Программное содержание: закрепить навык четкого произношения и различения звука Ц; продолжать учить находить слова по заданным характеристикам, проводить полный звуковой анализ слова.
Развивать фонематический слух, восприятие, внимание, память, ориентировку в пространстве; воспитывать навыки самоконтроля, умение внимательно выслушивать товарища.
Оборудование: Игра «Звуковая мозаика» по количеству детей (игровое поле на 16 клеток (4х4), квадраты 2х2 см фиолетового и оранжевого цвета), наборы для звукового анализа, картинки огурец, пуговица, лампа, цветок, слон, индеец, шар, гусеница, цифра.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Назвать слоги в словах: цапля, цветок, цирк, цитрус, царевич, царапина, цвет, цоколь, цистерна, циновка, цепи, цена.
II. Основная часть
- Выделение звука Ц из слов, отработанных на оргмоменте.
Логопед:
С какого звука начинаются слова, в которых мы считали слоги?
С каким звуком сегодня познакомимся? - Произнесение звука Ц. Уточнение артикуляции.
- Характеристика звука (согласный, глухой, всегда твердый).
- Речевая зарядка:
Ац – оц – уц – иц
оц – уц – иц – ац
ацл – оцл – уцл – ицл
цла – цло – цлу – цлы
ца – цо – цу – цы
цо – цу – цы – ца
цва – цво – цву – цвы
- Игра «Звуковая мозаика» (Рисунок 1)
Логопед – Я произношу слова. Если в слове есть звук Ц, вы выкладывает на игровое поле квадрат оранжевого цвета, если в слове звука Ц нет, кладете квадрат фиолетового цвета. Когда вы закроете все поле квадратами, у вас должен получится красивый узор. Будьте внимательны. Выкладывает начинаем с левого верхнего угла. (Звук Ц в словах произносится с небольшим «нажимом»)
Слова:
После того, как все слова выложены, логопед предъявляет детям образец узора, который должен получится. Дети самостоятельно проверяют правильность выполнения задания.
- Нахождение слов по заданным характеристикам. На наборном полотне расставлены картинки: огурец, пуговица, лампа, цветок, слон, индеец, шар, гусеница, цифра. Логопедом проговариваются все слова. Затем логопед задает определенные характеристика слова, дети должны это слово определить и назвать. После того, как слово найдено, картинка закрывается.
Логопед - Найдите слова из 3 слогов, звук Ц находится в конце (огурец, индеец).
- Найдите слова, в которых 4 слога, звук Ц в середине (пуговица, гусеница).
- Найдите слова из 2 слогов, звук Ц в начале слова (цветок, цифра).
- Какие слова остались? (без звука Ц)
III. Динамическая пауза.
Логопед стучит в бубен, меняя темп от медленного до быстрого. Дети идут по кругу, подстраиваясь под удары бубна. Одновременно логопед дает задания, которые дети должны выполнить после громкого удара бубна:
- соединить правые руки;
- дотронутся мизинцем левой руки до правого колена;
- мальчики строят круг вокруг девочек и т.п.