Я выбрала образовательное путешествие, как обучающую модель, потому что это универсальный способ познания действительности, в котором осуществляется единство визуального, моторного, когнитивного и эмоционально-ценностного восприятия. Это вид деятельности, в котором ребёнок приобретает исследовательский опыт познания ближайшего окружения: групповая комната, пространство детского сада, детская игровая площадка, цветник, территория детского сада. Во время образовательного путешествия ребёнок учится целенаправленному, осмысленному зрительному наблюдению предметов и явлений окружающей действительности, при этом у него формируется заинтересованность и положительное отношение к наблюдению, поиску, анализу воспринимаемых объектов. А главное, дети учатся выражать результаты наблюдений в слове, рисунке или иной продуктивной деятельности.
Во время образовательных путешествий в помещении и по территории детского сада, ребята знакомятся с окружающей действительностью, запоминают объекты по пути следования, учатся ориентироваться в окружающей обстановке. Во время путешествия по участку дети ищут нужный объект (куст, дерево, птицу, насекомое и т.д.), пользуясь подсказками в виде изображения объекта, или его фрагмента, словесного описания, или загадки, а затем аргументировано доказывают свой выбор. Как я отмечала ранее, образовательное путешествие даёт возможность сопровождать зрительские и речевые впечатления восприятием моторного характера. Детям интересно приблизиться к дереву, обойти его, сделав всесторонний осмотр, обхватить, пробежаться от одного куста к другому и т.д.
Можно сделать вывод, что во время образовательных путешествий идёт активное развитие связной речи у детей, словарный запас обогащается и уточняется, дети учатся составлять описательные рассказы, отмечая существенные признаки исследуемых предметов, воспринимая их как зрительно, так и на слух, осязание, обоняние. Во время путешествий у детей вырабатываются методы группового взаимодействия, умение принимать все мнения и высказывания, умение задавать вопросы, отвечать на них, слушать друг друга и взрослого, общаться, делать выводы.
Образовательное путешествие с детьми старшей группы осенью по теме: "Как мы следы осени искали".
Цель: Развивать поисково-познавательный интерес детей к окружающему природному миру. Активизировать речевую активность детей.
Задачи:
- Продолжать знакомить детей с признаками осени (пожелтела, повяла трава, стало холоднее, на деревьях желтеют и опадают листья.)
- Упражнять детей в умении находить и называть знакомые деревья, кустарники по внешнему виду, листьям, плодам.
- Учить детей образовывать прилагательные от существительных (дуб – дубовый, клён – кленовый и т.д.)
- Воспитывать интерес к окружающей природе, способность любоваться её красотой.
Коррекция: Активизировать зрительные функции, внимание, наблюдательность, память. Развивать обследовательские умение и навыки.
Адресат: Дети старшей группы.
Условия проведения: Участок детского сада.
Материалы:
- Игрушка Ёжик в осенних листьях,
- Схема поведения детей в природе «Мы и природа».
Используемые программы, методики, технологии:
- Ванюшина Л.В., Копылов Л.Ю., Соколова А.А., программа «Кругозор» (образовательные путешествия).
- Рудакова Л.В. «Развитие зрительного восприятия и знакомство с окружающим».
Предварительная работа: Беседа об осени, о лесе, разучивание стихотворений об осенних явлениях в природе, рассматривание картин: И. Левитана, В. Поленова, И. Остроухова по теме «Золотая осень».
Содержание работы
Сюрпризный момент:
В группу вкатывается игрушка Ёжик с наколотыми на иголках осенними листьями. Воспитатель привлекает внимание детей:
– Ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости? Как вы думаете, откуда пришёл к нам Ёжик? Почему вы так решили?
Рассматриваем Ёжика и выясняем, что в лесу наступила осень, поэтому к Ёжику прилипли осенние листочки. Ёжику интересно, пришла ли осень в город, и какая осень в городе.
– Ребята, что мы можем рассказать Ёжику об осени? Где мы можем сейчас найти следы осени? Правильно, давайте оставим Ёжика греться и отдыхать в группе, а сами пойдём на прогулку, и попробуем найти следы осени на нашем участке. А когда вернёмся, расскажем обо всём Ёжику. Будьте внимательны и осторожны во время путешествия. Давайте вспомним правила поведения в природе.
