Цель: сформировать знания об особенностях климата Австралии.
Задачи:
- Повторить понятия: климат, климатообразующие факторы, элементы климата.
- Объяснить причины различия в климате отдельных территорий материка.
- Продолжить формирование общих понятий о климатических поясах: субэкваториальном, тропическом, субтропическом.
- Совершенствовать умение работать с климатическими картами и климатограммами, анализировать их.
Оборудование: атлас, учебник,
карточки для закрепления изученного
материала «Мозговой
штурм», мультимедийный проектор, презентация
«Климат Австралии».
Тип урока: изучение нового материала.
Технологии: проблемное обучение.
Методы: объяснительно-иллюстративный, проблемное изложение, частично-поисковый.
Внутрипредметные связи: тема «Атмосфера», 6 класс.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Изучение нового материала
Актуализация знаний
Африку называют самым жарким материком, Южную
Америку – самым влажным, а Австралию – самым
сухим материком на планете (слайд 2).
Сегодня на уроке мы изучаем климат Австралии, и в
ходе урока должны выяснить причины
необыкновенной сухости Австралии (слайд 3).
1. Климат и климатообразующие факторы (беседа, работа с тетрадью и картами атласа)
– Что называют климатом? Дайте определение понятию. (Климат – это многолетний режим погоды, характерный для какой – либо местности).
– Что влияет на формирование климата? (Климатообразующие факторы).
Задание на слайде 4: из предложенного списка выберите климатообразующие факторы и поместите их в соответствующую графу таблицы.
Климатообразующие факторы | Элементы климата |
1) Географическая широта. 2) Угол падения солнечных лучей. 3) Океанические течения. 4) Пояса атмосферного давления. 5) Высота поверхности над уровнем моря. |
1) Средняя температура января и июля. 2) Постоянные и переменные ветры. 3) Годовое количество осадков. 4) Режим осадков по сезонам года. |
– К чему относят оставшиеся в списке фразы? (Элементы климата).
– Как называются карты, на которых отражены элементы климата? (Климатические).
– Сколько элементов климата отражено на климатической карте? (3 элемента: среднегодовое количество осадков, температура воздуха, преобладающее направление ветра) (слайд 5).
(Необходимо ещё раз обратить внимание учащихся на то, что в южном полушарии летними месяцами являются декабрь – февраль, а зимними – июнь – август).
– По климатической карте определите, в каких климатических поясах расположена Австралия? (В субэкваториальном, тропическом и субтропическом) (слайд 6).
– Посмотрите на рисунок слайда 7. С какой частью Африки сходно географическое положение Австралии? Какие выводы можно сделать из этого? (Австралия расположена в тех же широтах, что и Южная Африка, поэтому здесь будут сходные климатические условия)
– Какой климат в Австралии? (Преобладает жаркий сухой климат).
– Чем это можно доказать? Опускаются ли средние температуры января и июля ниже 0о С? (Нет).
– Какое количество осадков получает большая часть Австралии? (Недостаточное количество осадков).
2. Распределение осадков по территории Австралии (беседа, работа с картами атласа, проблемное изложение)
– Используя карту, скажите, равномерно ли распределены осадки по территории материка? (нет).
– В какой части материка осадков выпадает много и почему? (В северной части, т. к. это субэкваториальный климатический пояс, где летом южного полушария господствуют экваториальные воздушные массы. По своим свойствам они тёплые и влажные и приносят 1000 – 2000 мм осадков в год).
– Где ещё выпадает много осадков? (Восточная окраина материка).
– В каких климатических поясах располагается восточная окраина материка? (Субэкваториальный, тропический и субтропический).
Но в тропическом поясе в течение всего года господствуют тропические воздушные массы, преобладает область высокого давления и осадков выпадает 1000 мм и менее. Почему в пределах тропического пояса Австралии восточная часть получает 1000-2000 мм осадков, а западная и центральная – 100-150 мм в год?
Внимательно посмотрите на физическую карту Австралии (слайд 8). На востоке материка располагается Большой Водораздельный хребет. Преобладающие в южном полушарии юго-восточные пассаты несут с Тихого океана влагу, и она оседает на восточных склонах гор. Т. к. с поднятием в верхние слои атмосферы температура воздуха понижается, воздушные массы становятся насыщенными, и выпадает много осадков. Перевалив через горную систему, воздушные массы в центральные и западные части материка осадков несут очень мало.
– Что ещё способствует выпадению большого количества осадков на востоке материка? (Насыщение воздуха влагой усиливается под влиянием тёплого течения – Восточно- Австралийского).
– Где ещё выпадает много осадков и почему? (На юго-западе и юго-востоке).
– Определите, в каком климатическом поясе располагаются эти области? (В субтропическом).
– Когда выпадают осадки в субтропическом поясе? (Зимний сезон южного полушария).
– Почему в центральной части субтропического пояса осадков выпадает 100-500 мм вгод? (Из-за большой протяжённости в субтропическом поясе центральная часть получает мало осадков, а также из – за очертания береговой линии).
– Какие климатообразующие факторы влияют на распределение осадков по территорииматерика? (Вывод: на распределение осадков по территории материка оказывают влиянии: пояса атмосферного давления, рельеф, протяженность материка с запада на восток, океанические течения, постоянные ветры) (Слайд 9).
Из-за неравномерности выпадения осадков материк можно разделить на «сухую» и «влажную» Австралию (слайд 10).
3. Температурный режим (эвристическая беседа, работа с картами атласа)
– Какие из климатообразующих факторов в большей мере будут влиять на распределение температур? (Географическая широта).
– Мы знаем, что количество солнечного тепла зависит от широты: чем ниже широта, тем тепла больше и наоборот (Слайд 11).
– Используя карту атласа, сопоставьте средние летние и зимние температуры в субэкваториальном и тропическом климатических поясах. Определите средние температуры лета и зимы в субэкваториальном поясе (Средние температуры лета + 24о С и средние температуры зимы + 24о С).
Определите средние температуры лета и зимы в тропическом поясе (средние температуры лета + 24о С, + 32о С и средние температуры зимы + 16о С).
– Почему в тропическом поясе средние температуры лета выше, чем в субэкваториальном? (большое количество тепла в субэкваториальном поясе расходуется на испарение влаги, которую приносят экваториальные воздушные массы летом).
– Используя карту атласа, проследите, как изменяются средние температуры лета на параллели 30о-32о ю. ш. с запада на восток (на западе и в центральных районах + 24о С, на востоке + 16оС) (Слайд 11).
– Почему в пределах одной широты изменяются температурные показатели? Обратите внимание на физическую карту (На востоке – горы, а в горных районах температура ниже, чем на окружающей местности) (Слайд 11).
– Какие климатообразующие факторы влияют на распределение температур по территорииматерика? (Вывод. На распределение температур по территории материка оказывают влияние: географическая широта и рельеф).
4. Характеристика климатических поясов и областей (работа с климатическими диаграммами, беседа)
По характеристике определить, о каком климатическом поясе идёт речь. Определить, какая климатическая диаграмма характерна для этого типа климата (слайд 12)
– В этом климатическом поясе воздушные массы меняются по сезонам года. Летом господствуют экваториальные воздушные массы, которые приносят обильные осадки. Зимой господствует сухой тропический воздух, поэтому осадков выпадает мало. О каком климатическом поясе идёт речь? Какая климатическая диаграмма характерна для этого типа климата? (Субэкваториальный; «Б»).
– В этом климатическом поясе весь год господствует тропическая воздушная масса. Средняя температура лета + 24о С, + 28о С, дневная достигает + 40о С и выше. Количество осадков около 250 мм в год. О каком климатическом поясе идёт речь? (Тропический).
– В этом климатическом поясе в течение года господствует тропическая воздушная масса и юго – восточные пассаты. Количество осадков около 950 мм в год. Средняя температура лета + 16о С, + 20о С. О каком климатическом поясе идёт речь? (Тропический).
– Почему при разных характеристиках климата ответы одинаковые? (В тропическом поясе две климатические области: тропический пустынный климат и тропический влажный.)
– Определите, какая климатическая диаграмма соответствует тропическому пустынному климату? (Тропический пустынный – «А»).
– О каком типе климата мы ещё не говорили? (о субтропическом).
– Используя карту, назовите области субтропического климатического пояса (Субтропический средиземноморский, субтропический влажный, субтропический континентальный).
– Определите, к какой климатической области
относится эта характеристика:
В этой области летом господствует
тропическая воздушная масса, а зимой умеренная.
Зима – влажный сезон года. Лето – сухой сезон.
Средняя температура зимы + 8о С, + 10о
С, лета + 240 С (Субтропический средиземноморский
– «Г»).
– Определите, к какой климатической области
относится эта характеристика:
Климат этой территории отличается равномерным
увлажнением в течение всего года, так как
летом приходят тропические воздушные массы
морского сектора, а зимой господствуют умеренные
морские воздушные массы. Средняя температура
лета + 16о С, + 18о С; зимы – + 8о
С, + 10о С (Субтропический влажный – «В»).
– Определите, к какой климатической области
относится эта характеристика:
В этой области в течение всего года выпадает
малое количество осадков, около 250 мм в год.
Наблюдаются резкие годовые и суточные колебания
температур. Воздушные массы сменяются по сезонам
года. Зимой господствуют умеренные воздушные
массы, а летом тропические (субтропический
континентальный – «Д»).
Вывод: Климат Австралии отмечается необыкновенной сухостью. Чем это объясняется?
- Географическим положением (большая часть Австралии лежит в тропическом климатическом поясе).
- Большая протяжённость с запада на восток.
- Закрытость центральных и западных районов Австралии Большим Водораздельным хребтом на востоке от влияния Тихого океана.
III. Закрепление изученного материала.
А) (тестовое задание в виде «Мозгового штурма») (слайд 13).
Ученикам необходимо определить верность утверждений. Если утверждение верное, то напротив этого номера ставят знак «+», если с утверждением не согласны, ставят знак «–».
- Годовое количество осадков – это элемент климата (+).
- Восточная часть материка получает большое количество осадков (+).
- В Австралии преобладают экваториальный, субэкваториальный и тропический климатические пояса (–).
- В тропическом поясе зимой господствуют экваториальные воздушные массы (–).
- На распределение осадков по территории материка оказывают влияние пояса атмосферного давления, рельеф, океанические течения, постоянные ветры (+).
- В субэкваториальном климатическом поясе осадки выпадают равномерно в течение года (–).
- Австралия – это самый сухой материк (+).
Б) (задание повышенной трудности)
1. Объясните, почему в субтропическом поясе на юге Африки две климатические области, а на юге Австралии – три? (большая протяжённость с запада на восток) (Слайд 14).
Рефлексия: Ребята выражают своё мнение об уроке фигурками и приклеивают их после урока на плакат. (Слайд 15).
IV. Домашнее задание (слайд 16)
Задания для обязательного выполнения:
А) Прочитать параграф 36. Ответить на вопросы в конце параграфа.
Б) Используя климатические диаграммы, определить: средние температуры января и июля, годовую амплитуду температур, годовое количество осадков, режим выпадения осадков.
В) (задание повышенной трудности) Используя климатические диаграммы, определить тип климата по каждой диаграмме, и указать, для каких частей материка он типичен.
Дополнительное задание повышенной трудности:
Южнее Австралии расположен о. Тасмания. Этот остров находится в умеренном климатическом поясе. Используя карты атласа и дополнительную литературу, постройте климатическую диаграмму для этого острова.
V. Подведение итогов урока и выставление оценок за работу на уроке (слайд 17).
Список литературы
- Коринская, В. А. География материков и океанов. 7 класс / В. А. Коринская, И. В. Душина, В. А. Щенёв. – М.: Дрофа, 2008. – 320 с.
- Никитина, Н. А. Поурочные разработки по географии. 7 класс / Н. А. Никитина. – М.: ВАКО, 2005. – 288 с.