Учителем-логопедом представлено подгрупповое логопедическое занятие по развитию звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста с
ОНР III уровня из семей категории социального риска с использованием метода наглядного моделирования.
Дети из семей категории социального риска посещают круглосуточную группу д/с, и имеют ряд особенностей в развитии, в том числе и речевом. Условия жизни таких детей в семье наложили на них печать глубокой и разносторонней депривации. По мнению Е.М.Мастюковой у детей из неблагополучных семей опыт речевого общения ограничен немногочисленными житейскими ситуациями. И даже в этих ситуациях родители и дети используют бедный, нередко искаженный и засоренный словарный запас. У этих детей отмечается низкая познавательная активность и неравномерность развития ВПФ, и как следствие это ограниченность словарного запаса. А это ведет к трудностям словообразования и словоизменения, аграмматизмам при построении фраз и предложений и к трудностям построения монолога. В результате им сложно осмыслить и отразить в речи окружающую действительность, что приводит к ОНР.
Таким образом, чем дольше ребенок находится в круглосуточном д/с без связи с родителями, тем более могут быть выражены деформации по всем направлениям развития, в т.ч. и задержка речевого развития.
Коррекция речевых нарушений таких детей должна проводиться с учетом особенностей их дефекта, т.к. обучаемость ребенка зависит от его индивидуально-психологических особенностей и от правильного выбора методов обучения.
Одним из перспективных направлений совершенствования коррекционно-развивающего обучения в целом, в том числе развития и совершенствования лексической стороны речи у детей дошкольного возраста, является использование метода наглядного моделирования. По мнению психологов, педагогов и логопедов (О.М. Дьяченко, В.П. Глухов, Т.А. Ткаченко и др.), использование схематических моделей облегчает процесс освоения связной речи. Они отмечают, что модели, передавая строение фразы или рассказа, служат своеобразным наглядным планом для создания монолога.
Многие из нас, в том числе и я, использовали в своей работе элементы наглядного моделирования, не подозревая, что этот метод может быть использован в определенной системе. Часто педагоги ограничивают действия наглядного моделирования использованием готовых моделей. Поэтому наше внимание привлекло обучение детей действиям замещения и построения моделей, т.е. процессу моделирования.
Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителей и работа с ними. Применение этого метода при коррекции речевых нарушений делает процесс обучения наглядным и познавательным.
Цель использования метода наглядного моделирования: Развитие анализа окружающей действительности в процессе ее отражения в речи, включая развитие словаря и связной речи.
При развитии навыков наглядного моделирования решаются следующие задачи:
1.Знакомство с графическим способом представления информации:
- Зрительно представить абстрактные понятия «звук», «слог», «слово» и т.д.
- Выделить существенные признаки в предметах и явлениях и обозначить их наглядно.
2. Развитие умения дешифровки модели:
- Правильно построить фразу, предложение, рассказ на примере модели.
3.Формирование навыка самостоятельного моделирования:
- Учиться самостоятельно анализировать предметы и явления и отражать это в речи.
Все перечисленное особенно важно для дошкольников, т.к. мысленные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.
Процесс моделирование состоит из трех этапов:
- усвоение и анализ сенсорного материала
- перевод его на знаково-символический язык
- работа с моделью
Обучение процессу моделирования тоже включает в себя несколько этапов.
ПЕРВЫЙ ЭТАП обучения моделированию – это подготовительные упражнения. Недостатки в лексико-грамматическом развитии детей обусловили необходимость этих упражнений.
Подготовительные упражнения включают в себя следующие упражнения:
- упражнения в наблюдательности (учить видеть признаки предмета, рассматривать их в разной последовательности);
- словарные и грамматические упражнения, сопровождающие рассматривание предметов и предназначенные для обогащения словаря:
- названиями признаков
- синонимами
- антонимами
- образными средствами языка
- а так же упражнения:
- на усвоение подчинительных связей между существительными, прилагательными и глаголами
- на усвоение способов словообразования и словоизменения
- на усвоение способов построения описательных фраз.
