Цель: педагогическое и психологическое просвещение родителей; активизация в межличностном взаимодействии участников, как родителей, так и детей; распространение опыта семейного воспитания; сплочение детско-родительского коллектива.
Содержание:
(Заседание Родительского клуба проводится в музыкальном зале детского сада)
Приход родителей сопровождается музыкальным сопровождением.
1. Представление ведущих
- Сообщение темы встречи
- Обсуждение групповых правил:
- Право на собственное мнение
- Регламент высказывания
- Конфиденциальность
- Добровольное участие
- Высказывание по одному
- Правило "Здесь и сейчас"
2. Упражнение "Приветствие" (для родителей).
Участникам предлагается встать в круг. Каждый придумывает свое движение, которым он будет приветствовать группу.
По сигналу ведущего участники образуют пары и здороваются друг с другом своим способом. Затем они меняются парами и здороваются тем способом, которое предложил его коллега в предыдущей паре.
3. Мини-лекция "Способы научения ребенка конструктивному общению" (для родителей).
Ребенок в 2-3 года еще слишком мал для того, чтобы воспринимать и использовать на практике теоретические назидания взрослых, но все же есть способ воспитания у ребенка культуры общения. Это игра.
В играх можно научить ребенка многому, можно даже сказать, всему. Ведь именно через игру малыш познает окружающий мир и происходящие в нем явления и процессы.
Игра, без преувеличения, средство социализации ребенка. Как же в игре научить ребенка общаться со сверстниками, с другими окружающими его людьми?
Один из способов - это разыгрывание сложных ситуаций с игрушками. Один медвежонок ударил другого, кукла отняла у зайчика игрушку и т.д.
Разыгрывайте те ситуации, которые чаще всего вызывают различные негативные эмоции, действия у вашего ребенка. Сначала берите на себя все роли, пусть это будет спектакль, за которым ребенок будет просто наблюдать. Затем предложите ему самому стать активным участником действия. Но осторожно! Не заглушайте инициативу ребенка излишней требовательностью и назидательностью. Понаблюдайте за поведением ребенка, за тем, как он играет роль, а затем, в следующий раз, взяв роль на себя, больше внимания уделите тем моментам, где ребенок ошибался, не смог усвоить каких-то правил.
Еще один замечательный прием - предоставить детям возможность научить игрушки правильно себя вести. Пусть ребенок подскажет двум котикам, как быть, если игрушка одна, а поиграть хотят оба. Расскажите собачкам, можно ли кусать друг друга, и т.д. Малыш в этой ситуации чувствует себя взрослым, авторитетным, компетентным. Повышается его самооценка, лучше усваиваются нормы и правила поведения. Этот прием более эффективен, если перед этим в играх-драматизациях вы продемонстрируете ребенку правила взаимодействия с окружающими.
Большой знаток детской игры Б. Эльконин утверждал, что дети до 3-х лет играют рядом, но не вместе. Для того чтобы наши детки действовали со сверстниками без конфликтов, надо научить их видеть и чувствовать своих близких окружающих людей.
И для этого тоже есть замечательные игры, позволяющие малышу идентифицировать себя со сверстниками. Это игры, где дети выполняют вместе одинаковые движения. Например, прыгают, как зайчики, "летают", как самолеты, "клюют" зернышки, как воробьи, и т.д.
Все выше перечисленные приемы просты и доступны любому родителю.
Самое важно для нас, как для родителей, это иметь желание и терпение в общении со своими детьми, умение играть в совместные игры. И если это у нас получится, то наши детки будут понимать нас, им легко будет взаимодействовать со сверстниками, а самое главное, это поможет им в будущем войти в огромный социальный мир безболезненно.
/Родителям предлагается зайти в группу и пригласить своих детей для совместных игр/.
4. Приветствие /с участниками встречи/.
Звучит музыкальное сопровождение для вхождения родителей и детей за руку. Участники встают в центре зала в круг.
