Эпиграф к уроку:
“Помни войну!”
Вице-адмирал С.О. Макаров,
участник русско-японской войны
Данный урок предназначен для реализации темы: “История России XX века. Внешняя политика Российской империи в начале XX века. Русско-японская война”. Урок составлен в соответствии с программой по истории России, является базой для творческого восприятия материала обучающимися II курса.
Тип урока – изучение нового материала.
Урок предполагает активные формы обучения – работа с источниками, с дополнительной литературой, отбор информации. Изучение материала организовано в течение одного урока.
Урок сопровождается компьютерной презентацией, что помогает воссоздать картину эпохи и способствует качественному и эмоциональному усвоению учебного материала.
Цели урока: изучить события русско-японской войны и ее роль в историческом развитии Российского государства начала XX века.
Задачи урока.
Обучающие.
Углубить, систематизировать и закрепить знания о расстановке новых сил на мировой арене к началу XX века, основных направлений внешней политики царского правительства в конце XIX – начале XX века и активности России на Дальнем Востоке.
Развивающие.
Способствовать развитию познавательного интереса, формированию мотивации учебной деятельности, самостоятельности мышления, активности в процессе овладения знаниями, умениями и навыками.
Способствовать развитию коммуникативных умений и навыков (высказывать свою точку зрения), аргументировать, доказывать, слушать и слышать других в процессе групповой работы.
Совершенствовать умения и навыки самостоятельной работы с дополнительной литературой, источниками (анализ, конспектирование, подготовка сообщений, поиск ответов на проблемные вопросы), учиться проводить исторические аналогии.
Воспитательная.
Воспитание чувства законной гордости за предков.
Методы обучения.
Словесный.
- Беседа.
- Обмен информацией.
Наглядно-иллюстративный.
- Использование материалов исторических хрестоматий, карта “Русско-японская война 1904–1905 гг.”, статистические данные, экранные средства обучения.
Информационно-развивающий.
- Компьютерная презентация “Памяти русского воинства”.
Межпредметные связи.
- Всеобщая история.
- Русская литература.
- География.
- Музыка.
- Изобразительное искусство.
Материально-техническое оснащение и учебно-методическое обеспечение урока.
- Компьютерная презентация “Памяти русского воинства”.
- Карта “Русско-японская война”.
- Музыкальное сопровождение: песни “На сопках Маньчжурии”, “Варяг”.
- ТСО: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся |
I. Организационный момент (1 мин.) |
Приветствие. Проверка присутствующих на уроке. Проверка готовности к уроку. |
Приветствие. Отчет старосты о наличии обучающихся на уроке. |
II. Целевая ориентация (2 мин.) |
Ориентация обучающихся на
реализацию учебной темы урока (“Внешняя
политика Российской империи в конце XIX–начале XX
вв. Русско-японская война 1904–1905 г.”), целей
(Углубить, систематизировать и закрепить знания
о расстановке новых сил на мировой арене к началу
XX века, основных направлениях внешней политики
царского правительства в к.XIX – нач.XX вв. и
активности России) и задач (Русско-японская
война, Портсмутский мир, подвиг русских воинов,
история и современность). Звучит 1-й куплет песни “На сопках Манчжурии”. Слайд № 1 “Тема урока” Слайд № 2 “Цели урока” Слайд № 2 “План урока” Вступительное слово преподавателя: “ Сейчас очень немногое может напомнить о той далекой войне. Несколько строчек из песен о гордом “Варяге”, вальс “На сопках Маньчжурии”, отдельные эпизоды исторических романов – вот, пожалуй, и все. В нашем историческом сознании русско-японская война 1904-1905 гг. воспринималась как катастрофа и национальное унижение, как некое преддверие социальных потрясений. Эта тема не потеряла своей актуальности и сегодня. 106 лет назад правителям России казалось, что военная кампания, начинавшаяся на Дальне- Восточных рубежах станет “маленькой победоносной войной”, а обернулась она, несмотря на мужество русских воинов, позором, поражением, ускорившим начало русской революции 1905–1907 гг., революции 1917, гражданской войны. Борьба двух монархий явилась существенным фактором разногласий на Дальнем Востоке в начале XX века. Отголоски этих событий звучат в этом регионе до настоящего времени”. |
Слушают, осмысливают слова преподавателя, настраиваются на активную работу, записывают тему урока. |
III. Актуализация опорных знаний и умений (3 мин.) |
Актуализация знаний, усвоенных
ранее. Преподаватель: “Отвечая на предлагаемые вопросы, вы вспомните важные моменты истории, предшествующие русско-японскому конфликту. Работа рассчитана на 2 мин. Затем вы обменяетесь работами, проверите их, воспользовавшись ответами на слайде, выставите оценки – критерии оценок – на слайде. Эта работа на 1 мин.” Слайд № “Проверка домашнего задания” Слайд № “Эталоны ответов” |
На данном этапе урока, на заранее
выданных листах с текстом вопросов, обучающиеся:
|
IV. Изучение нового материал (26 мин.) |
Преподаватель: “На
рубеже веков ситуация на Дальнем Востоке стала
главным направлением внешней политики России,
