать проверочные слова.
Проверка домашнего задания
– Однако сначала проверим выполнение домашнего задания.
(необходимо установить правильность, полноту и осознанность выполнения домашнего задания всеми учащимися, выявить пробелы, устранить их)
1. Индивидуальные карточки (проверка знаний и умений по теме отдельных учащихся)
Карточка № 1
Зачеркни ненужную букву:
а) н(е,и)бесный, пр(е,и)лестный, цв(е,и)тной;
б) м(а,о)хнуть, сп(а,о)сти, к(а,о)рмить;
в) к(а,о)чели, м(а,о)лыш, л(а,о)житься;
г) б(а,о)льшой, подхв(а,о)тил, ост(а,о)новка;
д) ж(ы,и)знь, ш(ы,и)рокий, ш(ы,и)'ны;
е) сп(е,и)шит на работу, сп(е,и)шите правильно;
ж) прим(е,и)рение, прим(е,и)рять костюм;
з) пол(а,о)скать к(а,о)тенка, пол(а,о)скать б(е,и)лье;
и) св(с,и)ла гнездо, св(е,и)ла с тропинки.
Карточка № 2
Вставь пропущенные буквы. Найди «третий лишний»:
а) в_сна, с_нева, т_снота;
б) п pop_дить грядки, пол_тел, с_дел на ветке;
в) кр_чать, про_вление, выгл_ нуть;
г) п_левой, пол_сатый, стр__на;
д) з _ лотистый, ст _ лица, в_ реный.
Карточка № 3
У доски выполнить фонетический разбор слов СЪЕЗД, ГРЯДКА
2. Индивидуальное задание (проверка знаний и умения устно строить речь на лингвистическую тему по схеме)
– Подготовить устный рассказ об известных нам видам орфограмм в корне слова по схеме на с.29 учебника (упр.66)
3. Проверка выполнения домашнего упражнения (упр.65)
– Послушаем ответ ученика у доски.
(назначается «эксперт», который следит за правильностью ответа, при необходимости исправляет допущенные ошибки, 3 ученика по выбору «эксперта» задают по одному дополнительному вопросу отвечающему; если он затрудняется ответить на них, то ученики отвечают сами)
Подготовка к повторению ранее изученного материала
(необходимо дать ученикам установку на запоминание и практическое применение повторённых знаний, создать проблемную ситуацию)
– Сегодня на уроке у вас, ребята, будет сложная, но интересная роль: вы попробуете стать учёными-языковедами. Вам предстоит выявить общее и различное в орфограммах «Правописание звонких и глухих согласных в корне слова» и «Правописание непроизносимых согласных в корне слова». К концу урока вы сможете оформить свои наблюдения в виде таблицы.
Повторение материала, изученного в начальной школе
(необходимо создать условия для повторения учащимися ранее изученного материала через самостоятельное решение языковой проблемы)
– Запишите слова в тетрадь (они записаны на доске)
горо.. праз..ник
поло.. грус..ный
клу.. ужас..ный
– Сравните орфограммы в словах по плану.
(отпечатанные планы раздаются каждому ученику)
План:
- В какой части слова находится орфограмма? (в корне)
- От чего зависит выбор пропущенной согласной в словах 1-го столбика? (от проверочного слова)
- Подберите проверочные слова, запишите слова 1-го столбика, выделите орфограмму.
- От чего зависит выбор пропущенной согласной в словах 2-го столбика? (от проверочного слова)
- Подберите проверочные слова, запишите слова 2-го столбика, выделите орфограмму.
- Назовите общие признаки данных орфограмм в словах. (находится в корне слова, проверяется согласный, подбирается проверочное слово)
- Назовите отличающие признаки данных орфограмм в словах. (1 – произносится парный глухой\звонкий согласный; 2 – согласный не произносится совсем)
- Составьте таблицу со своими примерами, отражающую общее и различное в повторённых орфограммах.
(в скобках даны предполагаемые ответы учеников, в их планах ответы отсутствуют)
– Итак, коллеги учёные-языковеды, сравним ваши таблицы.
(разбираются несколько ученических таблиц, дополняются, исправляются ошибки)
Проведение физкультминутки
Закрепление знаний
(необходимо проверить понимание материала, установить осознанность изученного материала и способ действий в определении признаков повторённой орфограммы)
1. Выполнение упр.68 п14 учебника
2. Комментированное письмо.
– Записать словосочетания, выделяя и объясняя написание непроизносимых согласных.
Чудесный праздник, прекрасный вид, опасный спуск, напрасные обещания, известный спортсмен, лестничная площадка, учиться со сверстником, опасная дорога, дружить с ровесником, предчувствовать опасность, счастливый день.
(ученик работает у доски)
3. Словарная работа
– Рассмотрите слова, устно объясните их лексическое значение, особенности написания.
чувство ровесник
лестница шествовать
сверстник пожалуйста
– Составьте словосочетания с каждым словом, запишите их, выделяя орфограмму.
4. Составьте из данных слов предложение, выделите его основу, обозначьте в корнях слов изученные орфограммы.
Ненастная, на улице, погода, была.
5. Образуйте и запишите однокоренные прилагательные от данных существительных. Выделите орфограммы в корне.
Гигант, небеса, ужас, запас, редкость, ярость, место.
Подведение итогов урока
(анализ достижения цели урока, качественная и количественная оценка работы учеников на уроке)
1. Самооценка учащимися достижения цели урока.
– Вспомните, какие цели вы ставили перед собой в начале урока.
– Удалось ли их достигнуть?
– Чему вы научились сегодня на уроке?
– Для чего вам пригодятся данные умения при дальнейшем изучении орфографии?
2. Выставление оценок учащимся за работу на уроке.
Рефлексия
(Перед каждым учеником лежат листы со знаками препинания: точка, вопросительный знак, восклицательный знак.)
– Оцените каждый свою работу сегодня на уроке с помощью листов-знаков препинания.
Поднимите «точку», если вы не научились отличать орфограмму «Правописание непроизносимых согласных» от других орфограмм в корне слова. Поднимите «?», если вы ничему новому не научились сегодня на уроке. Поднимите «!», если результат вашей работы на уроке вам понравился, вы достигли поставленной цели в начале урока.
Задание на дом
(формулирование задач выполнения домашней работы, сопутствующие комментарии)
– Сегодня у вас есть возможность самим выбрать домашнее задание.
- Найти и записать в тетрадь 5 загадок, в которых бы встречались слова с непроизносимыми согласными
- Выполнить упражнение из учебника № 71 (с.30)
(открывается упражнение, чтобы получить краткое объяснение выполнения домашней работы)
– На этом наш урок закончен.