Формы и способы мотивации познавательной деятельности учащихся

Разделы: Общепедагогические технологии


Ни один завоеватель, ни один государственный деятель
не может изменить сущность масс.
Но учитель может совершить больше:
он может создать новое воображение
и раскрыть творческие способности человека.

Н. Рерих

Задача современной школы может быть сформулирована так: достижение новых образовательных результатов, изменение личностных ресурсов, использование полученных и усвоенных компетенций при решении значимых для личности и общества проблем.

Мотивация или стремление учащегося к учебе является одним из важнейших факторов, обеспечивающих успешное преподавание. Развивать творческую инициативу ученика, воспитывать в нем уверенность в себе, потребность осознавать, что в основе успешной будущей профессиональной деятельности - творческое начало – одна из важнейших задач деятельности учителя.

В современном информационном обществе актуальным становится процесс не накопления знаний, а приобретения опыта самовыражения, в том числе опыта осознания собственной индивидуальности, ценности других людей, поиска личностных смыслов и мировоззренческих систем. Задачей современной школы является создание условий для приобретения индивидуального опыта.

Учитель должен хорошо знать методы и приемы, которые способствуют росту мотивации учащихся и их желания учиться, а также уметь эти методы применять на практике.

Развивающий подход должен быть определяющим при организации учебного процесса, элективных курсов и других форм образования, в том числе дополнительного.

Необходимо создать интерес, который ведет к активной деятельности учащихся. Как учитель предметник, как руководитель школьного музея, как классный руководитель:

  • Воспитываю интерес к предмету
  • Применяю инновационные технологии
  • Предлагаю создавать учебные проекты
  • Участвую в научно-практических конференциях,
  • Участвую в школьных, окружных, городских, российских олимпиадах
  • Привлекаю к работе в школьном музее Боевой Славы 25 танкового корпуса
  • Провожу классные и школьные мероприятия, посвященные важным историческим датам

1. Разработка элективного курса “История Отечества в лицах” для 9 класса

Курс “История в лицах” является “межпредметным”, поскольку в курсе истории учащиеся знакомятся с политическими деятелями, дипломатами, полководцами, реформаторами, учёными, деятелями литературы и искусства. Знакомясь с биографией исторической личности, ученик погружается в ту область деятельности, которая сделала личность известной: политика, дипломатия, военное дело, наука, литература, живопись, архитектура и т.д. Для создания более полной картины ученик должен будет использовать знания по разным учебным дисциплинам, что поможет создать мотивацию к получению дополнительных знаний.

Курс не привязан к программе по истории. Он может быть выстроен параллельно изучаемым темам или идти с опережением.

Ученик, выбравший данный курс, будет самостоятельно выбирать имена исторических личностей для более полного и подробного изучения с учётом его интересов, наклонностей, желания.

Главная задача курса – это, познакомить учащихся с историческими личностями. Каждая личность – это не просто человек сам по себе, и только для себя. Большинство из них, вошедших в историю, выражали интересы каких-то групп людей, служили общему благу государства и народа, совершали подвиги, прославляли Отечество.

Научить ребят подходить к оценке личности объективно, сравнивая различные источники: учебник, монографию, художественное произведение, воспоминания, письма и т. п. Особенно ярко представлять созидателей, мужественных и благородных людей. Раскрывать их нравственные качества, на их примерах воспитывать идеалы служения Отечеству Подвести учащихся к потребности более глубоко изучать тех, чьи имена красной нитью проходят через всю историю государства Российского.

В рамках данного курса можно в полной мере использовать активные формы работы, познакомить ученика с такими видами деятельности, которые помогут ему в дальнейшем обучении, какую бы направленность он не выбрал:

  • самостоятельно работать с текстом, источником,
  • находить необходимую информацию в словарях, справочниках,
  • выбрать из огромного количества информации необходимую для выполнения конкретного задания.

