Тип урока: изучение нового материала
Форма учебной работы: фронтальная, групповая.
Образовательные цели: определить основные цели, задачи и направления сословной политики; раскрыть суть сословной политики Екатерины 2; выявить итоги преобразований в сословной сфере; показать необходимость законодательства в обозначенной сфере.
Воспитательные цели: способствовать выработке у учащихся позитивного отношения к сословной политике Екатерины 2.; Воспитывать на примере Екатерины II - образованнейшей женщины, желание расширять свой кругозор, воспитание уважения к своему Отечеству.
Развивающие цели: развивать навыки работы в группах по заданиям; развивать коммуникативные способности учащихся через общение между собой в группе и предоставление результатов аудитории в устной форме; совершенствовать работу с раздаточным материалом по критериям; работать над развитием умения грамотно фиксировать материал занятия, продолжить формирование умений анализировать, делать выводы по теме.
Оборудование: раздаточный материал для групп, рабочие листы для групп, презентация.
Основные понятия: "просвещённый монарх", дворяне, мещане, крестьяне, Жалованная грамота.
ХОД УРОКА
ПЛАН:
1) Атмосфера 18в.
2) Задачи, цель и особенности политики Екатерины 2
3) направления Сословной политики Екатерины 2: дворяне, горожане, крестьяне
4) Итоги сословной политики Екатерины 2.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1. Орг. момент | Учитель приветствует учеников | Ученики прив-т У. |
2. установочно-мотивационный этап | Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас
сегодня. Начать наш урок мне хотелось бы с такого
вопроса: "Как вы относитесь к своему
государству, своей Родине?" (ответы учеников). Учитель: А что бы вы изменили и улучшили в Российской Федерации, если бы у вас появилась такая возможность? (ответы учеников). Учитель: Очень приятно слышать от вас такие слова. Да, действительно, каждый гражданин своего государства желает своей стране процветания и улучшения жизни населения, развития всех сфер жизнедеятельности. И вот уже на протяжении нескольких веков история доносит до нас множество фактов, когда на российский престол восходили люди, желающие изменить жизнь в стране, улучшить ее положение на международной арене. И в подтверждение всего вышесказанного, я зачитаю вам слова, произнесенные яркой исторической личностью - Екатериной II: (слайд1) "Я желаю и хочу лишь блага той стране, в которую привел меня Господь. Он мне в том свидетель. Слава страны - создает мою славу. Я буду счастлива, если мои мысли могут тому способствовать". Итак, вы, наверное, догадались, о ком мы будем вести разговор. Все верно, о Екатерине II. А если быть точнее, то тема урока сегодня - сословная политика Екатерины II. (слайд 2) А сейчас вы попробуйте самостоятельно сформулировать цель нашего урока. Помогут вам в этом следующие слова: ( слайд 3) Сегодня на уроке я хочу узнать :
Да, цель урока сегодня - изучить сословную политику Екатерины II, охарактеризовать реформы, направленные на изменение положения дворянского, городского, крестьянского сословий. |
Слушают учителя, принимают участие в беседе, записывают тему, формулируют в группах цели урока. |
3. Актуализация опорных знаний | (фронтальный опрос). 1. Для
того, чтобы приступить к рассмотрению внутренней
политики Екатерины II, давайте попробуем выяснить
происхождение императрицы, как и каким образом
она оказалась на российском престоле? - Екатерина II, в девичестве Софья Августа Фредерика Ангальт-Цербтская родилась в Германии. В 1744 г., когда ей было 15 лет, ее сватали наследнику российского императорского престола Петру Федоровичу. В феврале этого же года он прибыла в Россию и, приняв православие, получила новое имя - Екатерина Алексеевна. 2. вспомните, при каких обстоятельствах Екатерина пришла к власти? (она, опираясь на гвардию, в 1762 г. отстранила от власти своего супруга, а себя провозгласила императрицей).правила до 1796г. (34 года) |
Слушают вопросы учителя, дают правильные ответы. |
4. Изучение новой темы. 4.1. Атмосфера 18 в. |
(Слайд 4): Условия правления монархов 2
пол. 18 в.: 1) разложение феодальной системы; 2) развитие капиталистических отношений 3) распространение идей Просвещения |
