Урок литературного чтения. Стихотворения Ф.И. Тютчева о весне "Зима недаром злится", "Весенние воды". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели: показать целостность художественного образа его общую природу в разных видах искусства и обратить внимание детей на специфику его выражения языком поэзии, музыки и живописи.

Задачи урока:

  • показать что и музыкальные, и литературные (стихотворения), и живописные произведения И.И.Левитана "Весна. Большая вода", "Март", А.К.Саврасова "Грачи прилетели" могут создавать образ, выражать настроение;
  • при анализе стихотворения Ф.И.Тютчева "Зима недаром злится" обратить внимание детей на важную роль олицетворения и сравнения для создания поэтического образа и передачи настроения;
  • показать что такие тропы, как олицетворение, метафора и эпитет, помогают поэту создать великолепный образ молодой весны.

Оборудование: презентация, компьютер, мультимедиа - проектор

Грамзапись с произведениями П.И.Чайковского "Времена года": "Март", "Апрель";

Репродукции картин И.И.Левитана "Весна. Большая вода", "Март", А.К.Саврасова "Грачи прилетели"; словарь настроений.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Введение в тему урока.

Звучит музыка из цикла "Времена года" ("Весна") П.И.Чайковского. На её фоне читаю четверостишие:

Сиренью пахнет, небо ясно,
Трава нежна и зелена.
И в сарафане ярко - красном
Шагает по земле :

Дети хором: "Весна!"

Ученики определяют тему урока.

-Что помогло определить тему нового раздела? (Музыка, стихи)

Появляются иллюстрации на доске.

- Чьи это картины?

-У меня к сожалению рассыпались и перепутались карточки с буквами. Попробуйте прочитать.

СЛАЕВВРИАТСАОНВ

Ответ: Саврасов, Левитан.

-Как догадались? (Читали через букву.)

б) Чтение содержания раздела в конце учебника.

- Какие произведения мы будем читать?

Есть ли знакомые авторы? В каком жанре они работают?

-Вспомните, чем стихи отличаются от прозы? (Рифма, ритм, образные слова.)

- А кто может предположить, с какой целью читают стихи?

Чтобы перенестись в весну. Чтобы получить удовольствие, почувствовать настроение. Чтобы узнать что-то новое.

- Каждый человек по - своему видит и оценивает предметы и явления. Если мы узнаем, поймём, как видит и чувствует весну Ф.И.Тютчев, мы с вами станем богаче. Богаче духовно, мы словно проникаем в душу другого человека. А научившись понимать стихи, мы научимся лучше понимать людей.

III. Изучение нового материала.

1. Актуализация знаний.

-Как вы узнаёте весну?

Дети говорят о приметах - пригревает солнце, день прибавляется, становится теплее, тает снег, бегут ручьи, тёплая погода чередуется с метелями, начинает зеленеть трава, появляются листья, расцветают цветы:

- А только ли видно весну? Её ещё слышно. Журчат ручьи, капель, птички щебечут:

-Давайте послушаем голоса весеннего леса. (Прослушивание записи.)

- Откройте учебники на с.110.

- Поэтическим мастерством Тютчева восхищались, перед талантом его преклонялись. И.С.Тургенев писал: ":кто его не чувствует, тем самым доказывает, что он не чувствует поэзии". Фет обращался к нему так: Мой обожаемый поэт:"- и называл его "поклонником вечной красоты". Одно поколение сменяет другое, а его стихи живут и не стареют с течением времени.

2. Первичное чтение стихотворения "Зима недаром злится" учителем.

Установка перед чтением: "Каким настроением проникнуто тютчевское стихотворение о весне?" (Дети пользуются "Словарём настроений. Приложение 1".)

Проверка понимания, работа с текстом.

- О чём рассказал нам автор? (О борьбе Зимы с Весной.)

- Как названа Зима? (Ведьма злая.)

- А весна? (Прекрасное дитя.)

- Кого они тебе напоминают?

- Это рассказ (повествование) или описание? Если рассказ, то главное - это действия.

- Что делает Весна? А Зима?

- На чьей стороне автор? (Поэту симпатична Весна, он радуется Весне и осуждает Зиму за то, что она не уходит.)

- Как называется такой приём? (Олицетворение.)

- Поэт - волшебник. Совершил чудо - времена года превратил в людей, поэтому их имена, как и имена людей, написаны с заглавной буквы. У поэта они ведут себя, как люди. Докажите это их действиями.

