Психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса

Разделы: Школьная психологическая служба


Душа не в теле обитает,
И это скоро обнаружат:
Она вокруг него витает
И с ним то ссорится, то дружит.
И. Губерман

Главная цель психологического сопровождения – создание таких социально-педагогических условий, в которых каждый ребёнок мог бы стать субъектом своей жизни, своей деятельности, общения и собственного внутреннего мира.

Ведь цель нашей работы – не только обучение, а личностное развитие, которое подразумевает наличие вопросов: Кто я? Какой я? На что способен? Каковы мои мотивы и потребности?

Частная цель: формирование школьной среды, способствующей успешному обучению и поступательному психологическому развитию учащихся.

Именно в школьные годы закладывается основа личности человека и его судьбы. В школе дети не только учатся, они живут, а не готовятся жить.

 На вопрос: «Что для тебя школа » отвечают:

  • Источник знаний.
  • Это светило, подобно солнцу, даёт тепло, знания.
  • Это как высокая гора, на которую взбираешься по классам всё выше и выше.
  • Место встречи с друзьями.
  • Любовь.
  • Свет, который горит во всех.
  • Развлечения на переменах.
  • Дисциплина, строгий директор.
  • Обиды и ссоры
  • Мучительные экзамены.
  • Дом моды.
  • Умение постичь самого себя.
  • Место, где я провожу больше времени, чем дома.
  • Первая ступень к самостоятельности.
  • Школа – наша дальнейшая судьба.

Центральный принцип психологии – ценность личностного выбора человека, его самоопределение в значимых жизненных ситуациях, создание таких условий, которые помогают ребёнку занять по отношению к учёбе, к другим людям и к самому себе определенную ценностную позицию – субъекта, автора, инициатора собственной жизни.

Новые технологии формируют у ребёнка позицию, обучают его умению делать выбор, ставить перед собой цель, планировать пути её достижения. В данном случае работает следующий принцип: ответственную позицию можно занимать по отношению к тому, что принимаешь и понимаешь, то есть знаешь, как с этим быть.

Если человек негативно относится к учителю, его требования считает несправедливыми, обвинения беспочвенными, срабатывают защитные механизмы психики, блокируются все виды памяти, человек не запоминает то, что ему говорят, нужную информацию от этого учителя тоже не запоминает. Если механизмы защиты не срабатывают, человек впадает в депрессию, наступает охранительное торможение.

Телесное и психическое в человеке тесно переплетено. Основываясь на результатах современных научных исследований, можно утверждать, что существует сильная прямая зависимость между нарушением психологического здоровья и снижением успеваемости. Причиной могут стать тревожность, страхи, защитная агрессивность, приводящая к двигательной активности, нарушениям дисциплины. Причиной снижения успеваемости может являться отсутствие эмоционального контакта с учителем. У детей, которые испытывают страх перед учителем, находящихся в состоянии постоянного напряжения, повышается утомляемость, снижается работоспособность.

Основное условие нормального психологического развития, помимо здоровой нервной системы, признаётся спокойная доброжелательная обстановка в семье и школе.

Причём, надо подчеркнуть, что решающая роль принадлежит в этом плане нравственной атмосфере, которая существует в школе, характеру взаимоотношений между сотрудниками и учащимися.

Многие психологи, исследующие проблемы развития личности считают, что человек может стать по-настоящему свободной и творческой личностью в том случае, если он чувствовал себя свободным в годы обучения. Надо помнить о том, что установки учителей несут мощный заряд, способный оказать позитивное или негативное влияние на личность ребёнка.

В школе ничто не должно угрожать человеческому достоинству. Педагогика не должна быть репрессивной. На теоретическом уровне все учителя признают, что следует устанавливать с учащимися доверительные, уважительные отношения, а на практике, столкнувшись с недисциплинированностью учащихся применяют авторитарное подавление. Позиция преподавателя по отношению к учащимся и стиль педагогического общения с ними является немаловажным фактором учебных занятий.

Изучение стилей взаимодействия учителей и учащихся показало, что в нашей школе преобладающим стилем является сотрудничество - 49%, авторитарное – 24% , неожиданно высокой оказалось безразличное, индифферентное «китайская стена» - 27% с точки зрения учащихся, (14%- с точки зрения учителей).

Заинтересованный, творческий, ищущий педагог способен увлечь и заинтересовать учащихся. Учащиеся часто своё отношение к личности педагога переносят и на преподаваемый предмет. При равнодушном стиле общения воспитательное и обучающее значение его занятий не велико. В отношениях между учителем и детьми необходимо взаимное уважение и взаимное приятие. Только тогда процесс обучения будет по-настоящему эффективный.

В течение года учащиеся, родители, учителя участвовали в мониторингах по вопросам удовлетворённости организацией учебно-воспитательного процесса в школе. Анкетирование учащихся и родителей начальной школы показало высокую степень удовлетворённости. Наибольший процент неудовлетворённости связан с поведением одноклассников. В старших классах учащиеся относятся более критично к учителям и к себе, они хотели бы больше внимания со стороны учителей к своей личности, но на вопрос: «Имеешь ли право голоса в решении вопросов, затрагивающих твои интересы», «да» ответили 86% старшеклассников.

В школе проводится экзаменационная сессия 2 раза в год. Анкетирование показало, что 83% старшеклассников считают, что сессия помогла систематизировать знания по нужным предметам, 72% считают, что экзаменационную сессию необходимо проводить. Если с интеллектуальным компонентом работают предметники, я работаю с эмоциональным и мотивационным компонентом. Чтобы выдержать напряжённый экзаменационный марафон нужно владеть своими эмоциями, чувствами, настроениями, нажить опыт проживания экзаменационных волнений, если придётся мужественно перенести неудачу, ведь как говорил Хеменгуэй: «Неудачи закаляют нашу способность к сопротивлению».

Известный постулат в педагогике: «Надо хорошо знать тех, кого учишь»,- стал актуален как никогда. Требования со стороны общества, родителей стали больше. Мир стремительно меняется. Образовательный, культурный, материальный уровень семьи становится выше.

Современные дети имеют на всё своё мнение, раскрепощённые, прагматичные, самостоятельные, бескомпромиссные, но работа с эмоциями, чувствами подростков, показывает, насколько раним, тонок и беззащитен их внутренний мир.

  • «Я добрый, чувствительный, стараюсь это не показывать, скрываю это своей грубостью, резкостью, которые порой выходят за все границы. Я очень раздражительный, из-за этого часто страдают мои близкие», - написал 11- классник.
  • «Я слишком добрая и это мне мешает, мне надо научиться быть более жёсткой. Жизнь потихоньку учит меня».
  • «Я стеснительный, но я не показываю это, стараясь быть решительным».
  • «Я очень гордая. Многие считают меня недоступной для общения. А в душе я очень ранимая и потому близко общаюсь с немногими».

Дети учатся владеть своим внутренним миром, управлять самим собой, но им важно самим пережить события, нажить собственный опыт. Можно только быть рядом, стараться отслеживать ситуацию, страховать и оставлять возможность обратиться за помощью.

Только забота, уважительное отношение, внимание, любовь со стороны взрослых, принятие их такими, какие они есть, дают ощущения защищенности, обеспечивают эмоциональную стабильность, а, следовательно, уверенность в жизни.

Литература:

  1. Александровская З.М. Программа сопровождения подростков в школе. М, - 2000 г.
  2. Битянова М.Р. Два в одном. Школьный психолог, 1999 г., №20.
  3. Фонтенел Д. Проблемы переходного возраста. Пер. с англ., М, РОСМЭН, 1998 г.