Цели:
- познакомить учащихся со строением семян однодольных и двудольных растений;
- формировать навык учебной деятельности через лабораторную работу, т. е. умение обобщать знания в виде схем и таблиц, делать вывод и обобщение;
- развитие мыслительных процессов, навыков самоконтроля и самоанализа;
- привитие интереса к предмету, формирование навыков взаимопомощи и сотрудничества, воспитание бережного отношения к хлебу, толерантности.
Ход урока
Здравствуйте, сегодня урок биологии проведу у вас я, Нина Павловна Шумкина, я рада встрече с вами и надеюсь на сотрудничество.
Эпиграфом нашего урока пусть станут эти строки:
Растения дают нам жизнь
Об этом знают даже дети,
Но как же появляются …
Растения на свете?
Сегодня на уроке начинается изучение нового раздела ботаники « Строение и многообразие покрытосеменных растений»
Сегодня на уроке вы исследователи, всё для урока на столах: чашки Петри с семенами, ход работы, «немые» рисунки, таблицы.
Во время проведения практической работы нужно соблюдать правила техники безопасности.
Вспомним их (читаем по цепочке с экрана)
Работаем в парах.
Ознакомьтесь с планом работы:
Первый пункт читают, заслушать ответы, записываем в таблицу.
Второй пункт читают, смотрят на схему, записываем в таблицу. Проговорить новые термины: рубчик микропиле – семявход
Третий пункт читаем, записываем в таблицу (кожура хорошо снимается с набухшего семени фасоли; у пшеницы – кожура срослась с околоплодником. Функция кожуры – защитная)
Четвертый пункт читаем, изучение зародыша, записываем в таблицу. Зародыш дает начало новому растению, так значит у зародыша.
Какие есть органы? У фасоли видно, а у пшеницы нет (разбираем по слайду)
Давайте отдохнем, встаньте, пожалуйста: «Делай как я»
Взяли семя замочили (ладошки перед собой)
Все присели, посадили (присели)
Вырос наш росток (руки вверх)
Покачался на ветру (руки вверху покачать)
Рады мы своему труду (похлопать в ладошки потопать).
Сравните, что общего и чем отличаются?
Значит фасоль относится к классу двудольных, а пшеница – к однодольным (большую часть семени пшеницы занимает эндосперм – это запасающая ткань).
Ребята, давайте проговорим это слово.
За счет чего зародыш развивается и растет? Как вы думаете? (питательные вещества).
Читаем последний пункт беседуем записываем.
О чем говорили на уроке? Сформулируйте тему своего исследования (вывести тему...)
Тема урока: «Строение семян»
Офтальмопауза: внимание, гимнастика для глаз.
Работа с «немыми» рисунками, рисунки заполняйте аккуратно, следите за осанкой. Самопроверка – поставьте друг другу оценки.
(если в работе нет ошибок – 5, у кого 1-2 ошибки – 4)
Домашнее задание §18. Заполнить одну из таблиц (на выбор).
Все покрытосеменные растения делятся на два класса: однодольные и двудольные.
А каково значение этих растений в жизни человека?
Питательная ценность – в зерновых и бобовых грубые волокна – необходимые для здорового образа жизни каждого человека, потому что именно они чистят организм человека от ненужных шлаков и токсинов. Именно в зерновых высокое содержание витаминов группы В1, В2, В6, РР.
Из семян зерновых делают муку, затем пекут хлеб, а хлеб всему голова, необходимо бережно и рационально использовать его. Не зря Организация Объединенных Наций (ООН) 2011 объявила Годом лиц африканского происхождения (т.к. африканцы страдают от недоедания и подвергаются болезням). Наши ученые селекционеры, постоянно работают над выведением новых сортов, которые могли бы давать высокие урожаи при любых погодных условиях. Хлеб великая ценность!
Урок окончен. Вы плодотворно поработали, но я хочу узнать ваше мнение о нашем уроке…
Рефлексия – закончите предложение…
На уроке мне было:
- Очень интересно и понятно.
- Скучно.
- Все понял, могу объяснить другим.
Спасибо за урок, мне было приятно с вами работать и сотрудничать. Всего вам, доброго!