Психолог. Здравствуйте, дорогие наши малыши, здравствуйте, мамы и папы. Мы очень рады вас видеть у нас в гостях. В этом зале мы все вместе будем играть, танцевать, песни петь - будем веселиться!
Муз. руководитель. Музыка звучит для вас, поиграем мы сейчас!
Но, прежде чем играть, нам всем нужно поздороваться. А здороваться мы будем особенным способом. Хотите мы вас научим? Смотрите и повторяйте.
5. Игра "Дай ладошечку"
Психолог, муз. руководитель.
Дай ладошечку, моя крошечка.
/дети подают ладошки/
Я поглажу тебя по ладошечке.
/поглаживают детей по ладошкам/
Родитель
На ладошечку, моя крошечка.
/родитель подает ладошку/
Ты погладь меня по ладошечке.
/ ребенок поглаживает родителя по ладошке/
Повторяется несколько раз.
Муз. руководитель. Дружно солнышку помашем,
"Здравствуй, солнышко!" - мы скажем,
Поиграть мы все пришли,
И родных мы привели!
Психолог.
Здесь у Вани мама? - Здесь!
Здесь у Ромы папа? - Здесь!
У Алины, у Данила и у Насти мамы здесь? /перечисляются все присутствующие дети/.
Муз. руководитель.
Сколько деток здесь у нас,
Угадайте нас сейчас!
6. Игра "Кто позвал?"
Дети с родителями становятся в шеренгу друг против друга. Родителям завязывают глаза. Каждому из детей предлагается позвать свою маму, произнеся слово "мама". Мама должна угадать голос своего ребенка и позвать его - "Ваня иди ко мне". Игра заканчивается тогда, когда все дети подойдут к своим родителям.
Муз. руководитель.
Поиграли? Отдохнем!
И свои места займем:/дети садятся на стульчики вместе с родителями/.
Психолог.
Сели рядом с мамочкой
Девочки и мальчики,
Покажите нам скорей,
Где же ваши пальчики?
Поиграем, поиграем -
Пальчики мы называем!
7. Пальчиковое упражнение "Моя семья".
/Мамы помогают ребенку показывать и "поименно" называть пальчики/
Муз. руководитель. / с показом действий/
Этот пальчик - Дедушка,
Этот пальчик - Бабушка,
Этот пальчик - Папочка,
Этот пальчик - Мамочка,
Ну, а тот пальчик - я!
Вот и вся моя семья!
Психолог.
А сейчас, а сейчас,
Пальчики пустились в пляс!
8. Пляска-игра "Ладушки-ладошки".
Психолог.
Ой! Играли и плясали,
А куда же убежали?
Нужно всем на ножки встать,
Пальчики пойдем искать!
9. Игра "Где же, где же наши ручки?"
(выполняют действия по тексту в паре с родителем).
Муз. руководитель.
Хорошо как! Все нашлись,
С мамой, папой дружно обнялись!
Муз. руководитель (обращает внимание на зайчика, который закрыт платком.) Все друг друга нашли. Ой, смотрите, а кто здесь? Может это чей-то ребенок? Давайте проверим.
10. Игра-песня "Раз, два, три".
(находят зайчика).
11. Песня "Зайка"
Под музыкальное сопровождение выполняют соответствующие движения по тексту песни (по отношению к родителю).
Психолог. Ребята, а давайте мы тоже в зайчиков превратимся. Закрывайте глазки. Хлопну в ладоши - и вы уже зайчата.
Игра "Зайчата"
Подходите зайчики к своим милым мамам и папам, вместе поиграем.
/психолог и муз. руководитель демонстрируют движения, дети и родители повторяют/.
Как у наших зайчиков мягонькие лапочки.
/родители гладят детям ручки/
Как у наших зайчат ушки длинные торчат.
/родители гладят детей по голове и по ушкам/
Как у наших зайчиков ласковые мамочки.
