Построение рассказа по наглядному материалу на логопедических занятиях с детьми дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия


Учителем-логопедом представлено подгрупповое логопедическое занятие по развитию звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста с

ОНР III уровня из семей категории социального риска с использованием метода наглядного моделирования.

Дети из семей категории социального риска посещают круглосуточную группу д/с, и имеют ряд особенностей в развитии, в том числе и речевом. Условия жизни таких детей в семье наложили на них печать глубокой и разносторонней депривации. По мнению Е.М.Мастюковой у детей из неблагополучных семей опыт речевого общения ограничен немногочисленными житейскими ситуациями. И даже в этих ситуациях родители и дети используют бедный, нередко искаженный и засоренный словарный запас. У этих детей отмечается низкая познавательная активность и неравномерность развития ВПФ, и как следствие это ограниченность словарного запаса. А это ведет к трудностям словообразования и словоизменения, аграмматизмам при построении фраз и предложений и к трудностям построения монолога. В результате им сложно осмыслить и отразить в речи окружающую действительность, что приводит к ОНР.

Таким образом, чем дольше ребенок находится в круглосуточном д/с без связи с родителями, тем более могут быть выражены деформации по всем направлениям развития, в т.ч. и задержка речевого развития.

Коррекция речевых нарушений таких детей должна проводиться с учетом особенностей их дефекта, т.к. обучаемость ребенка зависит от его индивидуально-психологических особенностей и от правильного выбора методов обучения.

Одним из перспективных направлений совершенствования коррекционно-развивающего обучения в целом, в том числе развития и совершенствования лексической стороны речи у детей дошкольного возраста, является использование метода наглядного моделирования. По мнению психологов, педагогов и логопедов (О.М. Дьяченко, В.П. Глухов, Т.А. Ткаченко и др.), использование схематических моделей облегчает процесс освоения связной речи. Они отмечают, что модели, передавая строение фразы или рассказа, служат своеобразным наглядным планом для создания монолога.

Многие из нас, в том числе и я, использовали в своей работе элементы наглядного моделирования, не подозревая, что этот метод может быть использован в определенной системе. Часто педагоги ограничивают действия наглядного моделирования использованием готовых моделей. Поэтому наше внимание привлекло обучение детей действиям замещения и построения моделей, т.е. процессу моделирования.

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителей и работа с ними. Применение этого метода при коррекции речевых нарушений делает процесс обучения наглядным и познавательным.

Цель использования метода наглядного моделирования: Развитие анализа окружающей действительности в процессе ее отражения в речи, включая развитие словаря и связной речи.

При развитии навыков наглядного моделирования решаются следующие задачи:

1.Знакомство с графическим способом представления информации:

  • Зрительно представить абстрактные понятия «звук», «слог», «слово» и т.д.
  • Выделить существенные признаки в предметах и явлениях и обозначить их наглядно.

2. Развитие умения дешифровки модели:

  • Правильно построить фразу, предложение, рассказ на примере модели.

3.Формирование навыка самостоятельного моделирования:

  • Учиться самостоятельно анализировать предметы и явления и отражать это в речи.

Все перечисленное особенно важно для дошкольников, т.к. мысленные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Процесс моделирование состоит из трех этапов:

  • усвоение и анализ сенсорного материала
  • перевод его на знаково-символический язык
  • работа с моделью

Обучение процессу моделирования тоже включает в себя несколько этапов.

ПЕРВЫЙ ЭТАП обучения моделированию – это подготовительные упражнения. Недостатки в лексико-грамматическом развитии детей обусловили необходимость этих упражнений.

Подготовительные упражнения включают в себя следующие упражнения:

  • упражнения в наблюдательности (учить видеть признаки предмета, рассматривать их в разной последовательности);
  • словарные и грамматические упражнения, сопровождающие рассматривание предметов и предназначенные для обогащения словаря:
    • названиями признаков
    • синонимами
    • антонимами
    • образными средствами языка
  • а так же упражнения:
    • на усвоение подчинительных связей между существительными, прилагательными и глаголами
    • на усвоение способов словообразования и словоизменения
    • на усвоение способов построения описательных фраз.