Слушают объяснение учителя, фиксируют необходимую информацию в тетрадях. |
4.2. задачи, цель, особенности политики | Екатерина считала себя "просвещенным
монархом". Поэтому ее задачи(слайд 5): 1)
забота о поданных своего государства 2)
необходимо способствовать расцвету государства
через справедливые реформы: 3) создать сословия свободных подданных российской монархии. Цель: формирование законодательства о сословиях Особенности: 1) постепенность 2) осторожность 3) противоречивость (переплетение либеральных идей с мерами ужесточения проводимой политики) |
Слушают, фиксируют важный материал |
4.3. Направления сословной политики | Слайд 6.: направления сословной политики Работа класса в группах: 1гр.: дворяне 2 гр.: горожане 3гр.: крестьяне (работа с раздаточными материалами. Выполнение заданий к текстам) Слайд 7 - понятие "Жалованная грамота. Учитель регулирует работу групп, оказывает консультативную помощь Предоставление группами результатов работы. Заслушивание и корректировка ответов учащихся |
Слушают задание учителя, работают в группах анализируют раздаточный материал. Представляют в устной форме результаты совей работы. Делают записи в тетрадях. |
4.4. итоги сословной политики | Задания группам: выделить общие
итоги сословной политики Екатерины 2. Предоставление группами результатов работы. Заслушивание и корректировка ответов учащихся |
Обсуждение и выполнение в группе задания. Выступление |
5. подведение итогов урока | Вопросы по поставленным целям. Теперь в группах напишите: узнали, выяснили, поняли. Молодцы. Вам удалось достичь цели, которую мы поставили перед собой в начале урока. |
Принимают участие в беседе, работают в группах |
6. Рефлексия | На ваших столах в конверте находится
небольшая анкета по оценке вашей работы на уроке. Выполните задание и сдайте листы мне. |
Знакомятся с анкетой, оценивают свою работу в баллах. Сдают листы учителю |
7. Сообщение Д/З | 1) прочитать п. 16 + конспект урока 2) подготовить сообщения о полководцах и флотоводцах времен Екатерины 2. Слайд 8. |
Слушают задание, делают записи в дневниках. |
Приложение 1. Рабочий лист
1. Сегодня на уроке я хочу узнать :
- выяснить:
- понять:
2. работа над заданиями в группах:
______________________________________________
3. Общие итоги сословной политики Екатерины 2.:
1)
2)
3)
4)
4. Сегодня на уроке мы узнали :
- выяснили:
- поняли:
Приложение 2. Раздаточный материал.
Группа 3: политика Екатерины 2 в отношении крестьян
Задания: прочитайте материал, касающийся крестьянской политики Екатерины 2
- определите отношение императрицы в начале царствования к крепостному праву.
- выделите мероприятия, проводимые Екатериной 2 в отношении крестьянства (позитивные и негативные)
- выделите итоги в этом направлении политики императрицы
Во все время царствования Е. идет обсуждение того, как облегчить участь крепостных. Сама императрица была противницей крепостного права. Она, в начале царствования, мечтала освободить крестьян от крепостной зависимости.
Третий акт, долженствовавший замкнуть формирование законодательства о сословиях, - Жалованная грамота казенным крестьянам - принят не был и тем самым правовой статус этого сословия так и остался детально не определенным. Тем не менее отметим, что в проекте крестьянским обществам жаловались сословные права - в том числе и право на коллективные жалобы, строго запрещенные как предшествовавшим, так и последующим законодательством, квалифицировавшим саму подготовку таковых прошений как "мятежные сборища" - широкая автономия через посредство выборных должностных лиц, создание самостоятельных крестьянских судов, долженствовавших судить членов собственного сословия (т. е. попытка легального распространения "суда равных" на крестьянство, а равно признание сложившегося порядка известной юридической автономии государственного крестьянства), а равно - неприкосновенность крестьянской собственности, одна из немногочисленных попыток этого времени юридически обеспечить защиту крестьянских владений. Предполагалось ввести реестры - книги - казенных крестьян по аналогии с дворянскими и городскими, а равно особо выделить первую категорию крестьян, определенную по признаку зажиточности, освободив ее от телесных наказаний.
