Цель: знакомство с внутренним пространством крестьянского дома.
Задачи:
- сформировать представление о нравственно-эстетических законах организации внутреннего пространства старинного дома;
- о месте в доме для каждого члена семьи с его возрастом и ролью в общей семейной жизни;
- познакомить с прямым и символическим значением в семейном быту элементов и частей старинного крестьянского дома: матица, печь, печной угол; полати и грядки; бабий куть и хозяйский угол (куты); красный угол – духовный центр дома.
Оборудование: персональные нетбуки, ЦОР диск «Природа. Человек. Общество», презентация.
Домашнее задание к данному уроку (для детей): подготовить сообщения по предложенным учителем материалам.
Содержание урока
№ этапа |
Деятельность преподавателя |
Деятельность учащихся |
1. Актуализация знаний |
1. Какие предметы интерьера находится у нас в квартире? 2. Кто знает, какие предметы интерьера были в крестьянском доме? 3. Работа с диском «Природа. Человек. Общество», раздел 5. Общество, подраздел 5.2. «Русь – Россия», игровые сюжеты – №1 Учащимся предлагается убрать лишние предметы старинного интерьера дома. Учитель визуально оценивает правильность выполнения задания. Диск предварительно запущен и открыты нужные страницы. Учитель отмечает, что предметы интерьера стоят, не правильно и предлагает детям отправиться в путешествие по крестьянскому дому. |
Ответы учащихся. Ответы учащихся.
Работа учащихся по нетбукам. |
2. Новый материал |
1. Вводная беседа: – Сегодня на уроке мы узнаем об интерьере традиционного жилища крестьянина, постараемся узнать связь между элементами и частями старинного крестьянского дома (для проведения урока используется презентация (Приложение 2), сделанная с использованием фотографий школьного краеведческого музея пос. Усть-Мана, Красноярского края). А также на уроке мы с вами определим «Знатока интерьера дома». За все правильные ответы вы получаете баллы: – правильный ответ – 1 балл; – обоснование – 3 балла; – отгадка загадки – 1 балл; – сообщение – 5 баллов. 2. И так отправляемся с вами в необычное путешествие. (Презентация. Слайд №2) 3. Я сейчас буду загадывать вам загадки про предметы интерьера дома, а вы попробуйте их отгадать. «Что из угла в угол не переставишь? (загадка) «Стоит мать толста, у ней дочь красна, сын – синь под небеса ушёл» (загадка). – Что это? Молодцы! Вы успешно справились с такой трудной загадкой! Конечно, это печь. (Презентация. Слайд №3) 4. Послушайте, ребята, ещё две загадки постарайтесь отгадать, что это? И заработайте дополнительные баллы. Четыре брата годами равные, один главный (загадка). – Что это? Конечно, красный угол. Четыре братца под одним покровцем (загадка). – Что это? Молодцы, конечно, же, это стол. Учитель рассказывает про красный угол, стол и лавки (Приложение 2). (Презентация. Слайды № 4, 5, 6 – дополнительный материал) 5. Следующая загадка. Как называлась часть избы перед печью? (ответ: бабий куть, хозяйский куть). (Презентация. Слайд №7) 6. Продолжаем наше необычное путешествие по крестьянской избе. Отгадайте следующую загадку. «Ниже верху, выше печи, греет плечи.» (загадка). Что же это такое? Ребята, это полати, залавок или гряда. (Презентация. Слайды №8, 9) 7. А сейчас вы должны отгадать последнюю загадку. «Что в доме подвешивалось на черёмуховом отчете?» (зыбка, люлька) Рассказ учителя про зыбку (Приложение 1) и куклу-оберег. (Презентация. Слайды №10, 11) |
1. Просмотр слайда.
2. Ответы учащихся.
3. Рассказывает ребенок (заранее подготовленное творческое задание) или учитель про печь. (Приложение 1)
4. Ответы учащихся.
5. Ответы учащихся.
6. Просмотр слайда.
7. Ответы учащихся. 8. Ребенок рассказывает про бабий куть (Приложение 1), хозяйский куть.
9. Ответы учащихся. 10. Ребенок рассказывает про залавок (Приложение 1), полати. (заранее подготовленное творческое задание).
11. Ответы учащихся. 12. Учащиеся слушают сообщение учителя. |
3. Закрепление. |
1. Работа с диском «Природа. Человек. Общество», раздел 5. Общество, подраздел 5.2. «Русь – Россия», игровые сюжеты – №1 Детям предлагается переставить предметы интерьера дома в соответствии с полученной информацией. 2. Учитель визуально проверяет выполненную работу, дети объясняют полученные результаты (за правильные ответы и пояснения дается соответствующее количество баллов). |
Работа учащихся по нетбукам. |
4. Итог урока. |
– Что нового узнали на уроке? Подсчет баллов, выявление «Знатока интерьера дома». (вручение медали) |
Ответы учащихся. |
5. Домашнее задание. |
Подобрать пословицы, поговорки и приметы об элементах интерьера дома. |
|