Рассматриваем схему поведения детей в природе «Мы и природа»
Ход путешествия:
Воспитатель обращается к детям:
– Ребята, какая сегодня погода? Как мы одеты, почему? Посмотрите вокруг, похож наш участок на лес, в котором живёт Ёжик? Что есть одинакового в лесу и у нас на участке? Чем отличается? Светло у нас на участке или темно? Почему? Давайте, посмотрим на небо, какое оно? Есть ли на небе облака, тучи? Какого они цвета? Придумайте, на что они похожи? Как вы думаете, можно определить по небу, что наступила осень?
– Послушайте загадку:
«Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья. Кто это?».
Дети: Осень.
Воспитатель: Посмотрите внимательно, какими красками здесь рисовала Осень? Вам нравится? Давайте постоим и полюбуемся работой Осени. А теперь походите по участку и выберите дерево, чей наряд вам понравился больше всех.
Рассматриваем деревья, выбранные детьми.
Воспитатель:
– Кто знает, как называется это дерево? Почему оно тебе понравилось? Какое настроение у твоего дерева? Грустное оно или весёлое? Придумай, почему у этого дерева такое настроение.
– Да, многие деревья и кустарники на нашем участке стоят пока в красивом, осеннем, разноцветном наряде.
– Отгадайте ещё одну загадку:
«Висят на ветке золотые монетки. Что это?» (листья)
– С какого дерева листья больше всего похожи на монетки? Назовите эти деревья и найдите их на нашем участке.
– Посмотрите на землю, здесь тоже лежат листья. Как они сюда попали? Как называется явление природы, когда опадают листья с деревьев? Кто помнит стихи о листопаде? Давайте понаблюдаем за листопадом. Как падают листики? На что они похожи? Чем отличаются литья на земле от листьев на деревьях? Вспомните, где больше опавших листьев, на улицах города или в лесу и в парке? Почему?
– Ребята, я взяла у Ёжика несколько листиков, которые он принёс из леса. Давайте назовём, с каких деревьев опали эти листья.
Дети называют листья, используя относительные прилагательные: дубовый лист, берёзовый лист, кленовый лист и т.д.
– Молодцы, а теперь давайте поиграем.
Проводится дидактическая игра «Найди такой же». Дети ищут на участке листья по показанному образцу. Все собранные детьми листья складываем для дальнейшего рассматривания в группе.
– А теперь поиграем в подвижную игру «К названному дереву беги».
– Ребята, а кому и для чего нужны деревья? Да, на деревьях находят себе дом белка, многие птицы, а также жучки, паучки и другие насекомые. Давайте поищем жуков, муравьёв, гусениц на деревьях или рядом с ними. Нашли? Почему нет? Объясните, пожалуйста.
– Ребята, помните, я вам читала, про то, что осенью на деревьях и кустарниках созревают плоды и семена? Давайте погуляем здесь и поищем их.
Обращаю внимание детей на ягоды рябины, шиповника, снежника (форма, цвет, размер), а также семена клёна, ясеня. На что они похожи?
По ходу рассматривания, вместе с детьми собираем упавшие плоды и семена для корма зимующим птицам.
– Ребятки, давайте походим по нашему участку и поищем, какие ещё следы оставила здесь осень. Будьте внимательны и осторожны, помните правила поведения в природе.
В конце путешествия подводим итог:
В город пришла настоящая золотая осень. Повторяем приметы, замеченные детьми на участке детского сада. Возвращаемся в группу, рассказываем обо всём Ёжику, рисуем золотую осень.
Список используемой литературы:
- Веретенникова С.А., Клыков А.А. «Четыре времени года».
- Дрязгунова В.А. «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями».
Образовательное путешествие с детьми старшей группы зимой по теме “Образовательное путешествие в поисках того, кто нуждается в нашей помощи зимой”.
Цель: Развивать познавательный интерес детей к жизни птиц зимой. Стимулировать речевую активность детей.
Задачи:
- Углубить представление детей о зиме, о погоде зимой, о явлениях зимней природы (холодно, мороз, солнце не греет, холодный, колючий ветер, везде лежит снег и т.д.).