Ориентация на удовлетворение и поощрение любознательности старших школьников, их аналитических и синтетических способностей поможет им овладеть:

  • конкретными историческими сведениями, связанными с той или иной темой работы
  • историко-биографической информацией, касающейся выбранной ими личности
  • навыками и умениями, связанными с работой с научно-популярной и справочной литературой
  • элементами исследования, связанными с поиском, отбором, анализом, обобщением необходимого материала

В процессе курса “История в лицах”, отдельными учащимися или группой учащихся по данной программе могут быть выполнены следующие виды самостоятельной работы: сообщение, опорный конспект, тест, наглядное пособие, дидактическое пособие, эссе, презентация, проектная работа.

Итогом работы к концу года для каждого ученика будет являться – портфолио – это набор работ отдельного ученика, выполненные в процессе занятий. Перечень этих работ является обязательным, а тему выбирает ученик.

Портфолио ученика не должно остаться не востребованным. Созданный учеником “продукт” может быть представлен: в классе при прохождении определённой темы, на школьной научной конференции, на общешкольном мероприятии, на районных и окружных конкурсах.

Содержание элективного курса должно, с одной стороны, соответствовать познавательным возможностям старшеклассников, а с другой – предоставлять ученику возможный опыт работы на уровне повышенных требований, развивать его учебную мотивацию.

Данный курс носит практическую направленность, большая часть уделяется методам изучения того или иного предметного содержания.

Важное место в курсе уделяется формированию разнообразных общеучебных, специфических и надпредметных умений.

Технология работы курса отличается от работы на обычном уроке. Формы и методы деятельности ориентированы на развивающие цели, на формирование позитивной мотивации с учётом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся: ученик сам выбирает тему, виды и приемы деятельности, форму итоговой работы

Главная направленность курса – развивающая, мотивирующая на успех

2. Применяю ИКТ как необходимый инструмент практически любой деятельности

Основой успешной учебной деятельности любого школьника является высокий уровень мотивации к данному виду деятельности.

В задачи любого учителя входит формирование и развитие мотивации учебной деятельности, познавательной активности школьника.

Внедрение информационно-коммуникационных технологий позволяет, как повысить эффективность деятельности человека, так и сделать ее разнообразнее.

Необходимо отметить, что внедрение ИКТ в образовательный процесс не только дает возможность современным подросткам идти в ногу со временем, а также делает процесс обучения более интересным, способствует развитию познавательной мотивации.

Эксперты давно заметили связь между методом, с помощью которого учащийся осваивал материал, и способностью вспомнить (восстановить) этот материал в памяти.

Например, только четверть услышанного материала остается в памяти. Если учащийся имеет возможность воспринимать этот материал зрительно, то доля материала, оставшегося в памяти, повышается до одной трети.

Считаю, что сформировать глубокие познавательные интересы к предмету у всех учащихся невозможно и, наверное, не нужно. Но, стараюсь, чтобы всем моим ученикам на каждом уроке было интересно. Тогда у многих из них первоначальная заинтересованность предметом перерастет в глубокий и стойкий интерес к науке.

Формы и место использования презентации на уроке зависят от содержания этого урока, от цели, которая ставится на уроке. Презентации применяются при освоении нового материала, закреплении изученного материала, контроле знаний.

При изучении нового материала использование презентации позволяет иллюстрировать учебный материал. На уроках истории и обществознания мною были подготовлены и использованы следующие презентации:

  • Курская битва
  • Вклад ученых в дело Победы
  • Роль Восточного фронта в разгроме немецко-фашистских войск
  • Операция “Оверлорд”
  • Права ребенка
  • Молодежь в современном обществе
  • Правовое регулирование занятости и трудоустройства (Приложение №1)
  • Свобода в деятельности человека

Использование презентаций позволяет оптимизировать затраты ресурсов обучаемых, преподавателя и должно быть ориентировано на увеличение доли самостоятельной интеллектуальной работы обучаемых. Презентации по результатам выполнения учащимися индивидуальных и групповых проектов позволяют нам удачно решать эту задачу.

