Как подвести обучающихся к формулировке темы и задач урока

Разделы: Иностранные языки


Традиционно учитель в начале урока называл его тему и четко проговаривал цель, что сразу предполагало субъектно-объектные отношения, при которых цель – прежде всего получение знаний. Современная педагогика требует умения осознавать и другие цели.

«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью» (Л.Н. Толстой). (Слайд 2)

Стратегической целью современного развивающего обучения является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. В самом общем смысле быть субъектом – значит быть хозяином своей деятельности, своей жизни: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты. Главное средство субъекта – умение учиться, т.е. учить себя. Цель - это то, к чему стремятся, что надо осуществить. (Слайд 3)

Особый интерес в настоящее время к системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова связан, прежде всего, с тем, что она практически полностью отвечает Концепции модернизации российского образования, принятой Правительством РФ, стандартам второго поколения, цели и задачи которых соответствуют целям и задачам развивающего обучения.

Цели должны быть:

  • Диагностируемые.
  • Конкретные.
  • Понятные.
  • Описывающие желаемый результат.
  • Реальные.
  • Побудительные (побуждать к действию).
  • Точные. Цель не должна иметь расплывчатые формулировки. Не следует употреблять такие расплывчатые выражения, как «почувствовать», « понять».
  • Личностно значимыми для учащихся.
  • Ориентировать на поиск нового способа действия.
  • Содержать новизну, которая может быть разрешена в результате творческого применения известных способов действия. (Слайд 4)

Учебная задача – это цель, личностно-значимая для ученика, мотивирующая на изучение нового материала (слайд 5).

Учителю на этапе постановки учебной задачи необходимо обеспечить следующие условия: (Слайд 6)

  1. Создать ситуацию, в которой ребенок обнаружит свое собственное суждение об обсуждаемом предмете; существование других точек зрения; недостаточность своего знания для решения возникшей задачи. Только в этом случае задача найдет эмоциональный отклик у каждого ребенка, что обеспечит ее принятие. (Слайд 7)
  2. Обеспечить детей инструментом, позволяющим удержать, зафиксировать суть возникшей проблемы. Таким инструментом являются схемы, модели, детские рисунки, т. е. знаково-символические средства. (Слайд 8)
  3. Обеспечить переход от отношения «спрашивающий учитель — отвечающий ученик» к отношению «спрашивающий ученик — учитель, помогающий ребенку сформулировать свой вопрос и найти на него ответ». (Слайд 9)

Для того чтобы цели преподавателя стали целями учащихся, необходимо использовать приемы целеполагания, которые выбирает учитель.

Целеполагание является проблемой современного урока.

Преподаватель может назвать тему урока и предложить учащимся сформулировать цель с помощью приемов целеполагания.

Легко заметить, что практически все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и придумывать свои.

Цель необходимо записать на доске. Затем она обсуждается, при этом выясняется, что цель может быть не одна. Теперь необходимо поставить задачи (это можно сделать через действия которые будут выполняться: читать учебник, сделать конспект, слушать доклад, составить таблицу, выписать значения слов и так далее). Задачи также записываются на доске. В конце урока необходимо вернуться к этой записи и предложить учащимся не только проанализировать, что им удалось сделать на уроке, но и увидеть, достигли ли они цели, а в зависимости от этого – формулируется домашнее задание.

Каждый учитель имеет свою систему специальных вопросов и заданий, делающую процесс вовлечения учащихся в постановку целей и задач урока наиболее оптимальным. Опираясь на тринадцатилетний опыт в системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, сочла необходимым обобщить свои наработки в предлагаемом методическом продукте. Представленные мной приемы целеполагания дают возможность сделать урок деятельностным, создать условия для мотивации мыслительной деятельности школьника.

  • Мозговой штурм

Прием “Brainstorming” способствует быстрому включению учащихся в урок, погружению их в иноязычную среду.

Одним из вариантов приема может стать предложение учащимся заполнить кластер.

