К четырем годам у детей проходит кризисный возраст трех лет, происходит осознание своей самостоятельной значимости. И в этом возрасте появляется большая потребность в общении, познании и самостоятельности. Это уже ребенок, которого можно охарактеризовать словами Р. Киплинга:
Есть у меня шестерка слуг,
Проворных, удалых.
И все, что вижу я вокруг, –
Все знаю я от них.
Они по знаку моему
Являются в нужде.
Зовут их: Как и Почему,
Кто, Что, Когда и Где.
Я по морям и по лесам
Гоняю верных слуг.
Потом работаю я сам,
И им даю досуг.
Даю им отдых от забот, –
Пускай не устают.
Они прожорливый народ, –
Пускай едят и пьют.
Но у меня есть юный друг,
Особа юных лет.
Ей служат сотни тысяч слуг,
И всем покоя нет!
Она гоняет, как собак,
В ненастье, дождь и тьму
Пять тысяч Где, семь тысяч Как,
Сто тысяч Почему.
(Р. Киплинг, перев. С.Я. Маршака)
А если в это время рядом окажется взрослый, который создаст обстановку «удивления», сможет побудить, не только смотреть, но и видеть, то малыш будет благодарен за возможность интересного познания мира.
В дошкольном возрасте игра – это и средство познания окружающего мира, и самая продуктивная форма деятельности. В процессе игры дети приобретают знания, она будит его фантазию и воображение, развивает умения и навыки, стимулируют мышление, способствует психическому развитию детей.
Организация непосредственно образовательной деятельности по теме: «Веселая экскурсия в лес» (средняя группа)
Программное содержание:
Цели:
- формировать нравственные качества и уважительное отношение к обитателям леса;
- уточнить элементарные математические знания;
- создать здоровьесберегающую игровую ситуацию для развития познавательной деятельности.
Задачи:
- Закрепить знания геометрических фигур.
- Формировать умение отличать съедобные грибы от ядовитых.
- Продолжать знакомить с условиями жизни диких животных леса.
- Закрепить навыки и умения в изобразительной деятельности.
- Воспитывать чувства коллективизма у детей.
Методические приемы:
- Вопросы к детям.
- Использование сказочных героев, художественного слова – загадок, текстов для физминуток и пальчиковых игр.
- Выполнение заданий требующих анализа, синтеза, физических, трудовых упражнений.
- Наблюдение за сказочным объектом.
- Рассказ, беседа.
Материал к занятию: иллюстрации героев (белка, заяц); иллюстрации к заданиям; карандаши; модели геометрических фигур; пригласительный билет в лес; набор «Съедобные и не съедобные грибы».
Словарная работа: охрана и защита леса, геометрические фигуры, ядовитые и съедобные грибы.
Место проведения: помещение, оборудованное под лес.
Организация образовательной деятельности
1. Дети занимаются произвольной деятельностью. Стук в дверь и почтальон передает пригласительный билет, в котором написан текст о том, что звери приглашают ребят в гости.
Воспитатель: Ребята, но я не знаю, куда нам с вами отправляться, хотя подождите здесь есть еще продолжение приглашения (зачитывает загадку).
Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят,
Ваню – земляникой,
Таню – костяникой,
Машеньку – орешком,
Петю – сыроежкой,
Катеньку – малинкой,
Васю – хворостинкой (Лес).
– Кто из этих детей самый непослушный? Как вы догадались? (Вася).
2. Так вот, чтобы мы не отведали «хворостинки», давайте вспомним как надо вести себя в лесу? (организуется небольшая беседа)
– Готовы к нашему путешествию.
3. Физминутка 1.
Здравствуй, лес, Широко развести руки в стороны.
Прекрасный лес,
Полный сказок и чудес! Повороты вправо-влево с вытянутыми руками.
Ты о чем шумишь листвою Руки подняты вверх. Выполнять покачивания вправо- влево.
Ночью темной, грозовою?
Кто в глуши твоей таится? Дети всматриваются вдаль, держа округленную ладонь над Что за зверь? бровями, поворачиваясь при этом вправо и влево.
Какая птица?
Все открой, не утаи. Широко развести руки в стороны.
Ты же видишь- Прижать обе ладони к груди.
Мы свои. Широко развести руки в стороны.
Подходят к заданию (иллюстрация с дикими животными: медведь, заяц, волк, лиса расположены в движении в разном направлении).
4. Назовите животных, нарисованных на картинке. Где живут эти животные? Почему их называют дикими?
– Какое животное на картинке самое маленькое? Какое животное самое большое? Какие животные больше зайца, но меньше медведя?
– Многие дикие животные устраивают себе жилища. Знаете ли вы, кто живет в логове, у кого дом- берлога? Кто роет для себя норы?
– Рассмотрите картинку и скажите, сколько животных нарисовал художник? Какие животные идут в правую сторону, а какие в левую? Подчеркните животных , идущих влево, а животных , идущих вправо обведите в круг.
5. Задание Белки (иллюстрация героя).
– Здравствуйте, друзья!
Хочу дать задание и я!
Что же любит белочка: С виду он похож на зонтик,
Только меньше во сто крат.
Коль гроза на горизонте,
Он бывает очень рад.
Если дождик и тепло.
Он считает – повезло! (гриб).
– Правильно. А попробуйте разделить съедобные грибы от ядовитых (из 8 картинок: 6 съедобных, 2-ядовитых, один из них мухомор).
– Молодцы, справились.
6. Пальчиковая гимнастика.
Красный-красный мухомор – соединяем кончики пальцев – изображаем шляпку гриба.
Белых крапинок узор. Одна рука – «шляпка гриба», указательным пальцем другой руки показывают «крапинки»
Ты красивый, но не рвем! Погрозили пальчиком.
И в корзинку не берем! Прямая ладонь от себя – отодвигающий жест.
– Нарисуйте для белочки грибочки (перед самостоятельным рисованием карандашами, воспитатель уточняет приемы рисования грибков).
7. Дети рисуют грибы. От лица белочки оцениваются работы детей.
– Давайте теперь отдохнем!
8. Физминутка 2.
Эти резвые бельчата Дети ритмично прыгают по кругу.
Целый день спешат куда-то.
С ветки – прыг! Останавливаются. Совершают прыжок в круг, а потом
На ветку – скок! из круга спиной вперед.
С елки – прямо на дубок,
А потом – опять на елку. Снова- прыжок в круг и из круга. Бег на месте.
Не поймать бельчаток волку.
9. Задание Зайца.
– Выложите портрет зайца из геометрических фигур (три разных по размеру кругов и двух полосок)
– Сколько кругов, полосок? Сравните круги по величине, назовите, что выложено из каждого, из полосок!
10. Подвижная игра «Волк и зайки»
На лесной лужайке Дети-«зайки» свободно двигаются по площадке, прыгают
Веселятся зайки, по площадке, прыгают, сделав «ушки» из ладошек.
В травке кувыркаются,
Прыгают, толкаются.
Вдруг из чащи вышел волк, В центр группы выходит ребенок-«волк».
Он в зайчатах знает толк.
Разбегайтесь кто куда, На слово «беда» «волк» бросается ловить «зайчат»
Не случилась бы беда! Они убегают за отведенную линию.
11. Итог занятия (кратко о экологическом значение леса).
12. Возвращение из леса.
Мы с лесной полянки вышли,
Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветки и пенечки.
Очень аккуратно мы шагали
И зверей не напугали.