Цель мероприятия: способствовать снижению стресса в экзаменационный период у старшеклассников через осознание своего поведения и расширение поведенческого репертуара.
Задачи:
- Стимулировать обучающихся к размышлению о способах совладания с предэкзаменационным волнением.
- Формировать критическое отношение к различным путям снижения волнения — выделять продуктивные и малопродуктивные.
- Способствовать осознанию своего психического состояния как внутренне обусловленного, способствовать формированию внутреннего контроля своего поведения.
- Способствовать расширению репертуара поведения в период подготовки к экзаменам.
Оборудование, материалы
- Каждому участнику — роль, лист бумаги, ручка (как вариант — лист ватмана, маркер).
- Раздаточный материл «Экзамены без стресса» (по возможности предоставить этот материал каждому участнику).
- Мультимедийная презентация для снятия усталости глаз, мультимедийная презентация «Что такое ЕГЭ».
- Доска, мел (как вариант — флипчарт, фломастер).
Ход мероприятия
Основная часть
1. Что такое цейтнот? Это сильно ощущающийся недостаток времени. Это слово состоит из двух слов: время + нужда.
2. Учащимся предлагается подумать, можно ли совершенно исключить из жизни ситуации цейтнота. В высказываниях участников подчеркивается, что невозможно их полностью избежать, однако можно попытаться свести к минимуму.
3. Необходимо обсудить, какие способы придуманы людьми для этого. Ведущий должен подвести участников к мысли о том, что наличие плана, расписания или графика предстоящей работы помогает предотвратить цейтнот и связанный с ним стресс.
3. Чем располагает школа, чтобы помочь ребятам избежать цейтнота. В высказываниях подчеркнуть: режим дня школы, расписание уроков, план работы на четверть (неделю, год), график дежурств и т.п. Можно обсудить, чем вызвана необходимость режима дня в школе? Как связан режим дня школы с режимом дня каждого участника? Удобно ли иметь расписание уроков на предстоящий день (неделю), расписание экзаменов, почему? Можно ли также распланировать свои внешкольные дела (предложить высказаться тем, кто посещает какие-либо внешкольные учреждения; выяснить, кто из них выполняет некоторые уроки заранее с учетом своей дополнительной нагрузки, удобно ли это)?
Задание 1.
К классной доске прикрепляется таблица «Моя рабочая неделя».
День недели | Утро | День | Вечер |
Понедельник | |||
Вторник | |||
Среда | |||
Четверг | |||
Пятница | |||
Суббота | |||
Воскресенье |
На этой таблице участники закрашивают дни недели и время суток цветными карандашами (фломастерами): красным цветом то время, которое совпадает с большой нагрузкой, желтым — со средней нагрузкой, зеленым — с отдыхом и развлечениями. Цвет покажет рациональность распределения сил участников в течение недели и каждого дня. По окончании работы группа обсуждает, в какое время для данного участника может возникнуть опасность стресса, связанного с цейтнотом (там, где много красного цвета) и предлагает, как можно этого избежать.
Существуют такие варианты предотвращения цейтнота, как:
- планировать предстоящие дела, чтобы ничего не забыть и не столкнуться с внезапной необходимостью что-то срочно доделывать в последний момент;
- делать уроки заранее, чтобы разгрузить те дни, когда у участника есть внешкольные занятия;
- не браться за несколько дел одновременно.
Особо следует подчеркнуть, что, планируя, свои дела, необходимо учитывать время для отдыха и восстановления сил.
Задание 2. Релаксация.
Показ мультимедийной презентации для снятия усталости глаз. Приложение 1
Задание 3. Упражнение «Экзамен в школе сказочных героев»
Обучающиеся свободно, по желанию занимают места.
Выбирается комиссия, определяются желающие попробовать себя в роли сдающих экзамен, остальные участники образуют группу поддержки, которая может помогать так, чтобы не заметила комиссия. В каждой группе у нас есть те, кто больше волнуется перед экзаменами, и те, кто волнуется меньше. Ваша задача — поделиться своим опытом друг с другом. Тем, кто волнуется, — помогать, чтобы они смогли справиться со своим волнением.
Экзаменующимся раздаются роли-маски и номера билетов. Организуется пространство.
