Современная отечественная школа в последнее десятилетие находится на пути постоянных преобразований, сущность которых направлена на формирование новой системы образования, способствующей становлению активных, творческих людей, способных нести личную ответственность, как за собственное благополучие, так и за благополучие общества.
Появилась возможность, альтернативного обучения, трансформировались общие цели начального образования, в частности, внимание стало акцентироваться не на знаниях, умениях, а на проблеме общего развития школьников, повышенное внимание стало уделяться экологическому образованию.
В 2009 году Министерством образования РФ утвержден обязательный минимум содержания начального общего образования (ФГОС), где в числе других определено содержание двух образовательных областей - естествознания и обществознания. В базисном учебном плане, две образовательные области - естествознание и обществоведение - на уровне начального звена объединены в один образовательный компонент — “Окружающий мир”.
Судя по названию образовательного компонента предметом изучения является окружающий мир. Научным аналогом "окружающего мира" является понятие "окружающая среда".
Окружающая человека среда – это совокупность природных, природно-антропогенных и антропогенных объектов, явлений и процессов, внешних по отношению к человеку, с которым он взаимодействует в процессе своей деятельности (Экол. энцикл. словарь, 1999).
Окружающая человека среда подразделяется на среду природную (окружающая природа), природно-антропогенную (поля, сады, огороды), антропогенную (социальную – люди, техногенную – здания, дороги, автомобили т.п.)
Исходя из названного выше предмета изучения общая цель образовательного компонента "Окружающий мир" – формирование (образование) личности, оптимально воздействующей с окружающей средой.
Целью образования в этой области является формирование положительных общечеловеческих норм поведения в обществе, в отношениях с другими людьми.
Задачи "Окружающего мира":
1. формирование знаний, характеризующих систему " человек – окружающий мир", позволяющих представлять свое место в мире;
2. формирование экологически целесообразных эмоционально-ценностных отношений с объектами и явлениями окружающего мира;
3. формирование умений и навыков оптимального взаимодействия с окружающим миром;
4. всестороннее физическое и духовное развитие личности;
5. подготовка школьников к последующему образованию в области окружающей среды;
6. научить младшего школьника учиться самостоятельно, т.е. научить самообразованию.
Концепция модернизации российского образования и Стратегия модернизации общего образования ориентируют педагогов на достижение таких целей, как:
- развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации;
- готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности;
- терпимость к иному мнению, умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы;
- умение отстаивать свои права;
- формирование высокого уровня правовой культуры у молодых людей.
В ведущих документах по модернизации отечественной школы существенное внимание уделяется достижению учащимися в образовательном процессе ключевых компетентностей, которые являются ведущими показателями в оценке качества образовательного процесса. Компетентности – это те новые качества и характеристики человека, которые обретает он в результате интегральной по своей сущности образовательной деятельности, способствующей применению на практике полученных знаний, умений, ценностных ориентаций, сформированных мотивов деятельности и способов взаимодействия с людьми.
Рассмотрим более подробно основные компетентности младших школьников.
Познавательная компетентность — это совокупность сформированных
- умений самообразовательной деятельности (работы учебной, научной, с научно-популярной литературой, с информационными ресурсами, с различными другими источниками информации и овладения способами обработки полученной информации тезисы, конспекты, рефераты, таблицы, резюме и др.);
- интеллектуальных умений (анализа, сравнения, обобщения, выявления причинно-следственных связей, доказательства и др.);
- методологических умений (проблемного подхода: выявления противоречий и постановки проблемы (вопроса), выдвижения гипотез по решению проблем, проведения исследований эффективности действий согласно гипотезе и общая проверки результативности, системно-синергетического подхода, интегративного и полицентрического подходов и др.);
- учебно-исследовательских умений (организации исследований, выбора необходимых методик, оборудования и приборов, обработки полученных результатов — таблицы, графики, диаграммы, гистограммы и др.);
- осознание ценности познавательной деятельности как ключевой формы человеческой деятельности на всех этапах индивидуального развития.