Эти упражнения проводятся параллельно с обучением составлению фразы и ее моделированию. Все упражнения сочетаются с обучением детей действиям замещения и обозначения выделяемых признаков предмета каким-либо символом или буквой. При рассматривании предметов или картинок, используются элементы сенсорно-графической схемы В.К.Воробьевой - символы, отражающие сенсорные каналы получения информации о признаках предметов (зрительный, обонятельный, тактильный, вкусовой, слуховой), т.е. способы сенсорного обследования предмета. Символы этой схемы были перенесены на кубик (Рисунок 1, Рисунок 2), а символы, закрепляющие результаты обследования в наглядном виде, на карточки с условным обозначением признаков предмета (Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5).
Рисунок 1
Рисунок 2
Рисунок 3
Рисунок 4
Рисунок 5
ВТОРОЙ ЭТАП обучения моделированию - это составление описательных фраз, опираясь на образец, данный взрослым. (Рисунок 6)
Рисунок 6
На ТРЕТЬЕМ ЭТАПЕ дети самостоятельно составляют наглядную модель описательной фразы.
ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП – это использование элементов моделей, рекомендованных Т.А.Ткаченко. На предыдущих этапах в моделях иллюстрировали конкретные признаки конкретного предмета, а на этом этапе в моделях признаки обозначаются обобщенно. Ребенок, ориентируясь на обобщенные символы признаков, самостоятельно определяет признак предмета, и называет его, составляя модель. (Рисунок 7)
Рисунок 7
ПЯТЫЙ ЭТАП – это переход к составлению описательного рассказа с использованием сенсорно-графической модели, отражающей параллельную лучевую связь предложений в рассказе, и осознанному использованию различных способов межфразовой связи.
Наблюдения показали, что введение моделей облегчает процесс подбора признаков предмета и процесс овладения содержанием и структурой описательных фраз. Т.е. описательные фразы становятся более точными, формируется основа для того, чтобы сделать описательную речь ребенка более подробной.
Рисунок 8
Наглядное моделирование поднимает наглядность на качественно высший уровень мыслительных операций и развития познавательного интереса у ребенка.
Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию звукопроизношения у детей среднего дошкольного возраста с ОНР.
Автоматизация звука Л.
Цель: закрепление правильного произношения звука Л во фразе (со словами, в которых звук Л в прямом открытом слоге)
Задачи: Речевые:
1. Коррекция лексико-грамматического строя речи через:
- составление чистоговорок
- подбор слов-признаков к предмету,
- изменение существительных в разных падежах,
- употребление предлогов в предложно-падежных конструкциях.
2. Развитие связной речи через ведение диалога.
3. Развитие фонематического восприятия через деление слов на слоги, определение последнего слога в слове.
Коррекционно-развивающие:
1. учить выделять существенные признаки в предметах и обозначать их условно
Предварительная работа:
- Познакомить с символами, отражающими способы сенсорного обследования предмета; с карточками с условным обозначением признаков предметов и местоположения предмета.
- Дать понятия СЛОВО, СЛОГ, символ.
Оборудование: кукла, кусочек мыла, предметные картинки с изображением куклы и кусочка мыла, фишки, кубик с символами, отражающими сенсорные каналы получения информации о признаках предметов, карточки с условным обозначением признаков предмета и местоположения предметов, карточки с условным обозначением слова-вопроса.
Предполагаемый результат:
Ребенок должен уметь:
- анализировать предметы и выделять характерные признаки предметов
- определять признак предмета и называть его
- совершать действия замещения и обозначения выделяемых признаков предмета символом
- составлять наглядную модель описательной фразы
Ход занятия
Этап |
Содержание |
Прогноз (предполагаемые ответы или реакции) |
Задачи |
Организационный момент
Основная часть |
Подходи сюда дружок, становись скорей в кружок, мы готовимся опять слушать, думать, отвечать. Что мы будем делать?
