Задачи: Конкретизация, развитие, закрепления вывода, к которому пришли дети: что план наших мыслей и представлений не тождественен плану объективной реальности. Воображение, мечты, фантазии, сны – это наши мысли, пространство субъективного. Вещи, предметы, вне нас существующий мир – пространство – объективно.
Предварительная работа:
- Чтение произведения К.И. Чуковского «Путаница».
- Игра «Превращение»: Представьте себе, что наша комната превратилась в лес, а мы превратились в деревья, зверей, птиц в лесу. В кого вы превратитесь – выбирайте сами. Итак, наше превращение началось. (Дети изображают деревья, зверей, птиц).
Совместная образовательная деятельность – 1
1. Упражнение «В воображении или на самом деле»
Расскажите детям историю, в которой соседствуют фантазии и быль. Предоставьте вашим собеседникам возможность определить, где правда, а где – выдумка. Суждения детей должны быть аргументированы.
2. Чтение истории
«Ой, мне же надо к подруге сходить.
Но прежде с Милой поговорить.
Спросить у нее совета...
– Здравствуй, Мила.
– Здравствуй, Света.
Вы думаете, может быть,
что куклы не умеют говорить?
Мила по-кукольному говорит.
Пусть её ротик плотно закрыт.
В моей голове голос Милы звучит.
И я её понимаю.
Я с Милой болтать обожаю!»
3. Примерные вопросы для обсуждения
- можно ли советоваться со своей куклой?
- Света утверждает, что Мила по-кукольному говорит. Вы верите Свете?
- как это говорить по-кукольному?
- а в мультфильмах куклы говорят?
- где «живёт» наше воображение?
- есть ли воображение у животных?
- есть ли воображение у кукол?
- чем человек с воображением отличается от воображалы?
- как развивать своё воображение?
- на что похоже воображение?
4. Упражнение «Представьте себе»
Представьте себе: стадион, многоэтажное здание, слона. Затем попросите ответить на нелепый вопрос: «Что больше – ваша голова или слон?» «Так как же огромный слон мог уместиться в вашей голове?» – задайте этот вопрос в самом конце выполнения упражнения. Таким образом, вы создадите предпосылки для умозаключения: «Представление, мысль о предмете и сам предмет не одно и то же».
Совместная образовательная деятельность – 2
1. Упражнение «Сон или быль».
Сделайте вид, что вы очень хотите спать: зевните, потрите глаза рукой. На недоуменные взгляды ваших собеседников скажите: «Ребята, я не понимаю, сплю я сейчас и вижу сон про то, как разговариваю с вами, или это происходит на самом деле?» Обсудите, как можно отличить сон от реальности.
2. Упражнение «Фантазии».
Пофантазируйте с детьми на тему, что было бы, если бы:
- дети умели летать, а взрослые – нет;
звери могли говорить; - все мечты сбывались;
остановились все часы; - ночь превратилась в день;
куклы ожили; - люди умели читать чужие мысли;
Новый год был летом; - перестали идти дожди;
бабушки снова стали молодыми.
После обсуждения дети могут нарисовать свои фантазии.
3. Чтение истории (см. совместную образовательную деятельность – 1):
Примерные вопросы для обсуждения:
- о чём вы мечтаете?
- зачем человеку мечты?
- что значит выражение «моя мечта сбылась»?
- ваши мечты сбываются?
- может быть, Света общалась с Милой во сне?
- а в мультфильмах куклы говорят?
- вам снились волшебные сны? А правдивые?
- как отличить правдивый сон от волшебного?
4. Упражнение «На самом деле?»
Попросите детей выбрать из приведенных суждений правдивые, и обосновать свое решение:
- все люди любят лечить зубы;
- всем людям необходимо мыть руки перед едой;
- кошки умеют летать;
- жадным быть плохо;
- маме нужно помогать;
- хороших людей больше, чем плохих.
Домашнее задание
Рисунок «Несуществующее животное». Представьте себя великими учёными, которые создают необычных животных. Вам необходимо придумать какое – либо животное, которого на самом деле в природе не существует. Закройте глаза (включается музыка), представьте себе это животное, получше рассмотрите его тело, то, как оно двигается. А теперь откройте глаза и зарисуйте своё животное. (дети рисуют). Вы нарисовали животное, а теперь вам нужно будет по очереди представить его нам, то есть изобразить это животное, пройти по комнате, как это животное. Представление будет идти без слов под музыку. А другие участники игры постараются угадать, какое это животное: весёлое или грустное, доброе или злое. (Дети выполняют задание).
Закрепление
- Упражнение «Несуществующее животное». Пусть дети придумают и нарисуют несуществующее животное, а затем расскажут о нем: где оно могло бы жить, чем питаться, на кого охотиться, от кого прятаться?
- Дидактическая игра «Домино». Для этой игры необходим реквизит: карточки со сценами из разных сказок (дидактический материал для развития речи детей). Карточки тасуются в произвольном порядке (карточка со сценой из сказки «Репка», карточка со сценой из сказки «Теремок» и т.д.) и раздаются детям. Дети по сюжетам карточек должны составить связный рассказ, используя тот порядок, в котором расположились карточки.