Англии, Франции, Германии, США. Китай и Корея рассматривались вышеуказанными странами как возможные территориальные приобретения. Слайд № 6 “Внешняя политика России в начале XX века” Конфликт России с Японией начался задолго до 1904 г. из-за влияния на территорию Маньчжурии. Японцы высказывали намерения решить проблему дипломатически, но Николай II отвергал их предложения, т.к. его не устраивали предложения японцев. “Япония закончит тем, что меня разозлит!” - заявил он японскому послу на официальном приеме. Слайд № 7 “Цели сторон” Министр финансов С.Ю. Витте и министр внутренних дел В.К. Плеве по-разному предлагали разрешение конфликта. В 1902 г. в ходе инспекционной поездки по Дальнему Востоку С.Ю.Витте вынес свое решение, в докладной записке императору: “Россия к войне с Японией не готова”. Но, В.К. Плеве, предлагал погасить разгоравшийся костер революции “маленькой победоносной войной”. Мнение С.Ю. Витте были проигнорированы императором Николаем II. Дело двигалось к войне. 27 января 1904 Япония без объявления войны атаковала русскую эскадру на внешнем рейде Порт-Артура. Сейчас вам предстоит работа по группам. Каждая получит свой пакет, и в течении10 минут подготовит ответ. На ответ вам предлагается по 2 минуты” Задания группам: 1. Проанализируйте соотношение вооруженных сил России и Японии накануне войны. В ходе выступления группы производится демонстрация слайдов: Слайд № 8 “Соотношение вооруженных сил России и Японии” Слайд № 9 “Основные этапы войны” Слайд № 10 “Ход военных действий 2. Расскажите о сухопутных сражениях и 156 дневной обороне Порт-Артура. В ходе выступления группы производится демонстрация слайдов: Слайд № 11 “Героическая оборона Порт - Артура” 3. Назовите крупные морские сражения Русско-японской войны. В ходе выступления группы производится демонстрация слайдов: Звучит песня “Варяг” Слайд №12 “Морское сражение у Порт - Артура” Слайд №13 ““Морская блокада Порт - Артура” Слайды № 14 – 24, посвященные крейсеру “Варяг”, героизму русских воинов, истории создании песни “Варяг” 4. Причины и последствия поражения России в русско-японской войне. В ходе выступления группы производится демонстрация слайдов: Слайд № 25 “Причины поражения и последствия русско-японской войны” 5. Условия Портсмутского мира. В ходе выступления группы производится демонстрация слайдов: Слайд № 26 “Условия Портсмутского мира” Преподаватель: “Подводя итог вышесказанному, можно сделать следующий вывод: русско-японская война показала неспособность царского правительства управлять страной. Война явилась тем катализатором, который ускорил “созревание” предпосылок революций 1905-1907 гг., октябрьского переворота 1917 г., гражданской войны. Все эти события изменили ход российской и мировой истории. Русско-японская война за 106 летнюю историю не потеряла своей актуальности и сегодня. Более того, судя по количеству публикаций, интерес к ней резко возрос. Этот интерес связан не только с героизмом участников войны (никто никогда не ставил под сомнение их подвиг), но и со стремлением разобраться в причинах, приведших к национальной катастрофе. 25 мая 2005 года отмечалось 100-летие Цусимского сражения - одного из самых скорбных в российской военной истории. Наши соседи по Дальнему Востоку (Япония) сейчас гордятся своим пацифизмом, не увлекаются барабанным боем по случаю бывалых побед и поэтому постарались провести соответствующие мероприятия в духе примирения былых врагов. Но, ежегодно требуют передать 4 российских острова Японии (бывший премьер-министр Д. Коидзуми, М. Судзуки - депутат парламента и другие) Слайд № 27 “История и современность” История и современность. Российско-японские отношения в настоящее время ознаменованы как активными контактами на высшем уровне, так и резким спадом в двухсторонней торговле под влиянием мирового экономического кризиса. К власти в Японии пришёл лидер Демократической партии Юкио Хатояма, заявлявший о своём стремлении улучшить отношения с Россией и заключить с ней мирный договор. "Если говорить о России - сказал премьер - то в отношениях с ней я намерен активно продвигать вперед политику, экономику и активно работать над тем, чтобы в конечном итоге подписать мирный договор, разрешить вопросы о северных территориях - крупнейшую проблему между нами. Мы будем укреплять отношения сотрудничества с Россией, рассматривая её как партнера в азиатско-тихоокеанском регионе". На двухсторонней встрече в рамках Саммита АТЭС в Сингапуре и Нью-Йорке 23 сентября 2009 г. Д.А.Медведев - президент России, и Юкио Хатояма стороны договорились активизировать работу по выработке мирного договора и решению спора о Южных Курилах. Слайд № 28 “История и современность” Май 2010 года: премьер министр Японии подал в отставку, и проблема спорных территорий осталась неразрешенной. Реального прогресса в этом вопросе нет. Президент Д.А.Медведев считает, что Японию надо вовлекать в наши дела, наши проекты, в модернизацию российской экономики: “Для российской экономики необходимо оборудование и технологии, которых у нас нет, оборудование устарело и изношено. Все это можно приобрести в Японии, и японцам активизация сотрудничества с Россией выгодна” |
Восприятие, осмысливание нового
материала.
