Развитие самосознания дошкольников в процессе экологического воспитания
Природа является одним из самых эффективных путей развития личности ребенка, развития его самосознания, т.к. ее объекты привлекая дошкольников, прежде всего красотой, яркостью красок, разнообразием является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Именно экологическое воспитание способствует формированию таких качеств ребенка, как самодостаточность, активность, способность к адекватному оцениванию не только собственного поведения и состояния, но и поведения и состояния рядом находящихся, но самым важным, на мой взгляд, является то, что в процессе этой деятельности можно помочь ребенку развивать чувство уверенности в своих силах и сформировать позитивное отношение к своему “Я”.
В свою группу я пришла 2 года назад и сразу обратила внимание на то, что дети не умеют выстраивать взаимоотношения со сверстниками: часто ссорятся, не умеют договариваться, согласовывать свои действия, не умеют контролировать свое эмоциональное состояние, конфликтуют, распределяя обязанности в процессе самостоятельной деятельности. Наблюдая за детьми в различных видах деятельности отметила, что у пяти детей занижена самооценка, которая проявлялась в частых отказах от деятельности (“Я не могу”, “Не умею”, “Не получится”), у троих был низкий социальный статус, который проявлялся в неприятии сверстниками, эти дети зачастую оставались в одиночестве во время игр. Именно поэтому
Целью моей педагогической деятельности стало развитие основ самосознания и индивидуальности дошкольников через приобщение к экологической культуре.
В процессе осуществления данной деятельности я решала следующие задачи:
- развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступки окружающих людей в процессе бесед, наблюдений, чтения худ.литературы, занятий экологического содержания;
- оптимизировать межличностные отношения через осознание своего положения среди других и формирование позиции “Я - вместе с другими” в совместной экологической деятельности;
- развивать чувство уверенности в своих силах, позитивное отношение к своему “Я”, повышать самооценку через включение детей и родителей в совместную проектную деятельность “Красивый сад – руками детей”.
Способность к адекватному оцениванию своей деятельности, анализу собственного поведения и поступков окружающих людей развивала в процессе:
- самостоятельной природоведческой деятельности детей. Для этого создала в группе условия для стимулирования детской любознательности, инициативности и самостоятельности: оборудовала центр “Науки”, занимаясь в нем, дети знакомились с растениями, учились устанавливать связи и зависимости, находить способы решения возникших проблем;

- занятий по экологии, например на занятии “Кто как зимует” рассказывала детям о том, какое тяжелое время для разных животных – зима, здесь формировала гуманное отношение к животным, а на занятиях типа “Знакомство с природой” раскрывала наиболее интересные стороны жизни леса, т.е. эмоциональный аспект;
- чтения произведений В.Бианки, Н.Сладкова, Павловой и др. для того, чтобы помочь детям осознать то, что каждый человек, и взрослый, и ребенок отвечает за сохранение природы. Например, в произведении А.Яшина “Покормите птиц зимой” проживали воображаемую ситуацию, искали пути решения проблемы птиц зимой, а в произведении Н.Павловой “Разными глазами” дети с интересом рассматривали мир как будто под микроскопом: вместе с автором “превращались” в муравья и видели травинку величиной с дерево, а в сказке “Ручеек и девочка” учились оценивать поступок девочки, которая жестоко обращалась с ручейком, проводили аннологию между поведением героя и своим собственным. В процессе обсуждения свое мнение мог высказать каждый. Предлагала детям, подумать, как еще можно было поступить, как они поступили бы в этой ситуации, так во время обсуждения ненавязчиво, не диктуя свою точку зрения, подводила детей к тому, что нужно поступать так, а не иначе. Использование данного приема способствовало тому, что дети перестали бояться высказывать свое мнение, так как они поняли, что никто их не осудит и не посмеется над ошибкой;

Для того, чтобы оптимизировать межличностные отношения через осознание своего положения среди других и формирование позиции “Я - вместе с другими” проводила
- подвижные игры экологического содержания, например в играх “Съедобное - несъедобное”, “К названному дереву беги” помогали снять эмоциональное напряжение, погасить отрицательные эмоции;

- комплексные занятия экологического содержания, например на занятии “Север царство льда и снега” после обсуждения теоретической части дети делились на подгруппы и выполняли совместную работу “На льдине”, здесь учила выстраивать взаимоотношения, учитывать не только свое “хочу”, но и желание соседа, других детей из команды;

- экологические викторины, КВН, задания, предполагающие решение кроссвордов, где учила детей выстраивать взаимоотношения, действовать в команде;
- совместные выставки рисунков (например “Мой любимый зеленый город”, дети с родителями рисовали свой любимый зеленый город), совместные выставки “Кладовая природы”, “Осенняя сказка”, для которых дети с родителями делали совместные поделки из природного материала. Эти выставки помогли формировать умения оценивать свой вклад в общее дело, оптимизировала детско-родительские отношения;


