Развитие речи дошкольника через познавательно-исследовательскую деятельность

Разделы: Работа с дошкольниками


В настоящее время исследовательская деятельность рассматривается учеными с позиции структурности, системности, единства сознания и деятельности, деятельности и личности и предстает как своеобразное проявление природного, социального и индивидуального.

Исследовательская деятельность характеризуется как процесс, связанный с избирательной направленностью внимания человека, с побуждением к деятельности, с единством эмоционально-волевых и интеллектуальных процессов, повышающих активность сознания и деятельности человека, с активно-познавательным, эмоционально-познавательным отношением человека к миру, с мотивированным состоянием познавательного характера, со специфическим отношением личности к объекту, вызванным сознанием его личной значимости и эмоциональной привлекательности. Очевидно, что указанные характеристики исследовательской деятельности выделены различными авторами на разных основаниях и связаны с психологическими особенностями развивающейся личности. Однако перечисленные аспекты представлены изолированно друг от друга и не отражают целостного подхода к развитию исследовательской деятельности у старших дошкольников, а с другой стороны, о недостаточной ее разработанности в плане развития личности ребенка".

Развитие ребёнка дошкольного возраста во многом зависит от разнообразия видов деятельности. Это игровая и продуктивная деятельность, восприятие художественной литературы. Имеет смысл культивировать в детском саду исследовательскую деятельность, имеющую основу в спонтанном экспериментировании, поисковой активности ребёнка. Конечно, ребёнок познает мир в процессе своей деятельности, но именно в исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность.

Критерием успешного продвижения ребёнка является комплекс показателей исследовательской деятельности к концу дошкольного возраста. Ребенок:

  • Проявляет интерес к предметам и явлениям, лежащим за пределами конкретной ситуации, задает вопросы: "зачем?", "почему?", "как?";
  • Обнаруживает стремление объяснить связь фактов, используя рассуждения ("потому что..");
  • Стремится к упорядочиванию, систематизации конкретных материалов, вещей (коллекции);
  • Проявляет интерес к символическим "языкам": пытается самостоятельно "читать" схемы, карты, чертежи и делать что-то по ним (лепить, конструировать);
  • Самостоятельно составляет схемы, карты, пиктограммы;
  • Записывает истории, наблюдения (осваивает письмо как средство систематизации и коммуникации).

Существуют следующие доступные и интересные дошкольникам типы исследований:

  1. Опыты (экспериментирование).
  2. Коллекционирование (классификационная работа).
  3. Путешествие по карте.
  4. Путешествие по "реке времени".

Первые два типа уже присутствуют в свободной деятельности старшего дошкольника. В процессе наблюдений за деятельностью детей, видно, с каким азартом ребёнок разбирает механические устройства. Чтобы посмотреть, как они действуют, или манипулирует различными предметами с целью вызвать какой-либо эффект. Также ребёнок может увлекаться сбором простых коллекций, сортировкой включенных в них предметов (камней, марок, вкладышей и т.д.).

Исследования-путешествия инициируются взрослыми, но принимаются ребёнком, поскольку воображаемый план роднится с сюжетно-ролевой игрой. Используя эти типы исследований создаются благоприятные условия для реализации соответствующих развивающих задач:

  1. Освоение причинно-следственных связей и отношений - опыты.
  2. Освоение родовых отношений - коллекционирование (классификация).
  3. Освоение пространственных схем и отношений - путешествие по карте (представление о пространстве мира).
  4. Освоение временных отношений - путешествие по "реке времени" (представление об историческом времени - от прошлого к настоящему).

Для опытов и классификационной работы имеет смысл обратиться к событиям, реально происходящим в природе, в социальной жизни, или специально смоделированном пространстве (например, внесении магнита, коллекции минералов и другое).

Проведение с детьми опытов с предметами, было начато с привлечения внимания детей, "интригующим" материалом (все это происходило в ситуации свободного, непринужденного размещения воспитанников вокруг предмета исследования). Детям предоставлялась возможность свободно поэкспериментировать самим. Обсудив полученный эффект с детьми, несколько раз меняли условия опыта и видели, что из этого получается. Результатом таких экспериментов было формирование каких-либо причинно-следственных связей.

В результате усвоения детьми причинно-следственных связей обогащался словарный запас детей, улучшался грамматический строй речи (образование прилагательных от существительных, образование множественного числа существительных). Развитие получил такой вид связной речи, как описательный рассказ.

