Внеклассное мероприятие на тему "Психологическая поддержка ЕГЭ по математике"

Разделы: Математика


Цель мероприятия: способствовать снижению стресса в экзаменационный период у старшеклассников через осознание своего поведения и расширение поведенческого репертуара.

Задачи:

  1. Стимулировать обучающихся к размышлению о способах совладания с предэкзаменационным волнением.
  2. Формировать критическое отношение к различным путям снижения волнения — выделять продуктивные и малопродуктивные.
  3. Способствовать осознанию своего психического состояния как внутренне обусловленного, способствовать формированию внутреннего контроля своего поведения.
  4. Способствовать расширению репертуара поведения в период подготовки к экзаменам.

Оборудование, материалы

  • Каждому участнику — роль, лист бумаги, ручка (как вариант — лист ватмана, маркер).
  • Раздаточный материл «Экзамены без стресса» (по возможности предоставить этот материал каждому участнику).
  • Мультимедийная презентация для снятия усталости глаз, мультимедийная презентация «Что такое ЕГЭ».
  • Доска, мел (как вариант — флипчарт, фломастер).

Ход мероприятия

Основная часть

1. Что такое цейтнот? Это сильно ощущающийся недостаток времени. Это слово состоит из двух слов: время + нужда.

2. Учащимся предлагается подумать, можно ли совершенно исключить из жизни ситуации цейтнота. В высказываниях участников подчеркивается, что невозможно их полностью избежать, однако можно попытаться свести к минимуму.

3. Необходимо обсудить, какие способы придуманы людьми для этого. Ведущий должен подвести участников к мысли о том, что наличие плана, расписания или графика предстоящей работы помогает предотвратить цейтнот и связанный с ним стресс.

3. Чем располагает школа, чтобы помочь ребятам избежать цейтнота. В высказываниях подчеркнуть: режим дня школы, расписание уроков, план работы на четверть (неделю, год), график дежурств и т.п. Можно обсудить, чем вызвана необходимость режима дня в школе? Как связан режим дня школы с режимом дня каждого участника? Удобно ли иметь расписание уроков на предстоящий день (неделю), расписание экзаменов, почему? Можно ли также распланировать свои внешкольные дела (предложить высказаться тем, кто посещает какие-либо внешкольные учреждения; выяснить, кто из них выполняет некоторые уроки заранее с учетом своей дополнительной нагрузки, удобно ли это)?

Задание 1.

К классной доске прикрепляется таблица «Моя рабочая неделя».

День недели Утро День Вечер
Понедельник      
Вторник      
Среда      
Четверг      
Пятница      
Суббота      
Воскресенье      

На этой таблице участники закрашивают дни недели и время суток цветными карандашами (фломастерами): красным цветом то время, которое совпадает с большой нагрузкой, желтым — со средней нагрузкой, зеленым — с отдыхом и развлечениями. Цвет покажет рациональность распределения сил участников в течение недели и каждого дня. По окончании работы группа обсуждает, в какое время для данного участника может возникнуть опасность стресса, связанного с цейтнотом (там, где много красного цвета) и предлагает, как можно этого избежать.

Существуют такие варианты предотвращения цейтнота, как:

  • планировать предстоящие дела, чтобы ничего не забыть и не столкнуться с внезапной необходимостью что-то срочно доделывать в последний момент;
  • делать уроки заранее, чтобы разгрузить те дни, когда у участника есть внешкольные занятия;
  • не браться за несколько дел одновременно.

Особо следует подчеркнуть, что, планируя, свои дела, необходимо учитывать время для отдыха и восстановления сил.

Задание 2. Релаксация.

Показ мультимедийной презентации для снятия усталости глаз. Приложение 1

Задание 3. Упражнение «Экзамен в школе сказочных героев»

Обучающиеся свободно, по желанию занимают места.

Выбирается комиссия, определяются желающие попробовать себя в роли сдающих экзамен, остальные участники образуют группу поддержки, которая может помогать так, чтобы не заметила комиссия. В каждой группе у нас есть те, кто больше волнуется перед экзаменами, и те, кто волнуется меньше. Ваша задача — поделиться своим опытом друг с другом. Тем, кто волнуется, — помогать, чтобы они смогли справиться со своим волнением.

Экзаменующимся раздаются роли-маски и номера билетов. Организуется пространство.

