План совместной образовательной деятельности по теме "Представления. Воображения. Фантазии" (старшая группа)

Разделы: Работа с дошкольниками


Задачи: Конкретизация, развитие, закрепления вывода, к которому пришли дети: что план наших мыслей и представлений не тождественен плану объективной реальности. Воображение, мечты, фантазии, сны – это наши мысли, пространство субъективного. Вещи, предметы, вне нас существующий мир – пространство – объективно.

Предварительная работа:

  1. Чтение произведения К.И. Чуковского «Путаница».
  2. Игра «Превращение»: Представьте себе, что наша комната превратилась в лес, а мы превратились в деревья, зверей, птиц в лесу. В кого вы превратитесь – выбирайте сами. Итак, наше превращение началось. (Дети изображают деревья, зверей, птиц).

Совместная образовательная деятельность – 1

1. Упражнение «В воображении или на самом деле»

Расскажите детям историю, в которой соседствуют фантазии и быль. Предоставьте вашим собеседникам возможность определить, где правда, а где – выдумка. Суждения детей должны быть аргументированы.

2. Чтение истории

«Ой, мне же надо к подруге сходить.
Но прежде с Милой поговорить.
Спросить у нее совета...

– Здравствуй, Мила.
– Здравствуй, Света.
Вы думаете, может быть,
что куклы не умеют говорить?
Мила по-кукольному говорит.
Пусть её ротик плотно закрыт.
В моей голове голос Милы звучит.
И я её понимаю.
Я с Милой болтать обожаю!»

3. Примерные вопросы для обсуждения

  • можно ли советоваться со своей куклой?
  • Света утверждает, что Мила по-кукольному говорит. Вы верите Свете?
  • как это говорить по-кукольному?
  • а в мультфильмах куклы говорят?
  • где «живёт» наше воображение?
  • есть ли воображение у животных?
  • есть ли воображение у кукол?
  • чем человек с воображением отличается от воображалы?
  • как развивать своё воображение?
  • на что похоже воображение?

4. Упражнение «Представьте себе»

Представьте себе: стадион, многоэтажное здание, слона. Затем попросите ответить на нелепый вопрос: «Что больше – ваша голова или слон?» «Так как же огромный слон мог уместиться в вашей голове?» – задайте этот вопрос в самом конце выполнения упражнения. Таким образом, вы создадите предпосылки для умозаключения: «Представление, мысль о предмете и сам предмет не одно и то же».

Совместная образовательная деятельность – 2

1. Упражнение «Сон или быль».

Сделайте вид, что вы очень хотите спать: зевните, потрите глаза рукой. На недоуменные взгляды ваших собеседников скажите: «Ребята, я не понимаю, сплю я сейчас и вижу сон про то, как разговариваю с вами, или это происходит на самом деле?» Обсудите, как можно отличить сон от реальности.

2. Упражнение «Фантазии».

Пофантазируйте с детьми на тему, что было бы, если бы:

  • дети умели летать, а взрослые – нет;
    звери могли говорить;
  • все мечты сбывались;
    остановились все часы;
  • ночь превратилась в день;
    куклы ожили;
  • люди умели читать чужие мысли;
    Новый год был летом;
  • перестали идти дожди;
    бабушки снова стали молодыми.

После обсуждения дети могут нарисовать свои фантазии.

3. Чтение истории (см. совместную образовательную деятельность – 1):

Примерные вопросы для обсуждения:

  • о чём вы мечтаете?
  • зачем человеку мечты?
  • что значит выражение «моя мечта сбылась»?
  • ваши мечты сбываются?
  • может быть, Света общалась с Милой во сне?
  • а в мультфильмах куклы говорят?
  • вам снились волшебные сны? А правдивые?
  • как отличить правдивый сон от волшебного?

4. Упражнение «На самом деле?»

Попросите детей выбрать из приведенных суждений правдивые, и обосновать свое решение:

  • все люди любят лечить зубы;
  • всем людям необходимо мыть руки перед едой;
  • кошки умеют летать;
  • жадным быть плохо;
  • маме нужно помогать;
  • хороших людей больше, чем плохих.

Домашнее задание

Рисунок «Несуществующее животное». Представьте себя великими учёными, которые создают необычных животных. Вам необходимо придумать какое – либо животное, которого на самом деле в природе не существует. Закройте глаза (включается музыка), представьте себе это животное, получше рассмотрите его тело, то, как оно двигается. А теперь откройте глаза и зарисуйте своё животное. (дети рисуют). Вы нарисовали животное, а теперь вам нужно будет по очереди представить его нам, то есть изобразить это животное, пройти по комнате, как это животное. Представление будет идти без слов под музыку. А другие участники игры постараются угадать, какое это животное: весёлое или грустное, доброе или злое. (Дети выполняют задание).

Закрепление

  1. Упражнение «Несуществующее животное». Пусть дети придумают и нарисуют несуществующее животное, а затем расскажут о нем: где оно могло бы жить, чем питаться, на кого охотиться, от кого прятаться?
  2. Дидактическая игра «Домино». Для этой игры необходим реквизит: карточки со сценами из разных сказок (дидактический материал для развития речи детей). Карточки тасуются в произвольном порядке (карточка со сценой из сказки «Репка», карточка со сценой из сказки «Теремок» и т.д.) и раздаются детям. Дети по сюжетам карточек должны составить связный рассказ, используя тот порядок, в котором расположились карточки.