В качестве примера могут служить презентации, выполненные моими учениками по курсу “История России”. Наиболее удачные ученические работы могут служить полноценным учебным пособием: “История Отечества в лицах”, “ХХ век в лицах”, “ООН – история создания и деятельности”, “Молодежные организации в современной России”, “Общественные движения в защиту природы”.

Одна из задач презентации - создать мотивацию. Например, при подготовке к классным часам, которые, как правило проходят в конце учебного дня, мы с учениками подготовили следующие презентации:

  • “День народного единства”
  • “Конституция – Главный закон страны”
  • “Пишем письмо бойцу в 1941 год”
  • “Новый год”
  • “Татьянин день”
  • “Наше будущее в наших руках…”
  • “Здоровый образ жизни”
  • “Создание славянской письменности” (приложение №2)

Кроме того, информационно-компьютерные технологии позволяют делать обучение проблемным, творческим, ориентированным на исследовательскую активность, так как, их использование повышает возможности применения проектного метода обучения.

3. Использую метод проекта, как на уроке, так и во внеурочное время

Особый интерес у подростков вызывает проектная деятельность. Каждый педагог, в каком бы учебном заведении он не работал, хорошо знает, что от создания активности в обучении во многом зависит успех урока, лекции, беседы, любого воспитательного мероприятия.

Необходимо создать интерес, который ведет к активной деятельности учащихся. Создание учебных проектов, участие в НПК, посещение кружков, элективных курсов порождает у них потребность в знаниях, делает обучение более осмысленным. Благодаря применению на практике знаний из других областей науки их навыки конкретизируются, становятся более жизненными.

Проектная деятельность обогащает жизненный опыт школьников, дает им конкретный материал, который в дальнейшем используется во внеклассной работе для формирования научных понятий и обобщений, раскрытия научных закономерностей.

Неоспоримые плюсы метода проектов:

  • он развивает познавательный интерес;
  • ребята используют различные формы работы: дискуссии, изучение литературы, сбор информации и т.п.;
  • в процессе этой деятельности происходит мотивирование, появляется удовлетворение от деятельности, от её результата;
  • знания находят практическое применение;
  • устанавливается связь с жизненным опытом детей;
  • в групповых проектах школьники овладевают умением сотрудничать, слышать друг друга, оказывать взаимопомощь.

Уже много лет в нашем округе проводится конкурс научно-исследовательских и проектных работ учащихся. Ежегодно мои ученики принимают участие в данном конкурсе, и, как правило, занимают призовые места.

Для сопровождения собственного доклада ученики готовят презентации.

  • “Дни воинской славы России”
  • “Московские адреса Марины Цветаевой”
  • “А.В.Суворов – великий полководец”
  • “Ю.А.Гагарин – первый космонавт Земли”
  • “900 блокадных дней” (Приложение №3)
  • “Битва за Москву в экспозициях музеев города”

4. Как руководитель школьного музея боевой славы 25 танкового корпуса, применяю метод музейной педагогики

Музейная педагогика, пришедшая в школу, является большим помощником для учителя в разрешении многих воспитательных и образовательных проблем: уроки, проведенные в музее, развивают у детей творческие способности, формируют у них интерес к разнообразным областям знаний и потребность в глубоком познании окружающего мира.

Изучение содержания музейной экспозиции, человеческих судеб формирует у школьников интерес к историческому прошлому страны, города, семьи, развивает познавательную и творческую активность обучающихся, гражданские качества, патриотическое отношение к России, организует личностно-ориентированное воспитание в результате участия в социально-значимой деятельности.

Подобные занятия базируются в основном на межпредметных связях и интеграции предметов.

Музейная педагогика сегодня является не только неотъемлемым звеном учебно-воспитательного процесса. Она активно участвует в решении важных задач образования:

  • Изучение содержания музейной экспозиции, человеческих судеб формирует у школьников интерес к историческому прошлому страны, города, семьи
  • Развивает познавательную и творческую активность обучающихся, гражданские качества, патриотическое отношение к России
  • Организует личностно-ориентированное воспитание в результате участия в социально-значимой деятельности

Современная музейная педагогика развивается в русле проблем музейной коммуникации и направлена в первую очередь на решение задач активизации творческих способностей личности. С этой целью разрабатываются разнообразные методики работы с учащимися в школе, изменяющие их роль и позиции в музейно-педагогическом процессе.