Эти упражнения проводятся параллельно с обучением составлению фразы и ее моделированию. Все упражнения сочетаются с обучением детей действиям замещения и обозначения выделяемых признаков предмета каким-либо символом или буквой. При рассматривании предметов или картинок, используются элементы сенсорно-графической схемы В.К.Воробьевой - символы, отражающие сенсорные каналы получения информации о признаках предметов (зрительный, обонятельный, тактильный, вкусовой, слуховой), т.е. способы сенсорного обследования предмета. Символы этой схемы были перенесены на кубик (Рисунок 1, Рисунок 2), а символы, закрепляющие результаты обследования в наглядном виде, на карточки с условным обозначением признаков предмета (Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5).

рис.1

Рисунок 1

рис.2

Рисунок 2

рис.3

Рисунок 3

рис.4

Рисунок 4

рис.5

Рисунок 5

ВТОРОЙ ЭТАП обучения моделированию - это составление описательных фраз, опираясь на образец, данный взрослым. (Рисунок 6)

рис.6

Рисунок 6

На ТРЕТЬЕМ ЭТАПЕ дети самостоятельно составляют наглядную модель описательной фразы.

ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП – это использование элементов моделей, рекомендованных Т.А.Ткаченко. На предыдущих этапах в моделях иллюстрировали конкретные признаки конкретного предмета, а на этом этапе в моделях признаки обозначаются обобщенно. Ребенок, ориентируясь на обобщенные символы признаков, самостоятельно определяет признак предмета, и называет его, составляя модель. (Рисунок 7)

рис.7

Рисунок 7

ПЯТЫЙ ЭТАП – это переход к составлению описательного рассказа с использованием сенсорно-графической модели, отражающей параллельную лучевую связь предложений в рассказе, и осознанному использованию различных способов межфразовой связи.

Наблюдения показали, что введение моделей облегчает процесс подбора признаков предмета и процесс овладения содержанием и структурой описательных фраз. Т.е. описательные фразы становятся более точными, формируется основа для того, чтобы сделать описательную речь ребенка более подробной.

рис.8

Рисунок 8

Наглядное моделирование поднимает наглядность на качественно высший уровень мыслительных операций и развития познавательного интереса у ребенка.

Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию звукопроизношения у детей среднего дошкольного возраста с ОНР.

Автоматизация звука Л.

Цель: закрепление правильного произношения звука Л во фразе (со словами, в которых звук Л в прямом открытом слоге)

Задачи: Речевые:

1. Коррекция лексико-грамматического строя речи через:

  • составление чистоговорок
  • подбор слов-признаков к предмету,
  • изменение существительных в разных падежах,
  • употребление предлогов в предложно-падежных конструкциях.

2. Развитие связной речи через ведение диалога.

3. Развитие фонематического восприятия через деление слов на слоги, определение последнего слога в слове.

Коррекционно-развивающие:

1. учить выделять существенные признаки в предметах и обозначать их условно

Предварительная работа:

  • Познакомить с символами, отражающими способы сенсорного обследования предмета; с карточками с условным обозначением признаков предметов и местоположения предмета.
  • Дать понятия СЛОВО, СЛОГ, символ.

Оборудование: кукла, кусочек мыла, предметные картинки с изображением куклы и кусочка мыла, фишки, кубик с символами, отражающими сенсорные каналы получения информации о признаках предметов, карточки с условным обозначением признаков предмета и местоположения предметов, карточки с условным обозначением слова-вопроса.

Предполагаемый результат:

Ребенок должен уметь:

  • анализировать предметы и выделять характерные признаки предметов
  • определять признак предмета и называть его
  • совершать действия замещения и обозначения выделяемых признаков предмета символом
  • составлять наглядную модель описательной фразы

Ход занятия

Этап

Содержание

Прогноз (предполагаемые ответы или реакции)

Задачи

Организационный момент

 

 

Основная часть

Подходи сюда дружок, становись скорей в кружок, мы готовимся опять слушать, думать, отвечать.

Что мы будем делать?

 

 

Вспомните, с каким звуком вы дружите? Помните об этом и говорите его правильно.

1. Сегодня мы продолжим сочинять чистоговорки. На столе два предмета. Договоритесь друг с другом, какой вы возьмете предмет. (кукла, мыло).

Возьмите картинку с таким же предметом.

Что мы делаем сначала, чтобы сочинить чистоговорку?

Разделите каждый свое слово на слоги. Сколько слогов в слове …?

Возьмите столько же фишек и положите слева от картинки.

Назовите слоги в слове по порядку. Какой последний слог в слове?

 

Расскажите получившуюся чистоговорку.

 

 

 

2. А сейчас РА РА РА начинается

Выбери то, что поможет рассказать тебе о твоем предмете (кубик с символами, отражающими способы сенсорного обследования предметов)

А что еще может помочь рассказать о …?

Итак, посмотри на свой предмет (потрогай, понюхай) и подумай, какой он?

ЛА ЛА какая кукла?(показываю карточку с условным обозначением признаков предметов)

Потрогай мыло и ответь:

ЛО ЛО какое мыло? (Понюхай ---//---)

Задай вопрос другу?

 

 

Вы сочинили интересные чистоговорки, а глаза, руки и нос вам помогали.

3. РА РА РА продолжается

Игра «Скажи где?» (карточки с условными обозначениями местоположения предмета: НАД, ПОД, ЗА, ПЕРЕД, НА)

Ребенок предлагает своему другу начать игру.

Другой ребенок кладет карточку с условным обозначением в схему чистоговорки, задает вопрос.

Первый отвечает, глядя на схему, а потом предлагает другу продолжить

(дети отвечают на вопросы друг друга, проговаривая чистоговорку и ведя пальцем под выложенной моделью фразы).

Вы правильно определили, где находится ваш предмет.

4. Пришло время отдохнуть (физ. пауза)

Потягуши, потягушечки
От носочков до макушечки,
Мы потянемся потянемся,
Маленькими не останемся
Вот уже растем растем,
Выросли и …….снова.

5. А у нас РА РА РА последняя

Игра «Окошечки»

(кладу в схему чистоговорки «окошко» с условным обозначением вопроса)

 

 

ЛА ЛА зто что?

ЛЫ ЛЫ нет чего?

ЛУ ЛУ видишь что?

ЛЕ ЛЕ идешь (тянешься) к чему?

ЛЕ ЛЕ думаешь о чем?

ЛОЙ ЛОЙ довольна чем?

Вы ответили на все вопросы.

6. Звук Л благодарит вас за то, что вы старались произносить его правильно.

Меня сегодня удивил ….., порадовала….

Вам было интересно играть друг с другом? Хотите продолжать играть вместе? Тогда приглашайте друг друга играть завтра.

Завтра я снова вас жду. Спасибо.

 

 

Мы будем думать, говорить, и за звуками следить.(по схеме)

Со звуком Л.

 

 

 

 

 

Делим слово на слоги.

В слове … 2 слога.

(берут фишки и кладут слева от картинки)

Называют слоги в слове по порядку, и выделяют последний слог.

1. Ла-ла кукла 2. Ло-ло мыло

(ведут пальчиком под выложенными фишками с картинкой, проговаривая чистоговорку)

ИГРА!

Мне помогут ГЛАЗА А тебе?

А мне РУКИ.

А еще мне поможет НОС.

 

 

ЛА ЛА маленькая кукла

ЛО ЛО гладкое мыло

ЛО ЛО душистое мыло (дети отвечая, выкладывают схему чистоговорки )

 

ИГРА!

 

 

… начинай игру.

 

ЛА ЛА где кукла?

ЛА ЛА на столе кукла.

Твоя очередь, продолжай игру.

 

 

 

 

 

 

ИГРА!

(дети отвечают на вопросы с помощью «окошек», условно обозначающих слово- вопрос)

ЛА ЛА это кукла

ЛЫ ЛЫ нет куклы

ЛУ ЛУ вижу куклу

ЛЕ ЛЕ иду к кукле

ЛЕ ЛЕ думаю о кукле

ЛОЙ ЛОЙ довольна куклой

Концентрация внимания для лучшего усвоения материала

 

 

 

 

 

 

 

Деление слова на слоги

 

 

 

Выделение последнего слога в слове

 

 

 

 

 

 

 

Определение характерного признака предмета

 

Подбор слова-признака к предмету

 

 

 

 

 

 

 

 

Употребление предлогов во фразе

 

 

Согласование действий зрительного и рече-двигательного анализаторов

 

 

 

 

 

 

 

 

Изменение существительных по падежам.

 

 

 

 

Подведение эмоционального итога занятию, закрепление умения договариваться друг с другом, нацеливание на дальнейшую деятельность.