- оформили мини-музей “Колосок”;

- экологические праздники, на празднике “Берегите природу” дети с удовольствием входили в роль наставников, советчиков по сохранению окружающей среды, они смогли почувствовать свою значимость, а также учились общаться друг с другом в праздничной обстановке;

- организовывала работу в зимнем саду, там дети имели возможность ухаживать за животными, растениями зимнего сада. Это помогло мне развить в детях такие моральные качества, как способность сочувствовать, сопереживать, заботиться о других;

Акции “Панорама добрых дел”, учила детей перевязывать сломанные ветки кустарников и деревьев, кормить птиц зимой и т.д., здесь учила проявлять сочувствие, сопереживать друг другу, взрослым, больным.
Огромную роль в развитии чувства уверенности в своих силах, позитивного отношения к своему “Я”, повышению самооценки играло включение детей и родителей в проектную деятельность.
Нами был разработан и реализован детско-родительский проект “Красивый сад – руками детей”. Почему именно совместный проект? Потому что именно семья занимает важное место в экологическом воспитании человека, именно в семье формируются основы духовного и культурного облика, закладываются вкусы и привычки.
Цель данного проекта: формирование экологических знаний у детей и выстраивание взаимоотношений в детско-взрослой команде в процессе участия в проектно-исследовательской деятельности, создание “ситуации успеха”, в которой каждый ребенок мог бы почувствовать, увидеть свою успешность, увидеть насколько важны результаты его деятельности для общей работы.
Реализация проекта проходила в 3 этапа.
На первом этапе
- провела детско-родительский конкурс рисунков на тему: самая красивая клумба, газон;
- выбрали лучшие идеи, сделав макеты клумб, газона под названием “Солнышко”, “Каменный цветок”, “Бабушкин сад”;
- приняли участие в публичной защите на базе городского Центра экологии;

На втором этапе реализовывали проект:
- выбрали растения для посадки с помощью нашего садовника детского сада;
- высадили семена, ухаживали за рассадой, отслеживали произошедшие наблюдения и фиксировали их в Дневнике наблюдений;

- с помощью родителей сделали и оформили рокарий;

- высадили рассаду, за которой дети ухаживали в течение всего лета, при этом с небольшой помощью взрослого распределяли обязанности между собой. Дети не только работали, но и наблюдали за ростом и развитием растений, играли в экологические игры, загорали, пели песни о природе, на месте закрепляли правила поведения в природе, все это внесло огромную роль в развитии чувства уверенности в своих силах у детей, в формировании позиции “Я вместе с другими”.

3 этап:
Результатом нашей работы было 2 место в городском конкурсе по ландшафтному дизайну “Красивый город – руками детей”.

Подводя итоги проделанной работы на данном этапе могу отметить следующее:
- Дети научились договариваться, планировать и выполнять совместные поручения, распределять обязанности с небольшой помощью взрослого, в результате дети стали меньше конфликтовать, у детей повысилась самооценка, они стали чаще участвовать в коллективных играх, начали проявлять свою инициативу, научились контролировать свое эмоциональное состояние не во всех, но во многих ситуациях.
- Дети узнали много нового об окружающей природе, увидели результаты своего труда и получили истинное эстетическое наслаждение, а самое главное, научились бережно относиться к природе, ценить результаты своего и чужого труда.
- Эта работа помогла детям почувствовать свою значимость, ощутить себя полноправными участниками событий, что способствовало усилению позиций “Я сам”, “Я сделаю”, “Я умею”. У детей появилась возможность внести свою лепту в общее дело, проявить индивидуальность. Коллективный характер многих этапов работы позволил детям увидеть себя в общем контексте деятельности, каждому оценить свое личное участие, убедиться в пользе общих усилий для достижения единой цели. Кроме того, эта работа помогла сплотить детско-родительский коллектив.
Литература.
1.О.Н.Истратова “Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники”/ О.Н.Истратова.-Изд.2-е.-Ростов н/Д:Феникс,2008.-349с.
2. Венгер Л.А., Мухина В.С. психология. – М., 1988.
3.Л.В.Кузнецова “Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании детей” Ж. Дошкольная педагогика №6 2009.
4. Л.Л.Тимофеева “Проектный метод в обучении старших дошкольников” Ж. Дошкольная педагогика №1 2010.
5.О.А.Воронкевич “Добро пожаловать в экологию!” Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста-СПб.: “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2010.-496 С.
6. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А.Ноткина, и др.; Под ред. Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой, Л.М.Гурович: Изд.3-е, переработанное.-244 с.
7. Г.Фесенко “Музей хлеба” Ж.Обруч №4 2007.
8.С.Н.Николаева Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. Для работы с детьми 6-7 лет.-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.-168 с.
9. С.Н.Николаева Как приобщить ребенка к природе: Методический материал для работы с родителями в дошкольном учреждении. – М.: Новая школа, 1993.-64 с.