Зачем же нужна музейная педагогика в школах?

Она может оказать неоценимую помощь в процессе воспитания, может помочь ребенку стать творческой личностью, помогает ему прожить не одну свою жизнь, а сотни других жизней, включает в сферу культуры. В этой сфере нет места вандализму - интересно не разрушать, а созидать.

Отличительные черты обучения в музейной педагогике - неформальность и добровольность. Особенностью обучения является возможность максимально реализовать свои способности и удовлетворить интересы, оно стимулируется экспрессивностью, разнообразием и подлинностью музейных предметов. Обучение может осуществляться в форме экскурсий, занятий, музейных уроков.

Музейная педагогика дает возможность:

  • осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности и компьютерному обучению;
  • сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на учеников;
  • раскрыть значимость и практический смысл изучаемого материала;
  • попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку;
  • объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах;
  • организовать интересные уроки и дополнительные, факультативные и внеклассные занятия, исследовательскую работу в школьном музее и школе

Военно-историческому музею присущ интегративный характер, который позволяет через боевой путь отдельного воинского соединения или биографию военачальника формируется целостный взгляд на историю войны, роль Москвы, ее жителей, семьи.

Через индивидуальный подход можно выйти на взаимодействие различных областей знаний, интеграцию отдельных школьных дисциплин:

  • оружие – это физика, химия, математика
  • место сражения – это география
  • военная медицина – это биология
  • союзники – это иностранный язык
  • стихи, песни, публикации – это литература и русский язык

Школьный музей развивает творчество, способствует актуализации и социализации личности ребенка, так как предлагает широкий спектр направлений и форм работы.

Обязательное условие – присутствие реальной практической деятельности.

Практика в данном случае является системообразующим компонентом, непосредственно связанным с формированием мировоззрения ученика.

Следует отметить, что авторами многих проектов являются коллективы учащиеся разных возрастов: от 1-го до 11-го классов.

  • “Оружие побед” - победитель первого окружного конкурса проектных работ учащихся в 2002 году
  • “Полководцы побед” - лауреат окружного конкурса 2004 года
  • “Суд Памяти” - общешкольный альманах стал победителем первого городского конкурса “Нет фашизму!” 2005 года
  • “Наследие и наследники” - представление этого проекта состоялось в рамках городского конкурса “Юные таланты Московии”. Грамота за II место – 2005 год
  • “Москва – до последних патронов” творческая работа 96 учеников школы стала победителем второго городского конкурса “Нет фашизму!” - 2006
  • “Никто не забыт, ничто не забыто”, лауреат городского конкурса 2007 года
  • “Гордиться славою своих предков…” лауреат 2010 года

Использование интегративного подхода в рамках музейной педагогики на протяжении нескольких лет позволяет говорить о положительной динамике в обучении школьников.

Задача современной школы может быть сформулирована как достижение новых образовательных результатов, понимаемых как изменения в личностных ресурсах, которые могут быть использованы при решении значимых для личности и общества проблем. В любой предметной области может быть выделен информационный аспект, выявлены виды информационной деятельности и адекватные им виды учебной деятельности с использованием информационных и коммуникационных технологий, способствует формированию общеучебных умений и навыков.

Необходимо создать интерес, который ведет к активной деятельности учащихся. Создание учебных проектов, участие в научно-практических конференциях, посещение кружков, элективных курсов порождает у них потребность в знаниях, делает обучение более осмысленным. Благодаря применению на практике знаний из других областей науки их навыки конкретизируются, становятся более жизненными. Технологическая деятельность обогащает жизненный опыт школьников, дает им конкретный материал, который в дальнейшем используется во внеклассной работе для формирования научных понятий и обобщений, раскрытия научных закономерностей.

Чтобы быть хорошим преподавателем,
нужно любить то, что преподаешь,
и любить тех, кому преподаешь.
В. Ключевский