Работа педагога с одаренными детьми - это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителя постоянного личностного и профессионального роста, хороших знаний в области детской и возрастной психофизиологии и педагогики.
Почему в педагогической деятельности я обратилась к данной теме? Предпосылок здесь несколько. Прежде всего, это изменение требований современного образования и актуализация личностно-ориентированного образования, направленного на развитие познавательных интересов каждого ученика. Также существуют и некоторые исторические предпосылки. Еще в 90-ые годы прошлого века я столкнулась с мнением некоторых родителей, у которых довольно крепко укоренилась мысль, что знание родного языка не нужно после окончания школы, перестает быть нужным, поскольку большинство родителей мечтали детям дать высшее образование и отправить учиться в город, где родной язык не является основным средством общения. С другой стороны к этому времени стали проводится школьные олимпиады по татарскому языку и у меня уже был довольно внушительный список учащихся, результативно участвующих в олимпиадах по татарскому языку на районном, областном и Всероссийском уровнях. И это дало мне основание предполагать, что нужно пропагандировать важность сохранения и развития родного языка. Нужно было доказать моим учащимся и их родителям, а также всем, что считал, что глубокое и прочное знание родного языка не только не мешает, а, наоборот, развивает ученика, что эти умения помогают и в других предметных областях. Все это подтолкнуло меня обратиться к этой изучению данной темы на научно-педагогическом уровне.
Первоначально я изучила педагогическую литературу по теме «Психолого-педагогические основы одоренности личности». В научных трудах В.Д. Шадрикова, А.М. Матюшкина, Н.И. Панютиной и других педагогов-исследователей разработана концепция детской одаренности, которая рассматривает одаренность как системное и развивающееся в течение всей жизни человека качество психики, позволяющее достигать отдельному индивиду достаточно высоких жизненных результатов в разнообразных видах деятельности по сравнению с другими людьми. Теоретические знания реализовывались в разработке собственной модели организации работы с одаренными детьми в рамках моей педагогической деятельности. Кроме того, к 2000-м годам и в школе сформировались определенные условия, и назрела необходимость создания развивающей культурно-образовательной среды, постоянно стимулирующей любознательность одаренных детей.
В 2001-2003 гг., в рамках реализации Программы развития школы была разработана и реализована подпрограмма «Одаренные дети». В рамках реализации данной подпрограммы в школе сложилась воспитательная система «Педагогика успеха», которая предусматривала развитие познавательных интересов учащихся на уроках, во внеурочной деятельности, в дополнительном образовании и т. д.
Для того, чтобы новые начинания прочно вошли в нашу деятельность, нужны 4 условия: кадры, методическое обеспечение, МТБ и финансы. Все условия мы постарались учесть. Таким образом и сложилась внутришкольная система работы с одаренными детьми.
В собственной педагогической деятельности основной упор я делаю на сохранение национально-культурных традиций татаро-башкирского народа. Диагностическая оценка степени развития у ребенка видов творческой и артистической одаренности дают педагогу возможность работать с учащимися и при в процессе проведения уроков, и при подготовке к предметным олимпиадам, творческим конкурсам, и в дополнительном образовании. В целом, данная работа направлена на привитие интереса у учащихся к национально-культурным традициям татаро-башкирского народа, к художественной литературе, к искусству слова, выраженному на сцене, что позволяет осуществлять не только патриотическое, но и духовно-нравственное, художественно-эстетического воспитание и творческое развитие личности учащихся.
Стремясь реализовать современные образовательные задачи в работе с одаренными детьми, я поставила перед собой следующую цель:
- Разработать механизм выявления и развития индивидуальной одаренности учащихся в процессе личностно-ориентированного подхода в обучении школьников родному (татарскому) языку и организовать индивидуальную работу с одаренными учащимися, стимулируя их познавательные интересы и потребности.
Для достижения данной цели были выделены следующие этапы педагогической деятельности:
- Диагностика выявления одаренных детей;
- Составление плана индивидуальной работы с учеником с учетом выявленных познавательных интересов;
- Осуществление совместной педагогической деятельности с конкретным учеником;
- Проведение промежуточной диагностики, анализ результатов познавательной деятельности, фиксация результатов в индивидуальных картах по развитию одаренности у школьников;
- Обсуждение результатов познавательной деятельности школьников с другими педагогами и выработка механизма совместных действий по работе с одаренными детьми.
- Совместная работа с родителями
Формы работы с одаренными детьми достаточно разнообразны. Среди них я выделяю уроки как основную форму работы с учениками, которые являются наиболее результативным элементом в педагогической деятельности.
Построение уроков на основе внутригрупповой дифференциации позволяет решать те учебно-воспитательные задачи, при которых максимально используются творческие возможности способных, неординарных ребят.
На разных этапах урока желательно использовать потенциальные литературно-лингвистические способности ученика. Ниже приведены некоторые виды работ, в которых участвуют способные учащиеся.
Тип урока | Виды работ на уроках татарского языка и литературы |
1. Урок изучения нового материала | - более полное и всестороннее изучение ключевых вопросов учебной программы; - подготовка информации о писателе и т. д. |
2. Урок формирования умений и навыков. | - упражнения трудные, большие по объему; - разноуровневые задания и т.д. - система проблемных вопросов и вопросов исследовательского характера и т.д. |
3. Урок обобщения и систематизации знаний. | - задания сложные, требующие творчества; - разные темы сочинений;- театрализации. |
4. Урок контроля. | - разные тесты и виды творческих заданий; - выполнение творческих заданий с младшими школьниками. |
В выполнении задачи привития любви к родному языку немаловажное значение имеет использование краеведческого материала. Литературное краеведение – благодатная почва для сохранения национальных традиций и обычаев, а также для углубления регионально-культуроведческих знаний и привития любви к родному языку и литературе.
Также одной из эффективных форм развития лингвистической одаренности является подготовка учащихся к олимпиаде по татарскому языку и литературе. Олимпиадное движение по татарскому языку и литературе в Бардымском районе Пермской области началось в 1988 году среди учащихся 5-7 классов. С каждым годом это движение охватывало более старшие классы, становилось интереснее, шире, глубже.
При подготовке к предметной олимпиаде следует учитывать ряд условий:
- Желание самого ученика. Если оно есть, ученик может достичь многого. А также я работаю в тесном контакте с родителями.
- Необходимость проведения долговременной индивидуальной работы с учеником в урочное и во внеурочное время.
- Организация и координация самостоятельной работы ученика с различной литературой и источниками информации.
Подготовка детей к олимпиаде начинается на уроках, а затем продолжается во внеурочной время, причем используются все социально-культурные и образовательные ресурсы. За несколько лет работы с одаренными детьми мною разработаны разнообразные комплекты дидактических материалов, обеспечивающие качественную подготовку школьников к олимпиадам по татарскому языку и литературе.
Пакет тренировочных заданий, тематика которых используется при подготовке к олимпиаде по татарскому языку и литературе, распределен по тематике. За прошедшие годы уже имеются и хорошие достижения моих учеников.
Огромное значение в развитии одаренности играет и дополнительное образование. В дополнительном образовании школьники имеют уникальную возможность реализовать собственные познавательные интересы в полном объеме, не боясь получить негативной оценки.
Одаренные дети достаточно часто в школьном возрасте проявляют литературные способности, стремятся заниматься журналистикой. Именно эти факторы были учтены в 90-х годах, когда в школе под моим руководством начала свою деятельность литературный кружок «Каурый калэм» («Золотое перо»), целью которого является приобщение учащихся к азам журналистской и писательской деятельности.