По всей вероятности отказ законодателя от опубликования грамоты казенным крестьянам был вызван опасениями за последствиями, кои могло повлечь известие об издании этого акта в отношении "черносошных людей" среди крестьян помещичьих (кроме того, среди возможных причин называют также и Французскую революцию, вызвавшую опасения относительно благонадежности IV-го сословия). Грамота казенным крестьянам должна была стать актом принципиально новым, не имевшим укрепления в предшествовавшей практике, а, стало быть, рискованным.
Какие бы свободолюбивые идеи ни исповедовала Екатерина II, как бы ни было велико её желание искоренить в России "крепостное рабство", пойти на радикальные меры она не решалась. Императрица понимала, что тем самым противопоставит себя опоре трона - дворянству, не готовому поступиться собственными привилегиями. Она пыталась действовать окольными путями и допустила обсуждение этого вопроса не только в правительственных кругах, но и в сфере общественной жизни. Таким образом, именно в век Екатерины общественная мысль обратилась к теоретическому обсуждению крепостного права. Она предпринимала более решительные меры и на практике. Она запретила свободным людям и отпущенным на волю крестьянам вновь вступать в крепостную зависимость. По её распоряжению для вновь учреждённых городов правительство выкупало крепостных крестьян и обращало их в горожан. Дети крепостных, принятые на государственное попечение в воспитательные дома, становились свободными.
Взгляды императрицы изменились после крестьянской войны под предводительством Е. Пугачева и революционных событий во Франции. Она пошла по пути ужесточения внутренней политики.
Реальные Мероприятия в отношении крестьян:
- указом 1765 г. было разрешено ссылать крестьян не просто на поселение в Сибирь, но и на каторгу. Срок каторжных работ мог установить сам помещик;
- ссылкой на каторгу каралась теперь и любая попытка крепостных пожаловаться на своего помещика;
- всего за 1762-1796 гг. дворянам было пожаловано 800 тыс. государственных крестьян;
- в 1783 г. специальным указом был запрещен переход крестьян на Украине от одного помещика к другому. Это означало введение крепостного права, которого прежде здесь не было.
Группа 1: политика по отношению к дворянству.
Задания:
- прочитайте материал, касающийся политики Екатерины 2 в отношении дворян
- выявите причины политики по усилению дворян
- определите мероприятия, проводимые в пользу дворян со стороны государства
Почему время правления Екатерины II получило название "золотой век дворянства"
Выделите итоги этого направления политики
Возведенная на престол дворянской гвардией, Екатерина опиралась на это сословие в течение всего царствования. В его интересах она осуществила ряд важных мероприятий:
- указом 1767 года и манифестом 1775 года провозгласила принцип свободы предпринимательской деятельности
- продолжилось начатое при Елизавете генеральное межевание земли, объявлявшее собственностью помещиков все захваченные ими ранее земли (в целом генеральное межевание передавало дворянам дополнительно 50 млн десятин земли);
- для укрепления дворянской монополии на землю было запрещено промышленникам покупать крепостных крестьян для работы на их предприятиях;
- в 1782 г. был отменен Указ "О горной свободе", по которому раньше право на разработку рудных месторождений принадлежало тому, кто их обнаружит. Теперь дворяне объявлялись собственниками не только земли, но и ее недр;
- 1785 г. был издан главный документ в пользу дворян - "Жалованная грамота дворянству".
Жалованная грамота дворянству:
Подтверждались уже существующие права.
- дворянство освобождалось от подушной подати
- от расквартирования войсковых частей и команд
- от телесных наказаний
- от обязательной службы
- подтверждено право неограниченного распоряжения имением
- право владеть домами в городах
- право заводить в имениях предприятия и заниматься торговлей
- право собственности на недра земли
- право иметь свои сословные учреждения
- изменилось наименование 1-ого сословия: не "дворянство", а "благородное дворянство".
- запрещалось производить конфискацию имений дворян за уголовные преступления; имения надлежало передавать законным наследникам.
- дворяне имеют исключительное право собственности на землю, но в "Грамоте" не говорится ни слова о монопольном праве иметь крепостных.
- украинские старшины уравнивались в правах с
русскими дворянами.
- дворянин, не имевший офицерского чина, лишался избирательного права.
- занимать выборные должности могли только дворяне, чей доход от имений превышает 100 руб.
