Цели: показать целостность художественного образа его общую природу в разных видах искусства и обратить внимание детей на специфику его выражения языком поэзии, музыки и живописи.
Задачи урока:
- показать что и музыкальные, и литературные (стихотворения), и живописные произведения И.И.Левитана "Весна. Большая вода", "Март", А.К.Саврасова "Грачи прилетели" могут создавать образ, выражать настроение;
- при анализе стихотворения Ф.И.Тютчева "Зима недаром злится" обратить внимание детей на важную роль олицетворения и сравнения для создания поэтического образа и передачи настроения;
- показать что такие тропы, как олицетворение, метафора и эпитет, помогают поэту создать великолепный образ молодой весны.
Оборудование: презентация, компьютер, мультимедиа - проектор
Грамзапись с произведениями П.И.Чайковского "Времена года": "Март", "Апрель";
Репродукции картин И.И.Левитана "Весна. Большая вода", "Март", А.К.Саврасова "Грачи прилетели"; словарь настроений.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Введение в тему урока.
Звучит музыка из цикла "Времена года" ("Весна") П.И.Чайковского. На её фоне читаю четверостишие:
Сиренью пахнет, небо ясно,
Трава нежна и зелена.
И в сарафане ярко - красном
Шагает по земле :
Дети хором: "Весна!"
Ученики определяют тему урока.
-Что помогло определить тему нового раздела? (Музыка, стихи)
Появляются иллюстрации на доске.
- Чьи это картины?
-У меня к сожалению рассыпались и перепутались карточки с буквами. Попробуйте прочитать.
СЛАЕВВРИАТСАОНВ
Ответ: Саврасов, Левитан.
-Как догадались? (Читали через букву.)
б) Чтение содержания раздела в конце учебника.
- Какие произведения мы будем читать?
Есть ли знакомые авторы? В каком жанре они работают?
-Вспомните, чем стихи отличаются от прозы? (Рифма, ритм, образные слова.)
- А кто может предположить, с какой целью читают стихи?
Чтобы перенестись в весну. Чтобы получить удовольствие, почувствовать настроение. Чтобы узнать что-то новое.
- Каждый человек по - своему видит и оценивает предметы и явления. Если мы узнаем, поймём, как видит и чувствует весну Ф.И.Тютчев, мы с вами станем богаче. Богаче духовно, мы словно проникаем в душу другого человека. А научившись понимать стихи, мы научимся лучше понимать людей.
III. Изучение нового материала.
1. Актуализация знаний.
-Как вы узнаёте весну?
Дети говорят о приметах - пригревает солнце, день прибавляется, становится теплее, тает снег, бегут ручьи, тёплая погода чередуется с метелями, начинает зеленеть трава, появляются листья, расцветают цветы:
- А только ли видно весну? Её ещё слышно. Журчат ручьи, капель, птички щебечут:
-Давайте послушаем голоса весеннего леса. (Прослушивание записи.)
- Откройте учебники на с.110.
- Поэтическим мастерством Тютчева восхищались, перед талантом его преклонялись. И.С.Тургенев писал: ":кто его не чувствует, тем самым доказывает, что он не чувствует поэзии". Фет обращался к нему так: Мой обожаемый поэт:"- и называл его "поклонником вечной красоты". Одно поколение сменяет другое, а его стихи живут и не стареют с течением времени.
2. Первичное чтение стихотворения "Зима недаром злится" учителем.
Установка перед чтением: "Каким настроением проникнуто тютчевское стихотворение о весне?" (Дети пользуются "Словарём настроений. Приложение 1".)
Проверка понимания, работа с текстом.
- О чём рассказал нам автор? (О борьбе Зимы с Весной.)
- Как названа Зима? (Ведьма злая.)
- А весна? (Прекрасное дитя.)
- Кого они тебе напоминают?
- Это рассказ (повествование) или описание? Если рассказ, то главное - это действия.
- Что делает Весна? А Зима?
- На чьей стороне автор? (Поэту симпатична Весна, он радуется Весне и осуждает Зиму за то, что она не уходит.)
- Как называется такой приём? (Олицетворение.)
- Поэт - волшебник. Совершил чудо - времена года превратил в людей, поэтому их имена, как и имена людей, написаны с заглавной буквы. У поэта они ведут себя, как люди. Докажите это их действиями.