За стол с билетами приглашается комиссия. На столе экзаменаторов лежат билеты текстом вниз, номер билета указан сверху. Участники тянут билеты, занимают места за партами, готовятся и отвечают. Комиссия может предложить кому-нибудь попробовать ответить без подготовки, наградив за находчивость и смелость. Группа поддержки может оказывать помощь, при условии, что экзаменаторы ее не заметят.

Комиссия выслушивает всех участников, задает дополнительные вопросы, ставит оценки. Упражнение проходит спонтанно. Ведущий старается не вмешиваться в процесс сдачи «экзамена».

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ

Билет №1

Роль косолапости и новой обуви на едином государственном экзамене.

Билет №2

Применение подросткового сленга при сдаче ЕГЭ по математике.

Билет №3

Влияние причёски на успешный результат на ЕГЭ.

Билет №4

В день сдачи единого государственного экзамена по математике пошёл дождь. Приведите примеры использования лужи на улице.

Билет №5

Возможности и ограничения крышки экзаменационного стола.

Билет №6

Как поступить на ЕГЭ, если захочется кого-то укусить.

Билет №7

Несовершенство образа человека с точки зрения кошки.

Задание 4. Домашнее задание.

Обсудить с родителями возможности лучшего распределения своих сил в течение недели с учетом школьных и внешкольных дел.

Задание 5. «До встречи на экзаменах!».

Цель: дать возможность учащимся поделиться мнениями о занятиях.

У меня в руках горящая свеча. Я хочу, чтобы в ваших руках всё всегда спорилось, горело и получалось как надо. Давайте передавать ее друг другу. Тот, у кого в руках окажется свеча, может сказать всем нам о том, что принесли ему наши занятия, что он узнал нового.

Задание 6.

Прощание с участниками занятия, с собой каждый унесёт памятку для более продуктивной подготовки к ЕГЭ. Тем, кто покидает аудиторию: прикрепить к доске смайлики, соответствующие вашему настроению в конце занятия.

Задание 7. Упражнение с гостями семинара «Быстро о ЕГЭ».

Инструкция к упражнению: Одним словом или словосочетанием необходимо высказать свои ассоциации со словом «Экзамен». Долго задумываться нельзя, важна первая мысль, пришедшая на ум.

Представленные ассоциации педагогов МОУ СОШ №22 со словом «экзамен» были накоплены по результатам выполнения упражнения "Быстро о ЕГЭ!"

  • "испытание", "цветы"
  • "напряжение","расслабление","опыт", "результат"
  • "работа","нервы","стресс
  • "не могу всё знать!"-
  • "в новой форме – кошмар", "головная боль"
  • "тревога", "волнение"
  • "что будет дальше?", "В стране кризис..."
  • "как всё успеть", "не могу уснуть"
  • "этап", "ступенька", "новая возможность", "неизвестность", "стресс", "успех"
  • "проверка"
  • "испытание","Страх"
  • "волнение", "стресс"
  • "проверка знаний и собственных сил"
  • "сомнение", "смятение", "страх"
  • " а слабо?"

Представленные ассоциации учащихся 10 класса МОУ СОШ №22 со словом «экзамен» были накоплены по результатам выполнения упражнения "Быстро о ЕГЭ!"

Ответы учеников:

  • Ужас! Жуть!
  • Переживание!
  • Кто во что горазд!
  • Может заболеть?
  • Темнота!
  • Стресс!
  • Успех!
  • Последний рубеж!
  • Волнение!
  • Мне нечего переживать!
  • Новый этап в жизни!
  • А кому сейчас легко?
  • Трудности!
  • Головная боль!
  • Недостаток сна!
  • Что скажу родителям?
  • Надежда есть!
  • Всё делаю сам!
  • Кто же мне поможет?
  • Что делать?
  • Пробьёмся!
  • Я всем покажу!
  • Поход за трудностями!
  • Трудный период!
  • Покой нам только снится!
  • Я всё могу!
  • Бег с препятствиями!
  • Будущее зависит от меня!
  • Всё так непросто!
  • Надежды родителей!
  • Как много всего навалилось!
  • Больше кофе и шоколада!
  • Завал информацией!
  • Раздражительность! Беспокойство!
  • Ничего не хочу!
  • Пришло время ответить за всё!
  • Мне повезёт!

Реальный пример из школьной жизни: Прочитала в Интернете статью, что в одной из школ на стенде, который представлял информацию по экзаменам в 9 и 11 классах, большими яркими буквами была обозначена фраза: «Не опозорь результатами экзаменов свою школу!». Представленный «лозунг-девиз экзаменов» сразу привлёк к себе внимание, на форуме активно высказывались учителя, родители и выпускники, всех лозунг шокировал. Учителя упомянутой школы говорили о значении этого девиза так: «Мы настраиваем ребят на ответственное отношение к экзаменам!».

Мы стали придумывать варианты возможных лозунгов – девизов, относящихся к предстоящим экзаменам, которые несли бы более положительную нагрузку.

Предлагаю Вам попробовать придумать лозунги – девизы к предстоящим экзаменам!

  • Усердие и труд – к отличной оценке приведут!
  • Через тернии – к звездам!
  • Преодолевая трудности, мы становимся сильными и уверенными в себе людьми.
  • Твое будущее уже работает на тебя, если ты сегодня работаешь на будущее.
  • Тяжело в подготовке- легко на экзамене!
  • Терпение и труд всё перетрут!
  • Больше знаешь – на экзамене отдыхаешь.
  • Ученье – свет, а не ученье – два на экзамене!
  • Экзамены – ситуация важная, но не запредельная!
  • Будешь больше заниматься – баллов будет прибавляться!
  • Есть время разбрасывать камни, а теперь наступает время их собирать...
  • Ничего не бойся и все получится!!!
  • Верь в свои силы и у тебя все получиться!!!
  • Скажи "халяве" слово нет! И сдашь экзамен ты без бед!

Рекомендации старшеклассникам

  1. Придерживайтесь основного правила: «Не теряй времени зря». Перед началом подготовки к экзаменам необходимо просмотреть весь материал и отложить тот, что хорошо знаком, а начинать учить незнакомый, новый.
  2. Используйте время, отведенное на подготовку, как можно эффективнее. Новый и сложный материал учите в то время суток, когда хорошо думается, то есть высока работоспособность. Обычно это утренние часы после хорошего отдыха.
  3. Подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и пр. Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Для этого бывает достаточно какой-либо картинки в этих тонах.
  4. Начинай готовиться к экзаменам заранее, понемногу, по частям, сохраняя спокойствие. Составь план занятий. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: «немного позанимаюсь», а какими именно разделами и темами займусь. А также необходимо определить время занятий с учетом ритмов организма.
  5. К трудно запоминаемому материалу необходимо возвращаться несколько раз, просматривать его в течение нескольких минут вечером, а затем еще раз — утром.
  6. Очень полезно составлять планы конкретных тем и держать их в уме («план в уме»), а не зазубривать всю тему полностью «от» и «до». Можно также практиковать написание вопросов в виде краткого, тезисного изложения материала.
  7. Заучиваемый материал лучше разбить на смысловые куски, стараясь, чтобы их количество не превышало семи. Смысловые куски материала необходимо укрупнять и обобщать, выражая главную мысль одной фразой. Алгоритм решения можно сильно сократить, представив его в виде схемы типа «звезды», «дерева», «скобки» и т.п. При этом восприятие и качество запоминания значительно улучшаются за счет большей образности записи.
  8. Исследовательская работа приводит к лучшему его запоминанию, чем многократное чтение, поскольку это активная, организованная целью умственная работа. Вообще говоря, любая аналитическая работа с темой приводит к его лучшему запоминанию. Это может быть перекомпоновка материала, нахождение парадоксальных формулировок для него, привлечение контрастного фона или материала и др.
  9. Всегда, а во время подготовки к экзаменам особенно, заботьтесь о своем здоровье. В это время нужно хорошо и вовремя питаться (соблюдайте режим). Не забывайте о прогулках и спортивных развлечениях, делайте перерывы, активно отвлекайтесь. Хорошо отдыхайте — сон вам необходим. Ни в коем случае не засиживайтесь допоздна перед экзаменом!
  10. Ежедневно выполняйте упражнения, которые способствуют снятию внутреннего напряжения, усталости, достижению расслабления.

ЖЕЛАЮ УСПЕХОВ! ПРОРВЁМСЯ!

Приложение 2