Климат Австралии

Разделы: География, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цель: сформировать знания об особенностях климата Австралии.

Задачи:

  • Повторить понятия: климат, климатообразующие факторы, элементы климата.
  • Объяснить причины различия в климате отдельных территорий материка.
  • Продолжить формирование общих понятий о климатических поясах: субэкваториальном, тропическом, субтропическом.
  • Совершенствовать умение работать с климатическими картами и климатограммами, анализировать их.

Оборудование: атлас, учебник,  карточки для закрепления изученного материала «Мозговой
штурм»,  мультимедийный проектор, презентация «Климат Австралии».

Тип урока: изучение нового материала.

Технологии: проблемное обучение.

Методы: объяснительно-иллюстративный, проблемное изложение, частично-поисковый.

Внутрипредметные связи: тема «Атмосфера», 6 класс.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Изучение нового материала

Актуализация знаний

Африку называют самым жарким материком, Южную Америку – самым влажным, а Австралию – самым сухим материком на планете (слайд 2).
Сегодня на уроке мы изучаем климат Австралии, и в ходе урока должны выяснить причины необыкновенной сухости Австралии (слайд 3).

1. Климат и климатообразующие факторы (беседа, работа с тетрадью и картами атласа)

– Что называют климатом? Дайте определение понятию. (Климат – это многолетний режим погоды, характерный для какой – либо местности).

– Что влияет на формирование климата? (Климатообразующие факторы).

Задание на слайде  4: из предложенного списка выберите климатообразующие факторы и поместите их в соответствующую графу таблицы.

Климатообразующие факторы Элементы климата
1) Географическая широта.
2) Угол падения солнечных лучей.
3) Океанические течения.
4) Пояса атмосферного давления.
5) Высота поверхности над уровнем моря.
1) Средняя температура января и июля.
2) Постоянные и переменные ветры.
3) Годовое количество осадков.
4) Режим осадков по сезонам года.

– К чему относят оставшиеся в списке фразы? (Элементы климата).

– Как называются карты, на которых отражены элементы климата? (Климатические).

– Сколько элементов климата отражено на климатической карте? (3 элемента: среднегодовое количество осадков, температура воздуха, преобладающее направление ветра) (слайд 5).

(Необходимо ещё раз обратить внимание учащихся на то, что в южном полушарии летними месяцами являются декабрь – февраль, а зимними – июнь – август).

– По климатической карте определите, в каких климатических поясах расположена Австралия? (В субэкваториальном, тропическом и субтропическом) (слайд  6).

– Посмотрите на рисунок слайда  7. С какой частью Африки сходно географическое положение Австралии? Какие выводы можно сделать из этого? (Австралия расположена в тех же широтах, что и Южная Африка, поэтому здесь будут сходные климатические условия)

– Какой климат в Австралии? (Преобладает жаркий сухой климат).

– Чем это можно доказать? Опускаются ли средние  температуры января и июля ниже 0о С? (Нет).

– Какое количество осадков получает большая часть Австралии? (Недостаточное количество осадков).

2. Распределение осадков по территории Австралии (беседа, работа с картами атласа, проблемное изложение)

– Используя карту, скажите, равномерно ли распределены осадки по территории материка? (нет).

– В какой части материка осадков выпадает много и почему? (В северной части, т. к. это субэкваториальный климатический пояс, где летом южного полушария господствуют экваториальные воздушные массы. По своим свойствам они тёплые и влажные и приносят 1000 – 2000 мм осадков в год).

– Где ещё выпадает много осадков? (Восточная окраина материка).

– В каких климатических поясах располагается восточная окраина материка? (Субэкваториальный, тропический и субтропический).

Но в тропическом поясе в течение всего года господствуют тропические воздушные массы, преобладает область высокого давления и осадков выпадает 1000 мм и менее. Почему в пределах тропического пояса Австралии восточная часть получает 1000-2000 мм осадков, а западная и центральная – 100-150 мм в год?

