Итоговое занятие по формированию элементарных математических представлений в образовательной области "Познание" по сюжету сказки "Гуси-лебеди" для детей подготовительной к школе группы (6–7 лет)

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель занятия: изучение достижений детей по освоению содержания раздела "Развитие математических представлений" в образовательной области "Познание".

Задачи:

Образовательные:

Проверить знания и практические умения детей по темам:

  • "Свойства и отношения",
  • "Числа и цифры",
  • "Сохранение количества, величины, последовательность действий".

Развивающие:

  • Развивать произвольность психических процессов; сообразительность, внимание, смекалку.
  • Способствовать формированию мыслительных операций.

Воспитательные:

  • Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
  • Воспитывать интерес к математическим занятиям.

Предварительная работа: чтение русской народной сказки "Гуси - лебеди", решение простых арифметических задач.

Оборудование: бумага в клетку, простые карандаши, плакат с изображением сказки, сказочный персонаж - Машенька, корзина с яблоками, на яблоках - неравенства, раздаточный материал - цифры, математические знаки.

Ход занятия

1 этап. Создание проблемно-игровой ситуации. 1 минута. Прием - художественное слово.

Воспитатель:

О чем-то тихонько скрипит половица,
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски...
По комнате ходит сказка.

Я предлагаю вам сегодня отправиться в сказку и попробовать свои силы в преодолении всех испытаний, которые встретятся вам на пути. Согласны? Тогда начнем с разминки.

2 этап (основной): 20-23 мин. Использовались следующие методические приемы: демонстрация на игровом панно, вопросы, создание проблемной ситуации, активизация самостоятельного мышления детей; практические - действия с дидактическим материалом - выкладывание решения задачи, решение неравенств, упражнение "Сложи избушку", графическое упражнение "Нарисуй ключик".

Разминка:

Если стол выше стула, то стул:? Ниже стола.

Если линейка длиннее карандаша, то карандаш:? Короче линейки.

Если сестра старше брата, то брат:? Младше сестры.

Если к задуманному числу прибавить 2, получится 8?

Это число на 1 меньше, чем 10?

Если из этого числа вычесть 2, то получится 6?

Назовите соседей числа 9 слева?

Назовите соседей числа 5?

Какая соседка живет справа от числа 8?

Из каких двух меньших чисел состоит число 7?

Сколько носов у трех котов?

Молодцы!

Воспитатель: "Жили-были муж с женою. Была у них дочка Маша и сынок Иванушка. Поехали родители в среду в город на ярмарку, какой это день по счету (3), обещали вернуться через 3 дня, в какой день недели вернутся родители? Какой это день недели по счету? (6)

А Машеньке наказали за братом смотреть. Но заигралась Маша с подружками во дворе, а в это время прилетели гуси-лебеди и унесли на крыльях Иванушку. Пришла Маша домой, а брата нет. Выбежала в чистое поле -метнулась вдали гусиная стая и пропала за тёмным лесом... Догадалась она, что унесли ее братца гуси - лебеди Бабы Яги. Бросилась Машенька догонять их.

Бежала девочка, бежала, видит - стоит печка (переставляем Машеньку на плакате).

- Печка - матушка, скажи, куда гуси полетели?

Отвечает ей печка: "Реши задачу про мои пирожки, тогда скажу".

Сначала вспомним - из скольких частей состоит задача? (Из 4 - х.) Назовите первую часть? (Условие). Затем идет :(вопрос), потом: (решение), и: (ответ).

Задача: Печка испекла 4 пирожка с повидлом и 4 пирожка с картошкой. Вкусные пирожки были. Как вы думаете, сможем мы решить такую задачу? Почему? А такую? Печка испекла 4 пирожка с повидлом и 4 пирожка с картошкой. Сколько всего пирожков испекла печка?

Какое условие в задаче?

Какой вопрос?

Каким действием нужно решить задачу?

Выложите решение задачи у себя на столе. Один ребенок выкладывает у доски.

Остальные проверяют по доске.

Какой же ответ в нашей задаче?

Молодцы!

Сказала печка, куда гуси- лебеди унесли Иванушку. Побежала Машенька дальше, а на пути - яблонька.

- Яблонька, голубушка! Куда гуси полетели?

Отвечает ей яблонька: "Выполни задания на моих яблочках, скажу". На яблочках - неравенства, раздаю яблочки, после выполнения собираю в корзинку.

Молодцы! Все задания выполнили! Вот только устала Машенька. Устали и мы с вами. Давайте отдохнем!

Физкультминутка:

Белые лебеди,
Лебеди летели (Плавные движения руками с большой амплитудой)
И на воду сели. (Приседаем на корточки, руки отводим назад, за спину)
Сели, полетели. (Встаем, плавно взмах руками)
Лебеди летят,
Крыльями машут, (Плавные движения руками с большой амплитудой)
Прогнулись над водой,
Качают головой. (Наклоны вперед, прогнувшись)
Прямо и гордо умеют держаться,
Очень бесшумно на воду садятся. (Приседания)

Побежала Машенька в ту сторону, куда ей печка сказала, видит на пути молочная речка с кисельными берегами.

- Молочная речечка - кисельные берега! Скажи, куда гуси полетели?

Говорит речка Маше: "Упал в меня камень тяжелый, уберешь его в сторону - скажу".

Воспитатель: Ребята, а камень - то огромный, одной Машеньке его не под силу убрать, поможем ей?

Скажите ребята, как можно убрать такой огромный камень? Я предлагаю разделить его на части.

Какой формы этот камень? (Круг, раскрашенный под камень)

Как мне поделить его на 4 равные части? А на 8?

Что больше - целое или 1\2?

Что меньше - 1\2 или 1\4? 1\4 или 1\8?

"И вот, наконец, вышла Машенька на полянку, да не увидела избушку Бабы Яги. Это Баба - Яга хитрая, заколдовала свой дом так, чтобы Машенька не нашла! Давайте поможем Машеньке увидеть избушку - соберем дом из блоков.

Нужно собрать избушку из блоков, у каждого на столе схема.

Молодцы, помогли Машеньке! Вот только Баба Яга избушку закрыла на секретный замок. Но мы сможем открыть его, если нарисуем волшебный ключ. Ну как, согласны? (Дети берут листочки в клетку и простой карандаш).

Графическое упражнение "Нарисуй ключик"

Поставьте карандаш на точку, а теперь рисуем.

Воспитатель: Молодцы! Вот так ключик нарисовали! Открылся замок секретный. Вошла Машенька в избушку, увидела братца, подхватила на руки и во весь дух домой помчалась.

Прибежала Машенька с Иванушкой домой, а тут и отец с матушкой вернулись с ярмарки. Привезли Машеньке с Иванушкой гостинцев разных. И нашим детям за помощь и старание - подарки.

Вот и сказке конец, а кто слушал - молодец!

3 этап (заключительный) 2 минуты. Методические приемы - поощрение, анализ занятия.

Воспитатель: Ребята, понравилось вам путешествие в сказку? Кому и как мы помогли? Что показалось вам самым интересным? Какое задание оказалось для вас трудным? А какое - легким? Молодцы!