Экологическая компетентность учащихся - целостное личностное образование, становление которого предполагает
- формирование системы базовых ценностей (жизнь, здоровье, человек, культурного наследия и др.);
- осознание и усвоение экологических знаний на уровне фактов, понятий, теорий и законов, идей экологии и экологического образования;
- умения оперировать этими знаниями для становления собственной картины мира, теоретического и практического освоения действительности;
- развитие экологического сознания (системы представлений о мире, для которого характерны ориентированность на экологическую целесообразность, отсутствие противопоставления человека и природы, восприятие природных объектов как партнеров по взаимодействию с человеком, баланс прагматического и непрагматического взаимодействия с природой);
- развитие экологического мышления — гибкого вероятностного мышления, способного к установлению причинно-следственных связей, моделированию и прогнозированию развития окружающей среды;
- эмоциональное отношение к окружающему миру, восприятие и отношение к нему как значимому условию своего собственного развития, условию существования всего многообразия жизни и культуры на планете;
- выработанные умения, и навыки экологически грамотного поведения в окружающей среде, с другими людьми, гармоничного взаимодействия и устойчивого развития в системе “природа — общество”.
В формировании компетентностей немалую роль играет использование более эффективных методов.
Важнейшим направлением формирования субъективного отношения детей к окружающим людям, к другим живым организмам является формирование стремления поставить себя на их место. Это становится возможным, если школьник относится к ним как к субъектам, при этом применяется
• Метод экологической идентификации (отождествлять) заключается в постановке себя на место того или иного природного объекта, погружении себя в ситуацию, в которой этот объект находится. Например, при рассмотрении вопроса о водоемах зимой (темы “Зимние изменения в природе”, “Водоем - природное сообщество”) школьникам предлагается сжать пальцами собственный нос и, не открывая рта, продержаться так, сколько можно, затем отпустить один палец и открыть доступ воздуха в одну ноздрю. Собственное ощущение в этой ситуации проецируется школьниками на состояние рыб подо льдом, когда им не хватает кислорода. Освобождение одной ноздри для дыхания сопровождается огромным облегчением, моделирует состояние рыб после того, как для них будут просверлены дыхательные лунки во льду.
• Метод экологической эмпатии (от греч. сопереживание) заключается в стимулировании сопереживания личностью состояния природного объекта, сочувствия ему. Метод предлагает использование вопросов типа “Что сейчас чувствует животное?”, “Что сейчас испытывает собака - радость или грусть?” и т.п.
• Метод экологической рефлексии (от лат. обращение назад) - стимулирование осознания личностью того, как ее поведение могло бы “выглядеть” с точки зрения тех природных объектов, “интересы” которых она затрагивает. Например, если школьник забыл вовремя полить свои комнатные растения, то ему можно задать вопрос: “Что они могли бы о тебе подумать?”
Общий принцип управления процессом
трансформации: не разрушая специально
представления, формировать у школьников научных
знаний об объектах и явлениях природы,
экологических взаимодействиях:
– наделение некоторых
представителей живой природы отрицательными
качествами.
Для формирования знаний используют традиционные методы: словесные,, наглядные, проблемно-поисковые.
С преобладающей дидактической целью и соответственно с преобладающим структурным элементом связана типология уроков “Окружающего мира”. В "Окружающем мире" распространение получили следующие типы уроки: вводные уроки, уроки приобретения новых знании, умений комбинированные уроки, обобщающие уроки, уроки и знаний, умений.
Традиционной формой можно считать урок, проходящий по схеме: повторение домашнего в форме беседы, рассказ учеников, выполнение письменных работ; изучение нового материала рассказа учителя с возможной демонстрацией муляжей, макетов, картин, опытов; закрепление материала с использованием примерно тех же методов.
На современном этапе развития системы школьного образования получили распространение и нетрадиционные формы уроков. Относительно уроков “Окружающего мира” к таковым можно отнести:
- уроки формирования новых знаний: уроки, экспедиции (путешествия), уроки-инсценировки, интегрированные;
- уроки обучения умениям и навыкам: практикумы уроки-диалоги, уроки с ролевой, деловой игрой;
- уроки повторения и обобщения знаний, закрепления умений: игровые: КВН, "Что? Где? Когда?", "Поле чудес", "Счастливый случай", интегрированные, театрализованные, уроки-конкурсы, уроки-соревнования;
- уроки проверки и учета знаний и умений: зачетные викторины, конкурсы, смотр знаний, урок-экзамен.
