Цели:
- Рассмотреть отношения «длиннее», «короче», познакомиться с единицей измерения (меркой).
- Учить сравнивать в процессе измерения длину предметов, дифференциации предметов по длине.
- Воспитывать у учащихся умение согласовывать свои действия во время работы.
Оборудование:
- картинки: домик, волк, Красная Шапочка; рисунок «Зоопарк»; мерка длинная, мерка короткая;
- предметы: 2 карандаша, 2 линейки, 2 счётные палочки, 2 трубочки, 2 полоски – разные по длине; пластилин.
Ход урока
I. Организационный момент
– Здравствуйте, всем доброе утро и хорошего вам настроения на весь урок!
II. Устный счет
1. Посчитайте от 1 до 10, от 3 до 9, от 2 до 7.
2. Посчитайте обратно от 10 до 1, от 9 до 1, от 7 до1.
– Послушайте весёлые задачи и сосчитайте.
3. Весёлые задачи:
-
На поляне два зайчонка
В чехарду играли.
Прибежал ещё зайчонок.
Сколько всех, узнали? (2+1) -
Трое зайчат на поляне гуляли.
Вдруг одного мама с папой позвали.
Сколько зайчат на полянке гуляет,
Может быть, кто-то из вас сосчитает? (3+1) -
Трех медвежат и медведице маму
Шишкин, художник нарисовал.
Сколько медведей всего на картине,
Кто, их не видя, уже сосчитал? (3+1)
III. Формирование представлений о размерах предметов: длинный, короткий
1. Послушайте и отгадайте загадку.
Загадка:
Волка злого обманула
Пирожки пекла бабуле
Такая послушная лапочка
А звать её…(Красная Шапочка)
– Дети отгадывают загадку, на доске открывается: домик, две тропинки от домика, на одной волк, на другой Красная Шапочка.
– А почему волк добрался до бабушкиного дома раньше Красной Шапочки? (он её обманул, отправил по длинной дороге, а сам пошёл по короткой)
– Значит, предметы можно сравнить по величине, они могут быть не только большими, маленькими, высокими, но и длинными и короткими.
– Ребята, у вас на столе лежат мерки (разные на два варианта), сейчас мы с вами будем измерять путь волка к домику и путь Красной Шапочки.
– Надо прикладывать от начала пути сказочного героя до домика (Выбирается два человека из класса, один измеряет пути короткой меркой, другой длинной, класс следит и считает вслух количество раз прикладываемых мерок.)
– Ребята, почему получилось разное количество мерок при одном и том же пути? (разные мерки)
– А сейчас измерьте длину своей парты этими мерками, (первый и второй варианты).
– У вас получилось одинаковое количество прикладываемых мерок? (нет)
Вывод: Сравнить длины путей, предметов можно только тогда, когда они выражены одинаковыми мерками.
2. Рисование полосок по точкам
– Откройте свои тетради.
– Сейчас вы нарисуете короткую полоску и длинную.
– Соедините на первой строчке точки синим карандашом.
– Соедините на второй строчке точки красным карандашом.
– Посмотрите, какие полоски получились у соседа.
3. Нахождение предметов по длине
– Ребята, посмотрите на картинку.
– Что на ней изображено? (звери)
– Где живут эти звери? (в зоопарке)
– Давайте найдём самого длинного крокодила.
– Сейчас найдите самого короткого крокодила.
– Сколько всего крокодилов? (два)
4. Дифференциация предметов по длине
– Посмотрите, на столе лежат предметы, вы должны найти пару каждому предмету и разложить их по длине т.е длинные вправо, короткие влево.(2 карандаша,2 линейки,2счетные палочки,2 трубочки, 2 полоски из бумаги; выходят дети по одному, выбирают пары предметов и раскладывают)
– Сколько длинных предметов отложили? (5)
– Сколько коротких предметов отложили? (5)
Физминутка
Раз, два, три, четыре, пять
Начал заинька скакать
Прыгать заинька горазд
Он подпрыгнул десять раз.
IV. Закрепление
1. Составление рассказа, о животных используя слова «длиннее», «короче».
– Покажите и назовите у кого самая длинная шея, самые длинные ноги, самый короткий хвост. (Ответы детей по картинке «зоопарк»:жираф, верблюд, зебра, медведь, заяц, лиса).
2. Лепка пластилином
– Сейчас мы будем лепить червячков.
– Слепите длинного и короткого червячка.
– Посмотрите, какие червячки получились у соседа.
V. Итог
– С какой величиной мы сегодня работали? (длина).
– Чем можно измерять предметы? (меркой)
– Какие величины длины вы знаете? (длинный, короткий)
ИГРА – МОРЕ ВОЛНУЕТСЯ
– Сейчас мы поиграем в игру. Выбираем одного ведущего. Остальные должны изображать морские фигуры. Как только заканчивается стишок, все фигуры застывают. Ведущий выбирает красивую фигуру, она становится ведущей.
Слова ведущего:
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Морская фигура замри!