Цели:
- обобщить теоретические знания по темам «Логарифмическая функция и ее свойства» и «Решение логарифмических уравнений»;
- рассмотреть методы решения логарифмических уравнений;
- закрепить умения учащихся применять эти навыки при решении уравнений, при сравнении выражений.
Ход урока
I. Сообщение темы и целей урока
Учитель сообщает учащимся тему урока, цель и добавляет, что во время урока они будут пользоваться раздаточным материалом, находящимся на партах.
II. Повторение теоретического материала по теме «Логарифмическая функция и ее свойства»
Определение. Функцию вида y=logax, где a>0, a≠1, называют логарифмической.
Логарифмическая функция обладает свойствами:
- D(y)=R+ ;
- E(y)=R; 3)
logax=0↔x=1 (a>0, a≠1) ;
logax>0<=>x>1 при a>1; logax>0<=>0<x<1 при0<a<1.
III. Устная работа по решению простейших задач на тему «Логарифмическая функция и ее свойства».
-
Сравните числа:
а) log0,23 и log0,22,5;
б) log20,7и log21,2;
в) log36/5и log35/6;
г) log1/39и log1/317; -
Выяснить, является ли положительными или отрицательным число:
а) log34,5;
б) log30,45;
в) log325,3;
г) log39,6; -
Сравнить с единицей число x, если:
а) log3x=-0,3;
б) log1/3x=1,7;
в)log2x=1,3. -
Найдите область определения функций:
а) y=log3x;
б) y=log1/3x;
в) y= log2(x-1);
г) y= lg(4-x2). -
Укажите характер монотонности функций:
а) y= log5x;
б) y= log1/2x;
в) y= log√5x.
IV. Повторение теоретического материала по теме «Решение логарифмических уравнений»
Решение простейших логарифмических уравнений основано на монотонности логарифмической функции y= logax (a>0, a≠1; D(y)=(0;+∞); E(y)=(-∞;+∞)).
Типы простейших логарифмических уравнений:
- logax=bпри всех допустимых а имеет единственное решение x=ab.
- loga(f(x))=bравносильно уравнению f(x)=ab.
- loga(f(x))=g(x) равносильно уравнению f(x)=ag(x).
- loga(f(x))=loga(g(x)) равносильно системе:
Причем любую из двух последних строк можно (и, как правило, нужно опустить. Система выбирается в зависимости от того, какое из неравенств f(x)>0 или g(x)>0 проще решить.
Если в основании логарифма стоит функция, то уравнение logu(x)(f(x))=logu(x)(g(x)) равносильно каждой из систем:
В логарифмических уравнениях, как правило, совершенно не обязательно находить области существований функций, входящих в уравнение.
Достаточно проверить, какие из полученных корней уравнения системы удовлетворяют неравенствам в системе.
Методы решения логарифмических уравнений:
- уравнения, сводящиеся к типу 4: log2(x2+x-2)=1+log2x;
- замена переменной: lg2(10/x)+lgx=7;
- уравнения с неизвестным в основании логарифма: logx5=3.
При решении логарифмических уравнений используются различные свойства логарифмов: пусть a>0, a≠1, b>0, c>0, r-любое действительное число, k-целое число, тогда справедливы формулы:
loga(bc)=logab+logac;
logba=logca/logcb;
loga(b/c)=logab+logac;
logab=1/logba;
logabr=1/klogab;
logaa=1;
logakb=1/logab;
loga1=0.
V. Самостоятельная работа
1 вариант | 2 вариант |
1. Найти область определения функции: | |
а) y=log4(x2-3x-4); б) y=log1/4(2x-2); |
a) y=log3(-x2+5x+6); б) y=log1/3(3x-1-9). |
2. Решите уравнение: | |
а) log5(3x+1)=2; б) log2(x+1)+log2(x+3)=3; в) lg2x-31gx=4; г) logx29+log√x4=2. |
а) log1/2(2x+1)=-2; б) log2(1-x)=3-log2(3-x); в)log22x-5log2x+6=0; г) logx216-log√x7=2. |
3. Решите систему уравнений: | |
VI. Итоги урока
Еще раз повторяются те типы уравнений и теоретические факты, которые вспоминались на уроке, рекомендуется выучить их.