За стол с билетами приглашается комиссия. На столе экзаменаторов лежат билеты текстом вниз, номер билета указан сверху. Участники тянут билеты, занимают места за партами, готовятся и отвечают. Комиссия может предложить кому-нибудь попробовать ответить без подготовки, наградив за находчивость и смелость. Группа поддержки может оказывать помощь, при условии, что экзаменаторы ее не заметят.
Комиссия выслушивает всех участников, задает дополнительные вопросы, ставит оценки. Упражнение проходит спонтанно. Ведущий старается не вмешиваться в процесс сдачи «экзамена».
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ
Билет №1
Роль косолапости и новой обуви на едином государственном экзамене. |
Билет №2
Применение подросткового сленга при сдаче ЕГЭ по математике. |
Билет №3 Влияние причёски на успешный результат на ЕГЭ. |
Билет №4
В день сдачи единого государственного экзамена по математике пошёл дождь. Приведите примеры использования лужи на улице. |
Билет №5
Возможности и ограничения крышки экзаменационного стола. |
Билет №6
Как поступить на ЕГЭ, если захочется кого-то укусить. |
Билет №7
Несовершенство образа человека с точки зрения кошки. |
Задание 4. Домашнее задание.
Обсудить с родителями возможности лучшего распределения своих сил в течение недели с учетом школьных и внешкольных дел.
Задание 5. «До встречи на экзаменах!».
Цель: дать возможность учащимся поделиться мнениями о занятиях.
У меня в руках горящая свеча. Я хочу, чтобы в ваших руках всё всегда спорилось, горело и получалось как надо. Давайте передавать ее друг другу. Тот, у кого в руках окажется свеча, может сказать всем нам о том, что принесли ему наши занятия, что он узнал нового.
Задание 6.
Прощание с участниками занятия, с собой каждый унесёт памятку для более продуктивной подготовки к ЕГЭ. Тем, кто покидает аудиторию: прикрепить к доске смайлики, соответствующие вашему настроению в конце занятия.
Задание 7. Упражнение с гостями семинара «Быстро о ЕГЭ».
Инструкция к упражнению: Одним словом или словосочетанием необходимо высказать свои ассоциации со словом «Экзамен». Долго задумываться нельзя, важна первая мысль, пришедшая на ум.
Представленные ассоциации педагогов МОУ СОШ №22 со словом «экзамен» были накоплены по результатам выполнения упражнения "Быстро о ЕГЭ!"
- "испытание", "цветы"
- "напряжение","расслабление","опыт", "результат"
- "работа","нервы","стресс
- "не могу всё знать!"-
- "в новой форме – кошмар", "головная боль"
- "тревога", "волнение"
- "что будет дальше?", "В стране кризис..."
- "как всё успеть", "не могу уснуть"
- "этап", "ступенька", "новая возможность", "неизвестность", "стресс", "успех"
- "проверка"
- "испытание","Страх"
- "волнение", "стресс"
- "проверка знаний и собственных сил"
- "сомнение", "смятение", "страх"
- " а слабо?"
Представленные ассоциации учащихся 10 класса МОУ СОШ №22 со словом «экзамен» были накоплены по результатам выполнения упражнения "Быстро о ЕГЭ!"
Ответы учеников:
- Ужас! Жуть!
- Переживание!
- Кто во что горазд!
- Может заболеть?
- Темнота!
- Стресс!
- Успех!
- Последний рубеж!
- Волнение!
- Мне нечего переживать!
- Новый этап в жизни!
- А кому сейчас легко?
- Трудности!
- Головная боль!
- Недостаток сна!
- Что скажу родителям?
- Надежда есть!
- Всё делаю сам!
- Кто же мне поможет?
- Что делать?
- Пробьёмся!
- Я всем покажу!
- Поход за трудностями!
- Трудный период!
- Покой нам только снится!
- Я всё могу!
- Бег с препятствиями!
- Будущее зависит от меня!
- Всё так непросто!
- Надежды родителей!
- Как много всего навалилось!
- Больше кофе и шоколада!
- Завал информацией!
- Раздражительность! Беспокойство!
- Ничего не хочу!
- Пришло время ответить за всё!
