«Если хочешь воспитать своего ребенка здоровым, сам иди по пути здоровья, иначе его некуда будет вести!».
В.А. Сухомлинский
Актуальность
С каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье, наблюдается тенденция непрерывного роста общего уровня заболевания среди дошкольников. Это связано с массой негативных явлений современной жизни: тяжелыми социальными потрясениями, экологическим неблагополучием, низким уровнем развития института брака и семьи; массовым распространением алкоголизма, курения, наркомании; слабой системой здравоохранения и воспитательной базы образовательного учреждения и семьи. Поэтому потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни возрастает и требует поиска новых путей в образовании, воспитании и развитии дошкольников.
Большое значение в создании благоприятных условий для формирования у дошкольников представлений о здоровом образе жизни играет семья ребёнка и система дошкольного образования, поскольку забота об укреплении здоровья ребенка, как отмечает ряд авторов (А.Ф. Аменд, С.Ф. Васильев, М.Л. Лазарев, О.В. Морозова, Т.В. Поштарева, О.Ю. Толстова, З.И. Тюмасева и др.), – проблема не только медицинская, но и педагогическая, так как правильно организованная воспитательно-образовательная работа с детьми и семьёй, нередко в большей степени, чем все медико-гигиенические мероприятия, обеспечивает формирование здоровья и здорового образа жизни. Интерес ученых к поставленной проблеме не случаен.
Старший дошкольный возраст – это период интенсивного усвоения самых разных правил, не только учебных, но и общественной жизни. Всю информацию, которую дети этого возраста получают из внешнего мира, они буквально впитывают как губки. Кроме того, дети этого возраста наиболее восприимчивы к тому, что им говорят взрослые. Поэтому профилактику отклоняющегося поведения и злоупотребления психоактивными веществами необходимо проводить уже в старшем дошкольном возрасте, еще до того как дети приобретут дезадаптивные формы поведения и начнут употреблять алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества. Детям важно, как они приобретают новые знания. Если этот процесс будет навязанным и вынужденным, дети не усвоят новой информации. Обучение должно приобрести личностный смысл, быть не просто сухой формулой, а живым источником – примером. Профилактика наркомании, алкоголизма и табакокурения, возможна при наличии открытого общения и доверительных отношений в семье: уважение к личности ребенка, с открытого общения и взаимопонимания. Только тогда профилактические мероприятия дадут результат. Задачей обучения родителей как целевой подгруппы является умение вести диалог со своими детьми о психоактивных веществах. Не менее важной задачей является также преодоление защитной позиции родителей – отрицания возможности приобщения своих детей к табаку, алкоголю и наркотикам.
Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. И именно в семье, в детском образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.
Здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни. Особое внимание следует уделять следующим компонентам здорового образа жизни:
- совместные занятия физкультурой, прогулки;
- отсутствие вредных привычек у родителей и наглядный пример;
- рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий для полноценного сна;
- дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать ложь от правды;
- бережное отношение к окружающей среде, к природе;
- медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение различных рекомендаций;
- формирование понятия «не вреди себе сам».
Следует особенно выделить, что формирование у детей навыков и привычек ЗОЖ невозможно без тесного сотрудничества ДОУ с семьей. Поэтому ознакомление родителей по данному направлению работы с дошкольниками позволяет не только снять конфликтную ситуацию, но и заинтересовать взрослых возможностями их детей, показать достижения и результаты, знания о здоровом образе жизни, организовать совместные физкультурные занятия, спортивные праздники, досуговые мероприятия, игровые программы.
Одним из главных условий успешности работы в этом направлении является грамотная организация здоровьесберегающего процесса в детском саду и в семье, обеспечение его управляемости. Управление целесообразно строить на основе выстраивания алгоритмов на всех уровнях: индивидуальном, групповом, на уровне ДОУ и образовательного социума, которые позволят своевременно разрабатывать систему мер, способных влиять на состояние здоровья ребенка в условиях «ДОУ – семья, семья – ДОУ».