В соответствии с новыми теоретикo-методологическими основаниями образовательного процесса, с позиций компетентностного подхода приведем примеры разработок уроков курса "Окружающий мир".
ТЕМА МОЙ ДОМ (6 ч.)
Цель: Познакомить с экологическим миром семьи и дома. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к имуществу, уважительное отношение к людям, поддерживающим порядок в доме, внимательное отношение к соседям. Развивать эстетический вкус.
Основные понятия
Адрес - место жительства.
Двор - участок земли при доме, огороженный забором или стенами домов.
Дизайн - художественное проектирование оформления предметов, помещений.
Дом - строение, предназначенное для жилья, размещения учреждений и предприятий.
Домашние животные - такие животные, которых человек приручил, кормит и заботится о них.
Дружба - отношения между кем-либо, основанные на общности интересов и взаимной привязанности.
Забота - внимательное отношение к потребностям, нуждам кого-либо.
Любовь - чувство глубокой привязанности к кому-нибудь или к чему-нибудь.
Мусор - сор, отбросы, которые остаются после использования необходимых предметов.
Праздник - веселье, торжество, устраиваемое по какому-либо поводу.
Предок - старший родственник по материнской или отцовской линии.
Предки - поколения, жившие задолго до настоящего времени.
Родственник - тот, кто находится в родстве, имеет общих предков.
Семья - группа людей, состоящая из мужа, жены, детей и других родственников, живущих вместе.
Традиция - исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколения обычаи, нормы поведения, взгляды.
Экология - наука о законах взаимоотношений организмов с окружающим миром.
Примерное планирование
Тема урока | Краткое содержание | Познавательная деятельность детей | Оборудование |
Моя семья | Семья и ее состав. Особенности семьи. Профессии родителей. Распределение трудовых обязанностей в семье. Труд и отдых в семье. Любимые занятия и интересы членов семьи. Взаимопомощь в семье. Роль в семье каждого ее члена. Культура общения в семье | Упражнение в выполнении домашних
обязанностей. Упражнение в выполнении правил вежливого общения |
Предметы быта. Игрушки, сказочные персонажи для инсценировок |
Мой дом | Домашний адрес. Оборудование квартиры. Значение вещей в нашей жизни. Правила обращения с оборудованием (электро-, газовая плита, водопровод, электричество и др.). Что в доме мое и что - наше. Правила поведения дома. | Группировка домашних вещей по назначению: мебель, посуда, инструменты, одежда, обувь, головные уборы. | Игрушечная мебель, посуда, инструменты и т.д. |
Экология и жилище | Красивое в доме. Соблюдение чистоты и порядка в квартире, на лестничной площадке, в подъезде. Экономия электроэнергии, газа и воды дома. Борьба с шумом. Фитодизайн помещений. Бережное отношение к вещам. Непрошенные гости (тараканы, мыши и др.) | Рисование плакатов "Береги энергию, газ и воду". Конструирование "мусорного монстра" | Карандаши, фломастеры. Комнатные растения. Использованные пластиковые, бумажные, металлические, стеклянные упаковки |
Традиции в доме | Семейные традиции и праздники. Новый год. Подготовка к празднику. Прием гостей. Поздравление. Подарки. Правила поведения в гостях. Правила поведения за столом. | Упражнение в выполнении правил поведения в гостях и за столом. Изготовление поздравительных открыток и подарков к празднику | Игрушечная посуда. Поделки детей |
Домашние животные | Происхождение и особенности домашних животных. Разнообразие и значение домашних животных. Домашние животные - наши друзья. Забота о домашних животных. Породы кошек и собак. | Группировка животных на диких и домашних. Изобразительная деятельность. Составление рассказов о своих питомцах. Конструирование предметов ухода за домашними животными | Фотографии и рисунки домашних животных. Предметы ухода за домашними животными |
Мой двор и друзья | Что находится во дворе (учреждения, предметы, люди, растения и животные). Чистота и красота двора. Наши соседи - растения, животные и люди. Внимательное отношение к соседям. Общение, игры с друзьями. | Группировка предметов в своем дворе. Написание сочинения "Мой двор" ("Мой друг"). Коллективное изготовление макета своего двора. Изготовление кормушки для птиц | Иллюстрации (слайды) растений и животных, живущих в городе. Цветная бумага, краски, клей, ножницы |
Урок 1. Моя семья
Задачи: уточнить представления детей о семье, о трудовых обязанностях членов семьи; формировать правильное отношение к своим трудовым обязанностям; воспитывать внимательное и заботливое отношение к членам семьи, желание помогать им.