- Мне повезёт!
Реальный пример из школьной жизни: Прочитала в Интернете статью, что в одной из школ на стенде, который представлял информацию по экзаменам в 9 и 11 классах, большими яркими буквами была обозначена фраза: «Не опозорь результатами экзаменов свою школу!». Представленный «лозунг-девиз экзаменов» сразу привлёк к себе внимание, на форуме активно высказывались учителя, родители и выпускники, всех лозунг шокировал. Учителя упомянутой школы говорили о значении этого девиза так: «Мы настраиваем ребят на ответственное отношение к экзаменам!».
Мы стали придумывать варианты возможных лозунгов – девизов, относящихся к предстоящим экзаменам, которые несли бы более положительную нагрузку.
Предлагаю Вам попробовать придумать лозунги – девизы к предстоящим экзаменам!
- Усердие и труд – к отличной оценке приведут!
- Через тернии – к звездам!
- Преодолевая трудности, мы становимся сильными и уверенными в себе людьми.
- Твое будущее уже работает на тебя, если ты сегодня работаешь на будущее.
- Тяжело в подготовке- легко на экзамене!
- Терпение и труд всё перетрут!
- Больше знаешь – на экзамене отдыхаешь.
- Ученье – свет, а не ученье – два на экзамене!
- Экзамены – ситуация важная, но не запредельная!
- Будешь больше заниматься – баллов будет прибавляться!
- Есть время разбрасывать камни, а теперь наступает время их собирать...
- Ничего не бойся и все получится!!!
- Верь в свои силы и у тебя все получиться!!!
- Скажи "халяве" слово нет! И сдашь экзамен ты без бед!
Рекомендации старшеклассникам
- Придерживайтесь основного правила: «Не теряй времени зря». Перед началом подготовки к экзаменам необходимо просмотреть весь материал и отложить тот, что хорошо знаком, а начинать учить незнакомый, новый.
- Используйте время, отведенное на подготовку, как можно эффективнее. Новый и сложный материал учите в то время суток, когда хорошо думается, то есть высока работоспособность. Обычно это утренние часы после хорошего отдыха.
- Подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и пр. Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Для этого бывает достаточно какой-либо картинки в этих тонах.
- Начинай готовиться к экзаменам заранее, понемногу, по частям, сохраняя спокойствие. Составь план занятий. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: «немного позанимаюсь», а какими именно разделами и темами займусь. А также необходимо определить время занятий с учетом ритмов организма.
- К трудно запоминаемому материалу необходимо возвращаться несколько раз, просматривать его в течение нескольких минут вечером, а затем еще раз — утром.
- Очень полезно составлять планы конкретных тем и держать их в уме («план в уме»), а не зазубривать всю тему полностью «от» и «до». Можно также практиковать написание вопросов в виде краткого, тезисного изложения материала.
- Заучиваемый материал лучше разбить на смысловые куски, стараясь, чтобы их количество не превышало семи. Смысловые куски материала необходимо укрупнять и обобщать, выражая главную мысль одной фразой. Алгоритм решения можно сильно сократить, представив его в виде схемы типа «звезды», «дерева», «скобки» и т.п. При этом восприятие и качество запоминания значительно улучшаются за счет большей образности записи.
- Исследовательская работа приводит к лучшему его запоминанию, чем многократное чтение, поскольку это активная, организованная целью умственная работа. Вообще говоря, любая аналитическая работа с темой приводит к его лучшему запоминанию. Это может быть перекомпоновка материала, нахождение парадоксальных формулировок для него, привлечение контрастного фона или материала и др.
- Всегда, а во время подготовки к экзаменам особенно, заботьтесь о своем здоровье. В это время нужно хорошо и вовремя питаться (соблюдайте режим). Не забывайте о прогулках и спортивных развлечениях, делайте перерывы, активно отвлекайтесь. Хорошо отдыхайте — сон вам необходим. Ни в коем случае не засиживайтесь допоздна перед экзаменом!
- Ежедневно выполняйте упражнения, которые способствуют снятию внутреннего напряжения, усталости, достижению расслабления.
ЖЕЛАЮ УСПЕХОВ! ПРОРВЁМСЯ!