Таким образом, формирование представлений дошкольников о здоровом образе жизни эффективно при использовании такого средства, как физическая культура, в которой изначально заложены основы и ценности здорового образа жизни. Осуществить преемственность можно путем специальной организации процесса формирования здорового образа жизни. В этом случае целью является обеспечение преемственности формирования здорового образа жизни в системе «ДОУ – семья, семья – ДОУ».
Цель – создание единой системы взаимодействия педагогов и родителей в области приобщения дошкольников к здоровому образу жизни.
Для решения вопросов сохранения здоровья детей и семьи, а также формирования у них навыков и привычек здорового образа жизни, определились ряд задач.
Задачи:
- Проанализировать проблему формирования представлений о здоровом образе жизни в ДОУ и в семье. На основе анализа определить сущность представлений о здоровом образе жизни.
- Формировать основы здоровьесберегающей компетентности у детей в соответствии с требованиями ФГТ.
- Систематизировать разностороннее педагогическое просвещение родителей о значимости здорового образа жизни и о значении физической деятельности в ДОУ и семьях;
- Введение новых форм работы с семьёй с целью повышения уровня мотивации детей и родителей на здоровый образ жизни;
- Повышение правовой и педагогической культуры родителей и педагогов для усиления их ответственного и сознательного отношения к воспитанию здорового образа жизни детей;
- Разработать диагностическую методику для определения уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни.
Решение вышеперечисленных задач предполагает достижение следующих результатов:
Дети:
- снижение уровня заболеваемости;
- становление и проявление здоровьесберегающей компетентности;
- Повышение уровня адаптации к окружающему миру (в т.ч. к обучению в школе).
Педагоги:
- Повышение качества работы по физкультурно-оздоровительному направлению;
- Обеспечение взаимодействия всех сотрудников ДОУ по данной проблеме;
- Повышение уровня профессиональной и правовой компетентности по формированию здорового образа жизни;
- Использование новых форм и методов взаимодействия с детьми и семьями воспитанников.
Родители:
- Проявление интереса к вопросу своего физического развития и оздоровления детей;
- Активное участие в реализации программы по физическому развитию и оздоровлению детей;
- Повышение уровня правовой и педагогической культуры здорового уровня жизни (освоение положительного опыта семейного воспитания);
- Проявление активной воспитательной позиции по вопросам оздоровления детей (принятие помощи педагогов и специалистов ДОУ).
Проблема
Одной из причин высоких показателей заболеваемости детей в ДОУ является недостаточная компетенция родителей в вопросах физического воспитания, невнимание взрослых к своему здоровью и к здоровью своих детей.
Но при грамотном построении педагогического процесса важно заинтересовать родителей проблемой воспитания здорового ребёнка и заложить основы здорового образа жизни семьи.
Гипотеза
Предполагаем, что целенаправленная организация совместной взросло – детской досуговой деятельности по физическому воспитанию будет способствовать целостному развитию ребенка дошкольника, успешной социализации, раскрытию индивидуальности и сформированности представлений здорового образа жизни.
Новизна
- выявить организационно-педагогические условия, влияющие на развитие преемственных связей формирования здорового образа жизни детей в системе «ДОУ – семья, семья – ДОУ» (соблюдение принципов здоровьесбережения и организация взаимодействия всех участников педагогического процесса с целью формирования здорового образа жизни детей; учет выявленных показателей состояния здоровья и развития ребенка; объект – субъектное преобразование личности; последовательное усложнение и разнообразие средств, форм и методов преемственного формирования здорового образа жизни детей в ДОУ и в семье);
- сконструировать модель реализации преемственного формирования здорового образа жизни детей в системе «ДОУ – семья, семья – ДОУ», на основе модели разработать технологию реализации процесса формирования с позиции преемственности;
- обосновать ведущую роль физкультурно-оздоровительного компонента формирования здорового образа жизни для дошкольников в семье и в ДОУ.
Принципы построения модели здорового образа жизни:
- Принцип актуальности подразумевает отбор знаний и умений с опорой на социальный заказ: решение актуальной проблемы сохранения здоровья подрастающего поколения.
- Принцип системности и комплексности предполагает формирование комплекса знаний и умений, обеспечивающего целостное понимание здоровья человека во взаимосвязи его физического, психического, духовного, социального компонентов, а также освоение системы средств и методов по его сохранению и укреплению.