Тема урока “Who is a successful person? What makes a successful person?” Учащимся необходимо ответить на вопрос “What do you think is most important for achieving success in life?”, внести свои предположения в кластер, обосновывая собственный выбор. (Слайд 10)

Другим вариантом данного приема может быть «побуждающий» или «подводящий диалог».

На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подвожу к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель. (Слайд 11)

Пример урока в 10 классе

Тема: “Sharing a room”

Brainstorming на тему “What should/shouldn’t a person do when sharing a room?” Уместным будет задать следующие вопросы:

Have you ever had to share a room with an unpleasant person? Which of his/her habits was the most unpleasant? Is it easy to keep the room tidy if you share it with an untidy person?

  • Прием « Отсроченная отгадка».

Всегда можно найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным. Это могут быть факты из биографии писателей. (Слайд 12)

  • Проблемная ситуация (по М.И. Махмутову).

Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Последовательность применения данного приема такова:

  • Самостоятельное решение
  • Коллективная проверка результатов
  • Выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения
  • Постановка цели урока.

Например, тема урока в 10 классе , “Talking on family matters” (Слайд 13)

Учащиеся получают задание: Conflict resolution steps:

  1. Decide what the problem is.
  2. Let everyone suggest the idea about how to solve the problem.
  3. Together discuss what will happen with each idea.
  4. Choose the best idea.
  5. Put the idea into action.
  • Прием «Лови ошибку!»

Этот прием позволяет учителю проверить знание фактического материала предыдущего урока, а ребенку осознать важность внимания.

Например, тема “Home, sweet home” в 7 классе. (Слайд 14)

  • Прием «Незаконченные предложения»

Прием “Unfinished sentences” способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, быстрому включению их в процесс формулировки целей и задач урока.

Например, тема урока в 10 классе Civilisation and progress”

Учащимся предлагается закончить следующие предложения:

  1. In order to be considered a civilization a society need to…
  2. A civilization should make up institutes and activities as…
  3. A civilization is a…
  • Прием «Исключение» или «Группировка»

Первый вид. В этом случае детям необходимо через анализ общего и отличного, найти лишнее, обосновывая свой выбор. Это и будет темой урока.

Например, тема урока " Home, sweet home" в 7 классе. (Слайд 15)

Второй вид. Ряд слов, предметов, цифр предлагаю детям разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: "Почему имеют такие признаки?" будет задачей урока.

Прием можно использовать чрез зрительное или слуховое восприятие.

  • Прием использования пословиц, поговорок, кроссвордов, загадок

Данный прием можно использовать как вначале, так и в конце урока. Задания такого типа позволяют вырабатывать быстроту реакции, внимание и сосредоточенность. Особенно это актуально на уроках английского языка в начальной школе, учитывая возрастные особенности учащихся и их уровень владения иностранным языком. (Слайд 16, 17)

Обобщая материал на данную тему, необходимо отметить, что приемы целеполагания могут быть разными. Это зависит от ряда факторов: типа урока в цикле уроков по данной теме, возрастных особенностей учащихся и их уровня владения предметом и т.д. Но всегда нужно помнить, что:

обязательными условиями использования приемов целеполагания являются:

  • учет уровня знаний и опыта детей;
  • доступность, т.е. разрешимая степень трудности;
  • толерантность, необходимость выслушивания всех мнений правильных и неправильных, но обязательно обоснованных;
  • вся работа должна быть направлена на активную мыслительную деятельность. (Слайд18)

Литература:

  1. Программа для начальной школы образовательной системы Д.Б. Эльконина - Давыдова. 2004.
  2. Технология целеполагания урока. Г.О. Аствацатуров. Волгоград, издательство «Учитель», 2008.
  3. Ахвачева И.А. Игровые формы учебной деятельности как средство ее активизации на занятиях по иностранному языку / И.А. Ахвачева, Л.Г. Пачина // Пробл. изучения иностр. яз. В заочной и вечерней высш. шк. – 1989. - №5. – С. 45-47.
  4. Данилина А. Е. Возможности активизации учебного процесса на уроках английского языка / Иностр. яз. в шк. – 1990. - №5. - С. 25-31.

Презентация.