В кружок «Каурый калэм» («Золотое перо») входят учащиеся 5-11 классов. На занятиях кружка, как и на уроках татарского языка и литературы, обеспечивается дифференциация и индивидуализация в обучении, в частности - в выполнении творческих заданий, редактировании заметок, статей отдельного ученика и т. д.
Всего за последние 10 лет опубликовано более 80 творческих работ учащихся и самого педагога, а за последние 3 года их количество составляет около 20 работ.
За это время на страницах районной газеты «Тан» («Рассвет»), газеты для детей республики Татарстан «Сабантуй», газеты для детей г. Набережные Челны «Комеш кынгырау» («Серебряный колокольчик»), журнала «Ялкын» вышли заметки, интервью, очерки, стихотворения и другие виды работ.
За прошедшие годы творческие работы участников кружка были включены в районный сборник «Первые ласточки» («Творчество детей – проба пера»).
Уже в течение нескольких лет 1 раз в четверть регулярно издается печатная школьная газета «Кынгырау» («Звонок»), которая является качественным показателем успешной работы в данном направлении с одаренными детьми
Кроме журналистской деятельности участники кружка активно занимаются и театрализацией произведений знаменитых татарских авторов и деятелей культуры.
Также большие возможности содержатся в такой форме работы с одаренными детьми, как организация научно-исследовательской работы учащихся, предоставляющая школьникам возможность выбора не только направления исследовательской работы, но и индивидуального темпа и способа продвижения в предмете.
Целью работы в этом направлении является развитие творческих способностей, привитие исследовательских умений, интересов к научной деятельности. Введение в учебный план для старшеклассников факультативного курса «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» дает возможность реализацию единых педагогических требований к учащимся в процессе выполнения проектных и исследовательских работ. В Березниковской школе подобная работа осуществляется уже в течение 5 лет
В работе с одаренными детьми я работаю по следующей схеме:
№ | Ученик | Учитель |
1 | Индивидуально выбирает тему работы | Мотивирует познавательные интересы ученика |
2 | Выполняет исследования и разрабатывает проекты | Обучает способам организации проектной и исследовательской деятельности, консультирует по возникающим вопросам. |
3 | Выступает с публичной презентацией работы | Осуществляет рецензирование ученической работы |
4 | Анализирует результаты публичной презентации, устраняет замечания и недостатки в выполненной работе | Анализирует результаты индивидуальной и совместной деятельности, дает рекомендации для выполнения последующих творческих работ |
Кроме этого разработан примерный список творческих (проектных и исследовательских) работ, который не только углубляет и расширяет содержание учебной программы по татарскому языку и литературе, но и ежегодно вызывает познавательный интерес у школьников, что, в конечном итоге, способствует сохранению социально-культурных традиций и духовно-нравственных ценностей татаро-башкирского населения.
Таким образом, за прошедшие годы в моей педагогической деятельности сложилась результативная система работы с одаренными детьми в условиях сельской татарской школы. Достаточно подробно данный опыт работы представлен в учебно-методическом пособии «Методические подходы к работе с одаренными детьми», выпущенном в 2011 году Пермским государственным педагогическим университетом в соавторстве с Е.А. Гилевой, канд. пед. наук, доцентом ПГПУ, научным руководителем нашей школы.
Кроме изложения системы работы с одаренными детьми на занятиях по родному языку в данном издании представлены 7 приложений, отражающие опыт работы в данном направлении. На наш взгляд они будут интересны для тех педагогов, кто работает в этом направлении. Это методические и диагностические материалы, образцы работ учащихся. А также фотоматериалы, которые подтверждают эффективность проделанной работы.
В заключении хочу отметить, что в данном учебно-методическом пособии на примере локального педагогического опыта представлены подходы к организации работы с одаренными детьми в Березниковской средней общеобразовательной школе им. М. Г. Имашева Бардымского района по сохранению культурно-исторических традиций татаро-башкирского народа и пропаганде родного языка. Данное пособие будет интересно не только учителям татарского языка, но преподавателям других предметов, педагогам дополнительного образования.