- Принцип научности и доступности предполагает, с одной стороны, включение знаний и умений по сохранению и укреплению здоровья воспитанников и родителей, основанных на многовековом коллективном опыте человечества, фиксируемого в понятиях, законах, теориях базовых наук (биологии, психологии, философии, социологии физиологии и др.), с другой – модель здорового образа жизни должна соответствовать уровню возможностей воспитанников.
- Принцип интегративности построения модели здорового образа жизни обуславливает специфику валеологии и физической культуры, как интегративной области знаний вышеназванных наук.
- Принцип региональности. При составлении модели здорового образа жизни учитываются региональные особенности: природно-климатические, экологические, состояние здоровья воспитанников и родителей.
Совместная работа с семьей должна строиться на следующих основных положениях, определяющих ее содержание, организацию и методику.
- Единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только воспитателю, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работой в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.
- Систематичность и последовательность работы в течение всего периода пребывания ребенка в детском саду.
- Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье на основе учета их интересов и способностей.
- Взаимное доверие и взаимопонимание педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей в детском саду.
Критерии сформированности здорового образа жизни в системе «ДОУ – семья, семья – ДОУ»
Ф.И.О. ребёнка | Личностно-мотивационная направленность на сохранение и укрепление здоровья | Знания и уменияприменять компоненты ЗОЖ в повседневной жизни | Улучшение показателей состояния здоровья и физического развития |
Уровни представления детей дошкольного возраста о здоровом образе жизни:
высокий уровень: ребенок имеет четкое представление о понятии «здоровый образ жизни»; отрицательно относится к вредным привычкам (психоактивные вещества, алкоголь, никотин), настроен на здоровый образ жизни:
- начинает сознательно заботиться о своем здоровье;
- знает название некоторых распространенных заболеваний и понимает причины их возникновения, имеет представление о некоторых травмах: ушибах, ранах;
- имеет представления о полноценном питании и о том, что человеку нужны разные виды пищи;
- спокойно ведет себя на физкультурных занятиях, понимает их пользу;
- с удовольствием осуществляет закаливающие процедуры;
- знает назначение всех органов чувств человека;
- понимает и осознаёт вред микробов, и необходимость соблюдения правил личной гигиены.
- понимает значение сна.
средний уровень: ребенок имеет смутное представление о понятии «здоровый образ жизни»; имеет небольшое представление о вредных привычках (психоактивные вещества, алкоголь, никотин), не всегда стремится «настроить себя» на здоровый образ жизни;
низкий уровень: ребенок не имеет представления о понятии «здоровый образ жизни»; не отрицает вредных привычек; не считает, что человек должен вести здоровый образ жизни.
При выборе форм работы с родителями учитывать:
- тип темперамента ребенка (сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик).
- тип семьи (полная, неполная, малообеспеченная, многодетная, семьи социального риска);
- образ жизни семей (открытый, закрытый, мобильный, активный, учитывать, кому принадлежит доминирующая роль в семье, характер и стиль семейных отношений).
Участники программы: дети средних, старших, подготовительных групп, родители, воспитатели возрастных групп, воспитатель по ФИЗО, социальный педагог, педагог- психолог.
Задачи участников реализации программы:
- Социальный педагог – контроль за соблюдением прав детей во время реализации программы, проведение консультаций для родителей и педагогического коллектива ДОУ;
- Воспитатели – учёт особенностей детей, проведение закаливающих процедур, использование сообщение и внедрение здоровьесберегающих и здоровьеобогащающих технологий в общеобразовательный процесс и режимные моменты;
- Воспитатель ФИЗО – учёт особенностей детей, проведение закаливающих процедур, реализация физкультурно-оздоровительных технологий в разных формах организации педагогического процесса, использование соответствующих возрасту детей двигательных упражнений и оздоровительных методик;
- Педагог-психолог – диагностика по данной проблеме, проведение практических занятий, консультаций для коллектива ДОУ, выявление особенностей детей и сообщение их педагогическому коллективу в целях учёта в работе;
- Родители – использование дома упражнений гимнастики, элементов занятий, закаливающих процедур, учёт особенностей ребёнка, повышение психоэмоцинальной устойчивости.
Полностью текст работы приведен в Приложении.