Основное назначение экспериментальных заданий – способствовать формированию у учащихся основных понятий, законов, теорий, развитию мышления, самостоятельности, практических умений и навыков, в том числе умений наблюдать физические явления, выполнять простые опыты, измерения, обращаться с приборами и материалами, анализировать результаты эксперимента, делать обобщения и выводы.
Фронтальные экспериментальные задания являются эффективным средством активизации обучения физике, способствуют формированию системы основных знаний, практических умений и навыков учащихся, развитию их мышления, творческого подхода к изучению явлений, создают условия для реализации принципа развивающего обучения. В результате системного выполнения экспериментальных заданий знания учащихся становятся глубокими прочными и тесно связанными с жизнью.
Обсуждение результатов работы является важным моментом проведения фронтальных экспериментальных заданий. Поэтому после выполнения задания необходимо предлагать отдельным учащимся рассказывать о полученных результатах. Требование пересказа содержания опыта и сообщить его, приучает их к анализу. Способствует развитию логического мышления. Прежде чем учащиеся сделают вывод, необходимо добиться от них полного понимания того, что они сделали и что получили.
При формулировке вывода не следует полностью полагаться на самостоятельное объяснение учащимися наблюдаемых явлений. Учителю необходимо «довести» умозаключения учащихся до необходимого научного уровня. Поэтому учитель вместе с учащимися корректирует полученные результаты, помогает сделать правильный вывод.
Наблюдение за выполнением экспериментальных заданий, обсуждение полученных результатов показывают учителю картину конкретных знаний, умений и навыков.
Выполнение экспериментальных заданий по теме «Электромагнитные явления» поможет учащимся глубже понять изучаемые электромагнитные явления, ознакомиться с устройством и принципом действия важнейших технических устройств: электромагнита, электродвигателя постоянного тока, телеграфа, звонка, лучше усвоить понятие переменного тока.
Урок: «Опыты Фарадея. Исследование явления электромагнитной индукции»
Тип урока: Применение знаний и формирование навыков.
Методы обучения:
- Репродуктивный/эвристический – (по познавательной активности);
- Под руководством учителя – (по степени самостоятельности);
- Практический – (по источнику информации).
Задачи урока:
1. Образовательная задача
- Знания: знают, смогут рассказать понятия магнитного поля, правило буравчика, правило левой руки, правило правой руки, силы Ампера, индукции магнитного поля, индукционного тока;
- Умения:
- Специальные умения (смогут проводить измерения физических величин при выполнении фронтальной лабораторной работы, наблюдать физические явления, выполнять простые опыты, измерения, обращаться с приборами и материалами, анализировать результаты эксперимента, делать обобщения и выводы).
- Общенаучные явления (владеют приёмами письменной и устной, монологической и диалогической речи; владеют основными видами ответов (пересказ, тематический ответ, сравнительная характеристика); умеют строить определение понятий, определять цель работы, выбирать рациональные способы выполнения работы; владеют способами взаимоконтроля, само- и взаимооценки; умеют работать коллективно (в группах), управлять работой в группах.
2. Воспитательные задачи:
- уважительно относится к одноклассникам, учителю, учатся оценивать других;
- владеют способами взаимоконтроля, само- и взаимооценки; умеют работать коллективно (в группах), управлять работой в группах;
- Формировать мировоззренческие, идейные и моральные убеждения ученика.
3. Развивающая задача:
- Развитие речи, мышления, сенсорной (восприятия внешнего мира через органы чувств) сферы личности, эмоционально волевой (сопереживание, взаимопомощь) и потребностно-мотивационной (упорство при достижении цели, активная работа на уроке) областей.
- Умственной деятельности (выполнять операции анализа, синтеза, классификации, способность наблюдать, делать выводы, строить план эксперимента)
Оборудование к уроку: гальванометр демонстрационный, магнит, провода соединительные, подковообразный магнит, катушка-моток проволочный, катушка с железным сердечником, источники питания, ТСО (компьютерная презентация Power Point по теме урока, карточки-задания).
План урока:
№ | Этапы урока | Приёмы и методы | Время (мин) |
1. | Организационный момент | Рассказ учителя. Беседа | 1-2 |
2. | Актуализация знанийПостановка учебной проблемы. | Индивидуальные задания. Фронтальная беседа | 5 |
3. | Обобщение и систематизация знаний | Работа в группах | 10 |
4. | Выполнение лабораторной работы | 15 | |
5. | Подведение итоговДомашнее задание | Фронтальная беседа | 8 |
Домашнее задание:
- §49, повтор,
- письменно: проволочная рамка находится в однородном магнитном поле. В каких случаях в ней может возникнуть индукционный ток?
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Предполагаемые результаты |
Организация класса и подготовка учащихся к работе | Учащиеся здороваются с гостями, настраиваются работе | Настраиваю учащихся на работу, быстрое включение всех учащихся в деловой ритм |
Актуализация знаний, постановка учебной проблемы Мы с вами продолжаем изучать электродинамику – физику электромагнитных явлений. Сегодня мы вспомним о великом английском ученом Майкле Фарадее, о его опытах и проверим самостоятельно, поставив эксперимент, и убедимся в справедливости выводов сделанных ученым. Давайте представим себе, что мы с вами находимся в 19 веке, в лаборатории Фарадея. Конечно, наши приборы отличаются от тех, что были тогда, да и многое из того, о чем Фарадей даже не догадывался нам уже известно. Ему для открытия потребовалось годы. Его дневники заполнялись аккуратно сделанными записями о результатах бесчисленных экспериментов. |
Учащиеся заранее делятся на гомогенные группы. | |
Каждый научный сотрудник должен обладать определенными знаниями, чтобы быть способным проводить исследовательские работы. Я предлагаю несколько способов проверки. | Задания, дифференцированные по степени сложности: • Тест по вариантам • Кроссворд • Составить слово по картам |
Дифференцированные задания предполагают создание ситуации успешности для каждого ученика |
Проверяем результаты, те, кто писали тесты, меняемся, и считаем количество баллов, количество угаданных слов, угаданных букв, результаты выводятся на экран. | ||
Обобщение и систематизация знаний – Итак, давайте вспомним всё то, что мы знаем о магнитном поле – Что называют явлением электромагнитной индукции? – Что называют индукционным током? – Как определяется направление индукционного тока? |
• Это особый вид материи… • Возникает вокруг проводника с током • Действует на проводник с определенной силой |
|
Цель лабораторной работы На столе у нас есть приборы, я предлагаю вам повторить опыты Фарадея по обнаружению взаимосвязи электрического и магнитного полей, убедиться в существовании индукционного тока, какими способами можно получать индукционный ток. |
У каждого ученика лист с вопросами для оформления лабораторной работы | Приучаем учащихся аккуратно оформлять лабораторные работы |
Выполнение лабораторной работы Давайте вспомним назначение и обозначение приборов, которые вам необходимы для проведения эксперимента. • Гальванометр – как обозначается, для чего служит • Полосовой магнит • Катушка-моток • Источник питания Катушка, соединенная с источником тока, представляет собой электромагнит. Следовательно, если мы катушку соединим с источником питания, то вокруг неё возникнет магнитное поле. |
Фронтальный опрос-беседа Вызываю ученика к доске, он рисует схему |
Меняя формулировки заданий, кроме развития памяти, одновременно проверяем качество усвоения программного материала |
В вашем распоряжении полосовой магнит, катушка-проводник, гальванометр, который должен зафиксировать появление тока. | Самостоятельная работа учащихся в группе | |
Промежуточные итоги При каких условиях возникает ток в катушке-мотке (пока учащиеся выполняют работу, рисую таблицу на доске, которая в лабораторной работе) |
Учащиеся выполняют работу по вопросам на листе | Анализируют и обобщают знания по теме урока |
Промежуточные итоги – при каких условиях в цепи возникает ток? – что это за ток, как он называется? – как влияет скорость движения магнита относительно катушки на силу индукционного тока? – как влияет полярность магнита на направление индукционного тока? |
Вызываю ученика к доске, который повторяет опыт на демонстрационных приборах, объясняет, делает выводы | Подключается зрительное восприятие. Этот прием позволяет проверить знания учащихся по данной теме, развить быстроту реакции, внимание, умение объяснять |
Заполним таблицу | Вызываю ученика к доске заполнить таблицу, по ходу заполнения поясняем, если ученик затрудняется, помогаем | |
Можно этот опыт по обнаружению индукционного тока провести иначе, если в качестве магнита взять катушку с железным сердечником соединенную с источником питания (рисунок цепи на слайде) – Чем будет являться катушка, соединенная с источником тока? (Нарисуем схему) – Что произойдет, если мы вторую катушку будем двигать относительно первой? |
Она станет электромагнитом. Вокруг неё возникнет магнитное поле. В цепи возникает индукционный ток |
|
Итак, подведем итоги:(результаты при обсуждении выводятся на экран) 1. при любом изменении магнитного поля, пронизывающего катушку в ней возникает индукционный ток; 2. направление индукционного тока зависит от ориентации полюсов магнита; 3. величина индукционного тока зависит от скорости изменения числа линий магнитной индукции пронизывающего контур и не зависит от способа этого изменения. |
Ученики высказываются, результаты корректируем, записываем на листе. | Анализируют полученную информацию, оценивают ответы, корректируют, исправляют при необходимости |
Открытие Фарадеем явления электромагнитной индукции было сделано в 1832 году. «Польза» превращения магнетизма в электричество выявилось много лет спустя. По существу Фарадей «вывел» науку об электричестве и магнетизме из лаборатории. №3362 параграфа его знаменитой книги «Опытные исследования по электричеству» - вот итог его работы. Без появления этой книги (написанной без единой формулы, но содержащей описание тончайших опытов) невозможно представить электротехнику. Там указан путь к современным электрогенераторам. Сегодня без генераторов мы не можем представить себе не энергетику, ни транспорт. Открытие электромагнитной индукции подготовило почву для другого грандиозного открытия - электромагнитных волн. А это в свою очередь вызвало развитие радио и телевидения. |
По желанию учащиеся могут рассказать некоторые моменты из биографии М. Фарадея. | |
Я думаю, что сегодня вам было интересно, мы решили поставленные задачи, выяснили, какими способами индуцируется электрический ток, познакомились с историей открытия электромагнитной индукции, узнали новые факты об ученых внесших вклад в развитие науки, расширили кругозор | Дать общую характеристику работы класса, показать степень успешности и овладении содержанием урока. Оцениваем деятельность каждого учащегося |
|
Домашнее задание: (выводится на экран) §49, повторить, Письменно: Проволочная рамка находится в однородном магнитном поле. В каких случаях в ней может возникнуть индукционный ток? |