Весна Зима
стучится злится
гонит (Зиму) хлопочет
хохочет ворчит
шумит взбесилась
умылася пустила
румяней стала пустила

Два рисунка - Весна и Зима. Нарисовали в воображении Зиму и Весну. (Дети пользуются "Приложением 2. Отношению к герою".)

Красивая девушка - это Весна. Она румяная, весёлая, в зелёном платье. За ней летят птицы. Весна хохочет и зовёт с собой птиц, машет им руками.

Злая "ведьма", старая, некрасивая - Зима. Она летит по небу, её белое платье развевается. И там, где она пролетает,- снег, метель. Вот - вот налетит на Весну.

IV. Подведение итога работы по стихотворению.

-Почему мы представляем Весну в образе молодой девушки? (Начинает пробуждаться от зимнего сна природа.)

- А Зиму - в образе старушки? (Зима подходит к концу, жить ей осталось недолго.)

-А как вы относитесь к зиме?

Правильно, ведь и зима была по - своему хороша. Вспомните, у Пушкина: "Мороз и солнце! День чудесный!" Или: ":И вот сама идёт волшебница зима!"

"Всему своё время", - говорят в народе. Так уж в природе устроено, что одно время года сменяет другое, и происходит это постепенно, не в одночасье.

5. Выразительное чтение. Что значит "читать выразительно"? (Соблюдать паузы, выделять голосом "нужные" слова, определять темп чтения:)

- Замечательно справились, думаю, что автору бы понравилось.

V. Физкультминутка.

VI. Продолжение работы над новым материалом.

Работа по стихотворению "Весенние воды"

- Творчество Тютчева - это поэтическая повесть о жизни природы, со всеми оттенками красок и звуков, с грозными стихийными взрывами и умиротворяющей тишиной. Так хорошо ведомы поэту тайны природы! Что ещё можно увидеть, услышать в стихах Тютчева?

Чтение стихотворения про себя, затем вслух.

Вопросы после чтения.

- Какое настроение выразил поэт в этом стихотворении? (Радости, ликования, ожидания тёплых дней.)

- Какие слова создают радостное настроение и у читателя?

"Весна идёт! Весна идёт!" "шумят", "будят", "гласят".

- Какой была природа до появления весенних ручьёв? (Сонной)

- Почему ручьям удалось пробудить природу? (Они шумели, кричали, пели.)

-Как называют себя весенние воды? (Мы молодой весны гонцы.) Кто обычно посылает гонцов?

- Почему поэт сравнивает весенние воды с гонцами? (Потому что они быстрые, как гонцы.)

- Как называется такое, как в этом стихотворении, скрытое сравнение? Ведь поэт не говорит: "Ручьи, как гонцы". Он просто называет их гонцами. (Метафора.)

- А как называется приём, когда неодушевлённое изображается как живое? (Олицетворение.)

- Найдите в тексте олицетворения.

- Найдите слова, которые передают движение весенних вод (явление звукописи.) Какую часть речи использует поэт в этих строках, чтобы передать движение? (Глаголы.)

- Прочитайте строки

Бегут и Будят сонный Брег,

Бегут и Блещут, выделяя звук Б. Вы чувствуете, будто воздух разрывает сомкнутые губы?

- Почему поэт называет майские дни хороводом? (Хороводы водили девушки по праздникам, а майские дни похожи на праздник, потому что радуют людей.)

- Поэт называет хоровод майских дней румяным. Как вам кажется, почему?

- Можно так сказать о дне, когда небо покрыто серыми осенними тучами? А какие эпитеты подходят к такому дню? (Хмурый, сонный, уставший.)

- И Тютчев, и мы с вами создали художественное определение - эпитет.

VI. Подведение итога работы по стихотворению.

- Итак, какая главная тема этого стихотворения? (Ожидание царицы - весны, которая посылает гонцов - весенние ручьи, весенние воды - возвестить о своём скором приходе.)

-Подберите близкие по значению слова к данным словам и выражениям.

*Брег.

*Гласят.

*Молодая весна.

VII. Подведение итога урока.

- Объясните смысл пословицы "Как февраль, ни злись, как ты, март, ни хмурься, а весною пахнет".

- Какие приёмы использует Тютчев для создания поэтического образа и передачи настроения?

Домашнее задание по выбору: (дифференцированное)

1. Выучить наизусть понравившееся стихотворение Ф.И.Тютчева.

2. Подготовить выразительное стихотворение обоих стихотворений.

3. Подготовить выразительное чтение одного понравившегося стихотворения.