/дети и родители обнимают друг друга/
Как у наших зайчат глазки весело блестят.
/родители и дети берутся за руки и улыбаются друг другу/.
Учебно-игровое упражнение "Озорные зайчата"
Психолог. Посмотрите, сколько веселых, разноцветных кубиков мы вам принесли.
/в центре зала ставится корзина с кубиками. Дети садятся вокруг нее, а родители выстраиваются вокруг детей на расстоянии 1 - 1.5 м./
Посмотрите, как весело они выпрыгивают из корзины.
/дети начинают выкидывать кубики из корзины, а родители пытаются их вновь собрать. После сигнала психолога родители прекращают собирать кубики, и корзина пустеет, игра сопровождается двумя-тремя повторами речитатива/.
Дети с психологом
Веселятся зайки, зайки - побегайки.
В кубики играют, далеко кидают.
Родители с муз. руководителем.
Прекращайте, зайки, кубики кидать.
Лучше помогайте нам их собирать.
Релаксация "Помирились"
Психолог. Ой, ребятки, что мы натворили. Мамы и папы на нас обиделись. Кубики разбежались. Давайте их сложим в корзину.
/все вместе убирают кубики, затем дети и родители садятся парами друг напротив друга/.
Давайте-ка, ребятки, с мамами и папами мириться.
/психолог и муз. руководитель демонстрируют движения, дети и родители повторяют/.
Мы немного поиграли.
/дети и родители хлопают в ладоши/
И игрушки разбросали.
/дети и родители берутся за щеки и качают головой/
Но теперь мы все убрали.
/дети и родители соединяют разведенные в стороны руки,
Вновь послушными мы стали.
Маму скорей обними, ласковое слово скажи.
/дети и родители обнимаются, говорят друг другу ласковые слова/.
Учебно-игровое упражнение "Научились мы ходить"
Психолог.
А теперь скорей вставайте!
Маму, папу с собой поднимайте.
Будем в паре мы дружить,
Вперед и назад учиться ходить.
/Родители вместе с детьми выполняют в парах движения согласно тексту песни/.
Упражнение - прощание.
Муз. руководитель.
Пришла пора прощаться нам,
И попрощаемся вот так:
Дружно хлопнули в ладоши.
/все хлопают в ладоши/
Вместе топнули ногой.
/все топают ногой/
Все, во что мы здесь играли:
/родители и дети (парами) берутся за руки и подпрыгивают/
Мы запомнили с тобой.
/родители и дети берутся руками за головы и покачивают ими из стороны в сторону/
До свиданья всем сказали.
/все машут рукой/
Отправляемся домой
/все выходят из зала под музыкальное сопровождение/.
Литература.
- Заостровцева М.Н., Перешеина Н.В. Агрессивность дошкольников: коррекция поведения. - М., 2006.
- Журнал "Музыкальная палитра", №1.2009, стр.21.
- Ковалева И.В. Профилактика агрессивного поведения у детей раннего возраста. Коррекционная программа - М., 2008.
- Лютова Е.К, Монина Г.Б. "Тренинг общения с ребенком" (период раннего детства). - СПб., 2001.
- Музыка в раннем детстве: песни, игры, пьесы для детей до3-х лет. "Музыка". - М., 1982.
- Песни для д/с "Музыка". - М., 1979.
- Сауко Т., Буренина А. Топ-хлоп, малыши. Программа по музыкально-ритмическому воспитанию детей 2-3 лет. - СПб.,2001.
- Фопель К. "Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: практическое пособие". - М., 2005.
Музыкальные произведения.
- "Ладушки-ладошки" Сл. И.Каргановой, муз. Т. Иорданского.
- "Где же наши ручки". Сл. И. Плакиды, муз. Т. Ломовой.
- "Зайка" рнм, сл. Т.Бабаджан.
- "Научились мы ходить" сл. И муз. Е. Макшанцевой.