Внимательно посмотрите на физическую карту Австралии (слайд 8). На востоке материка располагается Большой Водораздельный хребет. Преобладающие в южном полушарии  юго-восточные пассаты несут с Тихого океана влагу, и она оседает на восточных склонах гор. Т. к. с поднятием в верхние слои атмосферы температура воздуха понижается, воздушные массы становятся насыщенными, и выпадает много осадков. Перевалив через горную систему, воздушные массы в центральные и западные части материка осадков несут очень мало.

– Что ещё   способствует выпадению большого количества осадков на востоке материка? (Насыщение воздуха влагой усиливается под влиянием тёплого течения – Восточно- Австралийского).

– Где ещё выпадает много осадков и почему? (На юго-западе и юго-востоке).

– Определите, в каком климатическом поясе располагаются эти области? (В субтропическом).

– Когда выпадают осадки в субтропическом поясе? (Зимний  сезон южного полушария).

– Почему в центральной части субтропического пояса осадков выпадает 100-500 мм вгод? (Из-за большой протяжённости в субтропическом поясе центральная часть получает мало осадков, а также из – за очертания береговой линии).

– Какие климатообразующие факторы влияют на распределение осадков по территорииматерика? (Вывод: на распределение осадков по территории материка оказывают влиянии:   пояса атмосферного давления, рельеф, протяженность материка с запада на восток, океанические течения, постоянные ветры) (Слайд  9).

Из-за неравномерности выпадения осадков материк можно разделить на «сухую» и «влажную» Австралию (слайд  10).

3. Температурный режим (эвристическая беседа, работа с картами атласа)

– Какие из климатообразующих факторов в большей мере будут влиять на распределение температур? (Географическая широта).

– Мы знаем, что количество солнечного тепла зависит от широты: чем ниже широта, тем тепла больше и наоборот (Слайд  11).

– Используя карту атласа, сопоставьте средние летние и зимние температуры в субэкваториальном и тропическом климатических поясах. Определите средние температуры лета и зимы в субэкваториальном поясе (Средние температуры лета + 24о С и средние температуры зимы + 24о С).

Определите средние температуры лета и зимы в тропическом  поясе (средние температуры лета + 24о С, + 32о С и средние температуры зимы + 16о С).

– Почему  в тропическом поясе средние температуры лета выше, чем в субэкваториальном? (большое количество тепла в субэкваториальном поясе расходуется на испарение влаги, которую  приносят экваториальные воздушные массы летом).

– Используя карту атласа, проследите, как изменяются средние температуры лета на параллели 30о-32о ю. ш. с запада на восток (на западе и в центральных районах + 24о С, на востоке + 16оС) (Слайд  11).

– Почему в пределах одной широты изменяются температурные показатели? Обратите внимание на физическую карту (На востоке – горы, а в горных районах температура ниже, чем на окружающей местности) (Слайд  11).

– Какие климатообразующие факторы влияют на распределение температур  по территорииматерика? (Вывод.  На распределение температур по территории материка  оказывают влияние: географическая широта и рельеф).

4. Характеристика климатических поясов  и областей (работа с климатическими диаграммами, беседа)

По характеристике определить, о каком климатическом поясе идёт речь.  Определить, какая климатическая диаграмма характерна для этого типа климата (слайд  12)

– В этом климатическом поясе воздушные массы меняются по сезонам года. Летом господствуют экваториальные воздушные массы, которые приносят обильные осадки. Зимой господствует сухой тропический воздух, поэтому осадков выпадает мало. О каком климатическом поясе идёт речь? Какая климатическая диаграмма характерна для этого типа климата? (Субэкваториальный; «Б»).

– В этом климатическом поясе весь год господствует тропическая воздушная масса. Средняя температура лета + 24о С, + 28о С, дневная достигает + 40о С и выше. Количество осадков около 250 мм в год. О каком климатическом поясе идёт речь?  (Тропический).

– В этом климатическом поясе в течение года господствует тропическая воздушная масса и юго – восточные пассаты. Количество осадков около 950 мм в год. Средняя температура лета + 16о С, + 20о С. О каком климатическом поясе идёт речь? (Тропический).

– Почему при разных характеристиках климата ответы одинаковые? (В тропическом поясе две климатические области: тропический пустынный климат и тропический влажный.)

– Определите, какая  климатическая диаграмма соответствует тропическому пустынному климату? (Тропический пустынный – «А»).

– О каком типе климата мы ещё не говорили? (о субтропическом).

– Используя карту, назовите области субтропического климатического пояса (Субтропический средиземноморский, субтропический влажный, субтропический  континентальный).

– Определите, к какой климатической области относится эта характеристика:
В этой  области летом господствует тропическая воздушная масса, а зимой умеренная. Зима – влажный сезон года. Лето – сухой сезон. Средняя температура зимы + 8о С, +  10о С, лета + 240 С (Субтропический средиземноморский – «Г»).

– Определите, к какой климатической области относится эта характеристика:
Климат этой территории отличается равномерным увлажнением в течение всего года,  так как летом приходят тропические воздушные массы морского сектора, а зимой господствуют умеренные морские воздушные массы. Средняя температура лета  + 16о С, + 18о С; зимы –  + 8о С, + 10о С (Субтропический влажный – «В»).

– Определите, к какой климатической области относится эта характеристика:
В этой области в течение всего года выпадает малое количество осадков, около 250 мм в год. Наблюдаются резкие годовые и суточные колебания температур. Воздушные массы сменяются по сезонам года. Зимой господствуют умеренные  воздушные массы, а летом тропические (субтропический континентальный – «Д»).

Вывод: Климат Австралии отмечается необыкновенной сухостью. Чем это объясняется?

  • Географическим положением (большая часть Австралии лежит в тропическом климатическом поясе).
  • Большая протяжённость с запада на восток.
  • Закрытость центральных и западных районов Австралии Большим Водораздельным хребтом на востоке от влияния Тихого океана.

III. Закрепление изученного материала.

А) (тестовое задание в виде «Мозгового штурма») (слайд  13).

Ученикам необходимо определить верность утверждений. Если утверждение верное, то напротив этого номера ставят знак «+», если с утверждением не согласны, ставят знак «–».  

  • Годовое количество осадков – это элемент климата (+).
  • Восточная часть материка получает большое количество осадков (+).
  • В Австралии преобладают экваториальный, субэкваториальный и тропический климатические пояса (–).
  • В тропическом поясе зимой господствуют экваториальные воздушные массы (–).
  • На распределение осадков по территории материка оказывают влияние пояса атмосферного давления, рельеф, океанические течения, постоянные ветры (+).
  • В субэкваториальном климатическом поясе осадки выпадают равномерно в течение года (–).
  • Австралия – это самый сухой материк (+).

Б) (задание повышенной трудности)

1. Объясните, почему в субтропическом поясе на юге Африки две климатические области, а на юге Австралии – три? (большая протяжённость с запада на восток) (Слайд  14).

Рефлексия: Ребята выражают своё мнение об уроке фигурками и приклеивают их после урока на плакат. (Слайд  15).

IV. Домашнее задание (слайд 16)

Задания для обязательного выполнения:

А) Прочитать параграф 36. Ответить на вопросы в конце параграфа.

Б) Используя  климатические диаграммы, определить: средние температуры января и июля, годовую амплитуду температур, годовое количество осадков, режим выпадения осадков.

В) (задание повышенной трудности) Используя климатические диаграммы, определить тип климата по каждой диаграмме, и указать, для каких  частей материка он типичен.

Дополнительное задание повышенной трудности:

Южнее Австралии расположен о. Тасмания. Этот остров находится в умеренном климатическом поясе. Используя карты атласа и дополнительную литературу, постройте климатическую диаграмму для этого острова.

V. Подведение итогов урока и выставление оценок за работу на уроке (слайд  17).

Список литературы

  1. Коринская, В. А. География материков и океанов. 7 класс / В. А. Коринская, И. В. Душина, В. А. Щенёв. – М.: Дрофа, 2008. – 320 с.
  2. Никитина, Н. А. Поурочные разработки по географии. 7 класс / Н. А. Никитина. – М.: ВАКО, 2005. – 288 с.