Весна | Зима |
стучится | злится |
гонит (Зиму) | хлопочет |
хохочет | ворчит |
шумит | взбесилась |
умылася | пустила |
румяней стала | пустила |
Два рисунка - Весна и Зима. Нарисовали в воображении Зиму и Весну. (Дети пользуются "Приложением 2. Отношению к герою".)
Красивая девушка - это Весна. Она румяная, весёлая, в зелёном платье. За ней летят птицы. Весна хохочет и зовёт с собой птиц, машет им руками.
Злая "ведьма", старая, некрасивая - Зима. Она летит по небу, её белое платье развевается. И там, где она пролетает,- снег, метель. Вот - вот налетит на Весну.
IV. Подведение итога работы по стихотворению.
-Почему мы представляем Весну в образе молодой девушки? (Начинает пробуждаться от зимнего сна природа.)
- А Зиму - в образе старушки? (Зима подходит к концу, жить ей осталось недолго.)
-А как вы относитесь к зиме?
Правильно, ведь и зима была по - своему хороша. Вспомните, у Пушкина: "Мороз и солнце! День чудесный!" Или: ":И вот сама идёт волшебница зима!"
"Всему своё время", - говорят в народе. Так уж в природе устроено, что одно время года сменяет другое, и происходит это постепенно, не в одночасье.
5. Выразительное чтение. Что значит "читать выразительно"? (Соблюдать паузы, выделять голосом "нужные" слова, определять темп чтения:)
- Замечательно справились, думаю, что автору бы понравилось.
V. Физкультминутка.
VI. Продолжение работы над новым материалом.
Работа по стихотворению "Весенние воды"
- Творчество Тютчева - это поэтическая повесть о жизни природы, со всеми оттенками красок и звуков, с грозными стихийными взрывами и умиротворяющей тишиной. Так хорошо ведомы поэту тайны природы! Что ещё можно увидеть, услышать в стихах Тютчева?
Чтение стихотворения про себя, затем вслух.
Вопросы после чтения.
- Какое настроение выразил поэт в этом стихотворении? (Радости, ликования, ожидания тёплых дней.)
- Какие слова создают радостное настроение и у читателя?
"Весна идёт! Весна идёт!" "шумят", "будят", "гласят".
- Какой была природа до появления весенних ручьёв? (Сонной)
- Почему ручьям удалось пробудить природу? (Они шумели, кричали, пели.)
-Как называют себя весенние воды? (Мы молодой весны гонцы.) Кто обычно посылает гонцов?
- Почему поэт сравнивает весенние воды с гонцами? (Потому что они быстрые, как гонцы.)
- Как называется такое, как в этом стихотворении, скрытое сравнение? Ведь поэт не говорит: "Ручьи, как гонцы". Он просто называет их гонцами. (Метафора.)
- А как называется приём, когда неодушевлённое изображается как живое? (Олицетворение.)
- Найдите в тексте олицетворения.
- Найдите слова, которые передают движение весенних вод (явление звукописи.) Какую часть речи использует поэт в этих строках, чтобы передать движение? (Глаголы.)
- Прочитайте строки
Бегут и Будят сонный Брег,
Бегут и Блещут, выделяя звук Б. Вы чувствуете, будто воздух разрывает сомкнутые губы?
- Почему поэт называет майские дни хороводом? (Хороводы водили девушки по праздникам, а майские дни похожи на праздник, потому что радуют людей.)
- Поэт называет хоровод майских дней румяным. Как вам кажется, почему?
- Можно так сказать о дне, когда небо покрыто серыми осенними тучами? А какие эпитеты подходят к такому дню? (Хмурый, сонный, уставший.)
- И Тютчев, и мы с вами создали художественное определение - эпитет.
VI. Подведение итога работы по стихотворению.
- Итак, какая главная тема этого стихотворения? (Ожидание царицы - весны, которая посылает гонцов - весенние ручьи, весенние воды - возвестить о своём скором приходе.)
-Подберите близкие по значению слова к данным словам и выражениям.
*Брег.
*Гласят.
*Молодая весна.
VII. Подведение итога урока.
- Объясните смысл пословицы "Как февраль, ни злись, как ты, март, ни хмурься, а весною пахнет".
- Какие приёмы использует Тютчев для создания поэтического образа и передачи настроения?
Домашнее задание по выбору: (дифференцированное)
1. Выучить наизусть понравившееся стихотворение Ф.И.Тютчева.
2. Подготовить выразительное стихотворение обоих стихотворений.
3. Подготовить выразительное чтение одного понравившегося стихотворения.