Обучающиеся работают по группам. В работе используют учебники:
Предполагаемые ответы: 1. Готовность Японии к войне подтверждается статистическими данными (численность солдат и офицеров, кораблей). 2. Апрель-август 1904 г. Оборона Порт – Артура, Мукденское сражение 3. Январь-март 1904г. Морские бои у Порт-Артура, Чемульпо Цусимское сражение (14-15 мая 1905 г.). 4. Причины поражения: - экономическая и военно-техническая отсталость России; - бездарность командования; - помощь Японии со стороны Англии и США; - нестабильность в стране в связи с революцией; Последствия: - общественное недовольство самодержавием, позорно проигравшем войну Японии; - ослабление позиций России на Дальнем Востоке; - дестабилизация внутриполитической обстановки в войне с Японией, рост революционной борьбы. 5. 23 августа 1905 г в Портсмуте (США) был подписан мирный договор между Россией и Японией. Япония получила арендные права на: - Ляодунский полуостров; - южно-Маньчжурскую железную дорогу; - южную часть Сахалина; - права рыболовства вдоль русских территориальных вод. Восприятие, осмысливание нового материала. |
V. Контроль и самоконтроль, коррекция знаний (3 мин.) |
Проведение устного
фронтального опроса по вопросам:
Работа по слайду №29 “Закрепление материала” |
Предполагаемые ответы: 1. 1904-1905 гг. 2. Неразвитость дальневосточного региона; недостаточный численный состав армии и военно-морских судов; распыленность вложенных средств для реконструкции крепостей Порт-Артура и Владивосток; непонимание целей войны солдатами и офицерами. 3. Цусимское сражение 14-15 мая 1905 г. 4. Кондратенко Р.И. (1857-1904) – Генерал-майор, руководил обороной крепости Порт-Артура. Погиб в декабре 1905 г, защищая крепость. Макаров С.О. (1848/49-1904) – Флотоводец, океанограф, Руководитель двух кругосветных плаваний. Погиб на броненосце “Петропавловск”, подорвавшемся на мине 31 марта 1904 г. Рождественский З.П. (1848-1909) - Вице-адмирал . Командовал 2-й Тихоокеанской эскадрой, совершившей переход из Балтийского моря на Дальний Восток и разгромленной в Цусимском сражении. Руднев В.Ф (1855-1913) - контр-адмирал. Командир крейсера “Варяг”. 5. Крепость Порт-Артур. 1.Причины поражения:
2. 23 августа 1905 г в Портсмуте (США) был подписан мирный договор между Россией и Японией. Япония получила арендные права на:
3. Дальнейший кризис царской власти, причина первой революции, углубление внутриполитического кризиса. |
VII. Подведение итогов и рефлексия (3 мин.) |
Обсуждение итогов учебного
занятия. Оценивание работы обучающихся |
Слушают |
VI. Информация о домашнем задании. (2 мин.) |
Слайд № 30 “Домашнее задание” Преподаватель: “Вы сегодня получили много информации о событиях русско-японской войны. Дома напишите сочинение - размышление о том, что вас особенно поразило при изучении данной темы, о чем бы вы хотели узнать подробнее”. Слайд № 31 “Благодарность” |
Запись домашнего задания в рабочую тетрадь. |