Создание условий для профессионального развития и саморазвития молодых специалистов в дошкольном учреждении

Разделы: Работа с дошкольниками


Педагогический коллектив в нашем дошкольном учреждении стабильный. На протяжении последних лет ежегодно включаются в педагогическую деятельность один – два молодых специалиста, которые определенным образом влияют на «омолаживание» коллектива и вносят новую, свежую струю в его педагогическую жизнь.

От того, как «вольётся» воспитатель в коллектив детского сада, на какую позицию встанут его отношения с детьми, сможет ли найти способы сотрудничества с ними, зависит успех его дальнейшей педагогической деятельности. Наша задача – помочь ему в этом.

В дошкольном учреждении используется следующий алгоритм деятельности с начинающими специалистами.

Первая встреча обычно начинается со знакомства с будущим воспитателем, с его документами (паспорт, диплом об образовании, медицинская справка из поликлиники об отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья для работы с детьми). Далее педагог знакомится с нормативными документами нашего учреждения: Устав, Коллективный договор, Правила внутреннего трудового распорядка, инструкции, трудовой договор, оплата труда, традиции детского сада.

Вторая встреча – беседа: «Хотите работать с детьми? На какой возрастной группе? Почему?». По ответу на заданные вопросы легче определить, на какую возрастную группу лучше поставить данного педагога, чтобы создать максимально комфортные условия для работы с детьми. Затем, показывается группа, в которой будет работать воспитатель.

Знакомство молодого специалиста с коллективом происходит на ближайшем собрании или педагогическом совете, где происходит торжественное посвящение в воспитатели. Молодой специалист рассказывает о себе, своих интересах, достижениях, мечтах, хобби. Коллектив делает небольшой подарок (методическую литературу, записную книжку, пожелания и др.).

Важным моментом считается подбор напарника для начинающего педагога. Учитывается не только образование и опыт работы, но и психологическая совместимость, взаимные симпатии людей. От опытного, вдумчивого старшего товарища молодой специалист получает большую помощь. Таких удачных «дуэтов» у нас немало. Опытные воспитатели становятся наставниками начинающих. Они оказывают им повседневную конкретную помощь. Наставничество официально оформляется приказом и планируется план мероприятий в годовом плане.

С момента оформления на работу, молодой специалист проходит несколько этапов профессионального роста:

1 этап – стажировка;
2 этап – развивающий;
3 этап – системный;
4 этап – саморазвитие.

В первую неделю работы дается возможность начинающему воспитателю освоиться с условиями работы в детском саду, познакомиться с воспитанниками, пройти стажировку и изучить традиции детского сада.

В этот период методист и заведующий наблюдают у начинающего педагога только отдельные режимные моменты в течение дня и оказывают методическую помощь в проведении образовательного процесса.

Разобраться в потоке образовательных инноваций молодому специалисту – дело непростое. И здесь большую помощь оказывает заместитель по воспитательно-методической работе, который особое внимание уделяет обучению планирования образовательного процесса, предлагает для ознакомления образцы календарно-тематических планов опытных воспитателей. Методический кабинет в нашем детском саду является центром инновационной образовательной деятельности с дошкольниками. Здесь можно получить совет по любому вопросу воспитания дошкольников; помощь в подборе материала и пособий для организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской и т.д.).

Особое внимание уделяется анализу образовательной деятельности специалиста с детьми. В психолого-педагогической литературе существуют различные подходы к изучению образовательного процесса. В нашем дошкольном учреждении большее внимание обращаем на психологический аспект деятельности молодого специалиста: как он влияет на детей; как учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка; как определяет и создает мотивы обучения. С этой целью используем разные виды контроля.

После просмотра обязательно проводим анализ. В начале педагог отвечает на вопросы:

  1. все ли выполнено из намеченного?
  2. что не выполнено и почему?
  3. какие приемы работы использовала?
  4. какие из них оправдали себя?
  5. какие нет и почему?
  6. с кем из детей нужно дополнительно занижаться?

И только после этого даем свои предложения и рекомендации.

Оценить свою деятельность самокритично молодому воспитателю не просто, но именно самоанализ создает обстановку взаимного доверия, уважения.

В ходе анализа важно отметить положительные моменты в работе педагога, чтобы сделать их опорой дальнейшего продвижения вперед по педагогической «Лесенке успеха».

У каждого человека есть потребность в признании его труда, поэтому молодые специалисты, как никто другой, нуждаются в поощрении своей деятельности. Основными критериями оценки деятельности педагога считаем: уровень развития детей; умение применять приобретенные навыки в жизни.

Действенным средством является вовлечение молодого специалиста в активную жизнь детского сада: проведение открытых просмотров, участие в работе педагогических советов; семинаров, в оформлении помещений и пр.

Наибольших успехов добивается тот педагог, который постоянно занимается самообразованием, старается анализировать свои действия и неудачи самостоятельно стремится найти ответы на возникающие вопросы.

В системе методической работы предусмотрено направление деятельности с молодыми специалистами: разработан проект «Первые шаги», помогающий разобраться новичкам в вопросах организации жизни детского коллектива, помощь в работе с родителями.

Примерный план работы с молодыми специалистами – проект «Первые шаги»

Тема Мероприятие Задание Сроки
1 Изучение «проблемных зон» у молодых специалистов Анкетирование   Октябрь
Школа молодого специалиста
2 Нормативно-правовое обеспечение.
Оформление документации.
Сообщение
Памятки
Составить календарно-тематический план на 1 неделю Октябрь
3 Адаптация детей к условиям ДОУ:
- заполнение адаптационной карты;
- комплекс мероприятий в адаптационный период;
- режим дня в этот период.
Сообщение
Практическое занятие
Рекомендации
Разработать план мероприятий в адаптационный период для детей своей группы Октябрь
4 Развитие речи:
- задачи развития связной речи;
Формирование грамматической стороны речи;
- обучение детей словообразованию;
- развитие коммуникативно-речевых навыков через театрализованную деятельность и воспитание речевой культуры у дошкольников
Сообщение
Практическое занятие
Из опыта работы воспитателя группы компенсирующей направленности
Картотека игр «Дидактические игры и упражнения по развитию речи»;
Разработать памятку для родителей «Учимся говорить выразительно»
Декабрь
5 Работа с семьей:
- модели взаимодействия воспитателя с родителями;
- формы работы с разными категориями семей.
Сообщение
Практическое занятие
Из опыта работы воспитателя высшей категории
План мероприятий индивидуальной работы с семьей (по одной из предложенных моделей) Март