Цель исследовательской деятельности - коллекционирования (классификация) заключался в поиске оснований для группировки, систематизации какого-либо множества однородных объектов (растений, животных, минералов).

В зависимости от темы это могли быть реальные предметы, например образцы минералов, или вырезки-картинки (изображения животных, транспорта и т.д.). Во время проведения опыта с помощью вопросов определяли сходство и различия между объектами, возможность мыслить, доказывать свои суждения.

При ознакомлении с однородными предметами упражняли детей правильно и логично излагать свои мысли, согласовывать существительные с прилагательными.

Для типа исследования "путешествие по карте" в качестве материала нужны глобус и большая физическая карта полушарий, которые служат наглядно-графическими заместителями целостного "пространства мира".

Они естественным образом входят в его жизнь через средства массовой коммуникации и познавательную литературу. Начиная воображаемое путешествие с детьми, обсуждаем и выбираем пункт назначения (отправляться ли на этот раз в Австралию, на родину кенгуру, или на реку Лимпопо, по следам доктора Айболита и т.п.), подходящий для путешествия вид транспорта, намечаем маршрут, выбираем возможные пути на глобусе, "прокладываем" его цветным маркером по карте, высказываем предположения о том, что может встретиться в пути.

В основном вся организация экспериментальной деятельности детей планировалась в свободное от занятий время при организации совместной работы воспитателя с детьми. Также имело место введение её в тематику познавательных занятий по программе "Детство".

В каждом виде исследовательской деятельности предусматривалось решение речевых задач: подбор определений к различным словам, упражнения в подборе слов, разгадывание загадок. Развивалась диалогическая и монологическая речь. Детей учили правильно строить свои высказывания в соответствии с услышанным и увиденным.

Путешествие по "реке времени" планировалось с самого доступного для дошкольников обсуждения: "В каких жилищах мы живём сейчас и в каких люди жили раньше". Там, где это было возможно, рассказ воспитателя подкреплялся не только иллюстрациями, но и реальными старинными предметами обихода, которые можно исследовать, апробировать их в действии (удобно ли было пользоваться для письма гусиным пером, перьевой ручкой и чернильницей и т.д.).

Наглядным примером исследования старинных вещей и применения их в жизненных ситуациях может служить игра "История вещей". Обсуждался с детьми тот факт, что развитие человека не "стоит" на месте, он совершенствует свои знания и умения, создает новые вещи, идет в ногу со временем. В рассуждении использовались провокационные вопросы ("Зачем человеку ещё что-то изобретать?" и т.п.). Тем самым развивалась мыслительная деятельность, плановая деятельность, умение улавливать причинно-следственные связи.

И уголок опытов, и классификационные таблицы, и карта, и "река времени" могут дополняться детьми по собственной инициативе (кто-то принесет подходящие картинки, кто-то интересную старинную вещь и т.п.). Для классификационных таблиц, карты полушарий и панно "река времени" следует найти постоянное место на стенах группового помещения, чтобы вне занятий у детей был свободный доступ к ним (рассмотреть, "поработать"). При этом они должны быть мобильны: на очередном занятии надо иметь возможность снять их со стены, расположить их на полу, большом столе, для дальнейших "исследований". Исследовательская деятельность, как стержневая, может быть "обрамлена" другими видами деятельности. Возможны следующие сочетания:

  1. Чтение небольшого художественного произведения, водящего в конкретную тему - затем собственно исследовательская деятельность.
  2. Исследовательская деятельность - затем продуктивная деятельность, продолжающая тему.
  3. Исследовательская деятельность - затем сюжетно-ролевая игра.

В разные моменты совместной деятельности с детьми партнерская позиция проявляется особым образом. Прежде всего, это приглашение к деятельности - необязательной, непринужденной: "Ребята, давайте сегодня: Кто хочет:.. - устраивайтесь поудобнее. Кто хочет - присоединяйтесь:.". В процессе деятельности допускается "рабочий гул", разрешено и поощряется общение с соседями, свободное размещение и перемещение.

Особым образом строится и заключительный этап деятельности. Прежде всего, его характеризует "открытый конец": каждый ребёнок работает в своем темпе и решает сам, закончил он исследование или нет. Оценка действий может быть дана лишь косвенно (сопоставление результата с целью ребёнка: что хотел сделать - что получилось).