Таким образом, дворянство рассматривалось единственная опора трона и гарант стабильности государства. Благодаря политике Екатерины 2, оно окончательно оформилось как привилегированное сословие. Были подтверждены прежние привилегии - владение землей, крепостными, право не служить - и введены новые. В частности, дворяне получили право создавать свои дворянские собрания по уездам и губерниям, выбирать предводителей и сообща, корпоративно отстаивать свои интересы.
Группа 2. Политика Екатерины 2 в отношении городского населения.
Задания: прочитайте материал, касающийся политики Екатерины 2 в отношении горожан; выделите особенности городского населения и их права; выявите итоги политики Екатерины 2 в отношении горожан.
21 апреля 1785 года была издана "Жалованная грамота городам". Грамота на права и выгоды городам Российской империи:
- подтверждено право верхушки купечества не платить подушной подати.
- замена рекрутской повинности денежным взносом.
Разделение городского населения на 6 разрядов:
- "настоящие городские обыватели" - домовладельцы ("Настоящие городские обыватели суть те, кои в этом городе дом или иное строение или место или землю имеют")
- купцы всех трёх гильдий (низший размер капитала для купцов 3-й гильдии - 1000 руб.)
- ремесленники, записанные в цехи.
- иностранные и иногородние купцы.
- именитые граждане - купцы располагавшие капиталом свыше 50 тыс. руб., богатые банкиры (не менее 100 тыс. руб.), а также городская интеллигенция: архитекторы, живописцы, композиторы, учёные.
- посадские, которые "промыслом, рукоделием и работою кормятся" (не имеющие недвижимой собственности в городе).
Представителей 3-его и 6-ого разрядов называли "мещанами" (слово пришло из польского языка через Украину и Белоруссию, обозначало первоначально "жителя города" или "горожанина", от слова "место" - город и "местечко" - городок). "Мещанин без суда да не лишится добраго имяни, или жизни, или имения. Мещанин судится мещанским судом. Мещанин волен заводить станы всякаго рода и на них производить всякаго рода рукоделие": Купцы 1 и 2-й гильдии и именитые граждане были освобождены от телесных наказаний. Представителям 3-его поколения именитых граждан разрешалось возбуждать ходатайство о присвоении дворянства. Первой гильдии не запрещается иметь или заводить фабрики, заводы.
Права горожан:
1. В городе живущим сохраняется и охраняется собственность и владение, что кому по справедливости и законно принадлежит как движимое, так и недвижимое. 2. Мещанские промыслы да защищаются правосудием 3. В городе назначить еженедельные торговые дни и часы во дне; и для того назначить в городе место, куда, и время, когда привозить, продавать и покупать удобно, что кому потребно, и на том месте городовой магистрат велит поднять распущенное знамя, и в те часы, пока знамя поднято, запрещается продавать или покупать или закупать оптом припасы; 4. Обществу градскому дозволяется представить губернатору о своих общественных нуждах и пользах. 5. В городе составить городовую обывательскую книгу, в коей вписать обывателей того города 6. Городовым обывателям дозволяется составить общую городскую думу. 7. Городскую общую думу составляют городской глава и гласные от настоящих городовых обывателей, от гильдии, от цехов, от иногородных и иностранных гостей, от имянитых граждан и от посадских. Каждое из сих разделений имеет один голос в обществе градском.
Таким образом, грамота определила деление горожан на категории. Их права и привилегии, неодинаковые по объему и значению, зависели от сословного разряда, имущественного положения. Им было дано право городского самоуправления под контролем губернаторов.
Приложение 3. Анкета для учащихся.
Попробуйте оценить свою работу на уроке по 5-балльной шкале.
1. Как я усвоил материал?
- Получил прочные знания, усвоил весь материал - 5 баллов.
- Усвоил новый материал частично - 3-4 балла.
- Мало что понял, необходимо еще поработать - 1-2 балла.
2. Как я работал? Удовлетворен ли своей работой?
- Со всеми заданиями справился сам, удовлетворен своей работой - 5 баллов.
- Допустил ошибки - 3-4 балла.
- Не справился - 1-2 баллов.
3. Как работала моя учебная группа?
- Вели диалог, совместно разбирали и обсуждали вопросы, задания - 4-5 баллов.
- Обсуждение было вялым и неинтересным, допустили ошибки - 1-3 баллов.