Вспомните, с каким звуком вы дружите? Помните об этом и говорите его правильно. 1. Сегодня мы продолжим сочинять чистоговорки. На столе два предмета. Договоритесь друг с другом, какой вы возьмете предмет. (кукла, мыло). Возьмите картинку с таким же предметом. Что мы делаем сначала, чтобы сочинить чистоговорку? Разделите каждый свое слово на слоги. Сколько слогов в слове …? Возьмите столько же фишек и положите слева от картинки. Назовите слоги в слове по порядку. Какой последний слог в слове?
Расскажите получившуюся чистоговорку.
2. А сейчас РА РА РА начинается Выбери то, что поможет рассказать тебе о твоем предмете (кубик с символами, отражающими способы сенсорного обследования предметов) А что еще может помочь рассказать о …? Итак, посмотри на свой предмет (потрогай, понюхай) и подумай, какой он? ЛА ЛА какая кукла?(показываю карточку с условным обозначением признаков предметов) Потрогай мыло и ответь: ЛО ЛО какое мыло? (Понюхай ---//---) Задай вопрос другу?
Вы сочинили интересные чистоговорки, а глаза, руки и нос вам помогали. 3. РА РА РА продолжается Игра «Скажи где?» (карточки с условными обозначениями местоположения предмета: НАД, ПОД, ЗА, ПЕРЕД, НА) Ребенок предлагает своему другу начать игру. Другой ребенок кладет карточку с условным обозначением в схему чистоговорки, задает вопрос. Первый отвечает, глядя на схему, а потом предлагает другу продолжить (дети отвечают на вопросы друг друга, проговаривая чистоговорку и ведя пальцем под выложенной моделью фразы). Вы правильно определили, где находится ваш предмет. 4. Пришло время отдохнуть (физ. пауза)
Потягуши, потягушечки 5. А у нас РА РА РА последняя Игра «Окошечки» (кладу в схему чистоговорки «окошко» с условным обозначением вопроса)
ЛА ЛА зто что? ЛЫ ЛЫ нет чего? ЛУ ЛУ видишь что? ЛЕ ЛЕ идешь (тянешься) к чему? ЛЕ ЛЕ думаешь о чем? ЛОЙ ЛОЙ довольна чем? Вы ответили на все вопросы. 6. Звук Л благодарит вас за то, что вы старались произносить его правильно. Меня сегодня удивил ….., порадовала…. Вам было интересно играть друг с другом? Хотите продолжать играть вместе? Тогда приглашайте друг друга играть завтра. Завтра я снова вас жду. Спасибо. |
Мы будем думать, говорить, и за звуками следить.(по схеме) Со звуком Л.
Делим слово на слоги. В слове … 2 слога. (берут фишки и кладут слева от картинки) Называют слоги в слове по порядку, и выделяют последний слог. 1. Ла-ла кукла 2. Ло-ло мыло (ведут пальчиком под выложенными фишками с картинкой, проговаривая чистоговорку) ИГРА! Мне помогут ГЛАЗА А тебе? А мне РУКИ. А еще мне поможет НОС.
ЛА ЛА маленькая кукла ЛО ЛО гладкое мыло ЛО ЛО душистое мыло (дети отвечая, выкладывают схему чистоговорки )
ИГРА!
… начинай игру.
ЛА ЛА где кукла? ЛА ЛА на столе кукла. Твоя очередь, продолжай игру.
ИГРА! (дети отвечают на вопросы с помощью «окошек», условно обозначающих слово- вопрос) ЛА ЛА это кукла ЛЫ ЛЫ нет куклы ЛУ ЛУ вижу куклу ЛЕ ЛЕ иду к кукле ЛЕ ЛЕ думаю о кукле ЛОЙ ЛОЙ довольна куклой |
Концентрация внимания для лучшего усвоения материала
Деление слова на слоги
Выделение последнего слога в слове
Определение характерного признака предмета
Подбор слова-признака к предмету
Употребление предлогов во фразе
Согласование действий зрительного и рече-двигательного анализаторов
Изменение существительных по падежам.
Подведение эмоционального итога занятию, закрепление умения договариваться друг с другом, нацеливание на дальнейшую деятельность. |