- Формировать представление о зимующих птицах, об их повадках (внешний вид, чем питаются зимой, почему остаются на зиму). Ввести в активный словарь названия зимующих птиц.
- Развивать связную речь при составлении рассказа на тему: ”Как я помогаю птицам зимой”.
- Развивать зрительную память и внимание детей при наблюдении за поведением птиц в различную погоду. Проверить на опыте народные приметы, связанные с поведением птиц зимой.
- Развивать чувство заботы, доброты, сопереживания.
Материалы: Кормушка для птиц, корм.
Используемые программы, методики, технологии:
- Ванюшина Л.В., Копылов Л.Ю., Соколова А.А., программа «Кругозор» (образовательные путешествия).
- Рудакова Л.В. «Развитие зрительного восприятия и знакомство с окружающим».
Предварительная работа: Беседа о сезонных изменениях зимой, о зимующих птицах. Рассматривание иллюстраций «Птицы». Изготовление кормушки для птиц, заготовка корма для птиц осенью.
Ход занятия
– Ребята, отгадайте загадку:
“Ни ведёрка, ни кисти, ни рук,
А побелит все крыши вокруг”. (Зима)
– Как вы догадались?
– Сколько в году зимних месяцев? Назовите их по порядку.
– А какой месяц зимы сейчас?
– Посмотрите вокруг. Что вы видите? Что-нибудь изменилось на нашем участке?
– Как можно назвать погоду, когда идёт снег?
– Хорошо или плохо, когда зима снежная? Для чего это хорошо? А для кого плохо?
– Давайте посмотрим внимательно на снег, чьи следы вы узнали? Кто приходил к нам в гости?
– Давайте пройдём по следам вороны и узнаем, что она делала.
(д/и “Следопыт”)
– Ребята, послушайте загадку:
“Шапочка чёрная, кофточка жёлтая,
Шустрая певичка – Птичка - …” (Синичка)
– Правильно. Давайте прислушаемся к звукам на улице, возможно, мы услышим синичку и найдём её по песенке.
(д/и “Кто больше услышит звуков”)
– Почему трудно услышать пение птиц на улице города?
– Да, мы живём в большом городе, где на улицах очень шумно, поэтому попробуем лучше поискать синичку глазами.
Дети находят птицу, рассказывают какая она, на каком дереве (кусте) сидит, что делает.
– Почему синичка зимой не улетела в жаркие страны?
– Какая это птичка – перелётная или нет?
– Каких зимующих птиц вы ещё знаете?
(Подвижная игра “Совушка”)
– Послушайте загадки:
“В серой шубке перовой
И в морозы он герой.
Скачет, на лету резвится.
Не орёл – а всё же птица!” (Воробей)
“Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять”. (Снегирь)
– Как вы думаете, нужна ли птицам наша помощь зимой? Как можно помочь птицам?
– Мы с вами сделали кормушку для птиц. Давайте поищем место, куда лучше её повесить.
Дети расходятся по участку, ищут подходящее дерево, доказывают, почему они выбрали именно это место.
– Мы с вами повесили кормушку на самое доступное для птиц место.
– Кто помнит, что мы положили в кормушку?
– Как вы думаете, птицам понравится наше угощение?
– В зимнем лесу птичкам холодно и голодно, а в доме у людей тепло и сытно. Как вы думаете, где птичкам лучше в клетке или в лесу? Почему?
– Какую пользу приносят птицы?
– Да, в природе всё взаимосвязано, птицы помогают людям, а мы помогаем птицам выжить зимой.
– Послушайте стихотворение о мальчике, который помогал птицам:
“Надо птицам помогать” А. Чепуров
“Трудно птицам зимовать,
Надо птицам помогать!
Распилить я попросил
Досочку еловую,
Вместе с папой смастерил
Птичкину столовую.
Прилетают птицы в сад,
Посидят, поговорят,
Им боятся нечего:
Пусть мороз трещит сердито –
Их столовая открыта
От утра до вечера”
Список используемой литературы:
- Мариничева О.В., Елкина Н.В. «Учим детей наблюдать и рассказывать».
- Нищева Н.В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи».