В последнее время задача подготовки детей к школьному обучению занимает одно из важных мест в развитии представлений психологической науки.
Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению, чтобы составить общее представление можно использовать ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йерасека.
Этот тест обладает рядом существенных достоинств для первоначального обследования детей:
· не требует продолжительного времени для проведения;
· может быть использован как для индивидуальных, так и для групповых обследований;
· имеет нормативы, разработанные на большой выборке;
· не требует специальных средств и условий для проведения.
Полученные результаты характеризуют ребенка со стороны общего психического развития, развития моторики, умения выполнять заданные образцы, т.е. характеризуют произвольность психической деятельности.
Что же касается развития социальных качеств, связанных с общей осведомленностью, развитием мыслительных операций, то эти свойства довольно четко диагностируются в опроснике Я. Йерасека.
Методики "Графический диктант", "Рисование по точкам" используют для определения уровня развития предпосылок учебной деятельности: умение внимательно и точно выполнять последовательные указания взрослого, самостоятельно действовать по его заданию, ориентироваться на систему условий задачи, преодолевая отвлекающее влияние побочных факторов.
Методику "Лабиринт" для определения уровня развития наглядно-образного мышления (в частности, наглядно-схематического), служащего основой для последующего полноценного развития логического мышления, овладение учебным материалом.
Данные по каждому ребенку, полученные в результате группового тестирования, сводятся в общую таблицу или индивидуальный листок.
Ф.И. | "Графический диктант" | "Образец и правило" | "Лабиринт" | Итоговая оценка | Уровень сформирован.компонентов уч. работы | "Рисование Мужской фигуры" | "Подражание письменным буквам" | "Срисовывание группы точек" | Уровень готовности | Заключение |