Информация для учителя
Никто не знает, всегда ли люди жили семьями. Раскопки в древних пещерах показывают, что мужчины, женщины и дети жили вместе небольшими группами. Но это не были настоящие семьи, объединяющие отца, мать и детей. Группой было легче добывать пропитание, защищаться от врагов. Мужчины охотились. Женщины готовили еду и заботились о детях.
Семейный образ жизни встречается и среди животных. У некоторых птиц, например гусей и лебедей, семейные пары сохраняются до смерти одного из партнеров. У большинства млекопитающих образуется семейная группа, состоящая из самки и ее потомства одного или двух поколений. В семьях животных самец обычно добывает пищу и защищает малыша от врагов. Роль самки более важна, так как она выкармливает детеныша молоком. Но для человека семейный образ жизни гораздо важнее, чем для других живых существ. Ведь человеческий ребенок - самое беспомощное существо на земле. Большинство детенышей животных (насекомых, рыб, земноводных, рептилий, многих птиц и зверей) после появления на свет могут самостоятельно питаться и передвигаться. Детеныши человека должны быть вскормлены и защищены. Таким образом, семья появилась потому, что она необходима для совместного воспитания потомства.
У разных народов в течение сотен тысяч лет существовали разные формы семейной жизни. В некоторых племенах во главе семьи стоял брат матери. В древнем Египте фараоны женились на своих сестрах. Женщины некоторых народов могли иметь двух и более мужей. До сих пор в Африке и на Ближнем Востоке есть семьи, в которых муж имеет несколько жен.
Между членами семьи существуют дружеские, заботливые отношения. К сожалению, некоторые дети не всегда вежливо обращаются к своим самым близким людям. Говорят, что ничто не обходится так дешево и не ценится так дорого, как вежливость. Всем нам необходимо почаще употреблять вежливые слова "спасибо", "пожалуйста" и другие. Говоря "спасибо", мы выражаем благодарность кому-либо и за что-либо. В старину "спасибо" состояло из двух слов "спаси бог", что означало "пусть спасет тебя бог". Так говорили собеседнику в знак уважения и благодарности, желая, чтобы у него было все хорошо. Позже эти два слова слились в одно и приобрели современное звучание. Словом пожалуйста вежливые люди пользуются, чтобы выразить просьбу или согласие. Оно происходит от двух слов: "пожалуй" и "ста". Слово пожалуй означало на Руси: "сделай милость", "окажи любезность". А короткое словечко "ста" в старину употреблялось в качестве приставки к имени. В наше время смысл этого старинного обращения утрачен, но слово "пожалуйста" прочно вошло в наш обиход.
Вопросы для обсуждения:
1. Как избежать ссор и конфликтов в семье?
2. Знаете ли вы, что любят ваши близкие?
3. Есть ли в вашей семье добрые традиции?
4. Чем занимается каждый член вашей семьи на работе и дома?
5. Какие обязанности вы выполняете дома?
6. Чем вы занимаетесь дома в выходные дни?
7. Какие у вас любимые игры, игрушки, занятия и интересы?
Ход урока
Учитель беседует с детьми о том, что такое семья, чем занимаются члены семьи. Обсуждаются поговорки, афоризмы, мысли о семье и родственниках:
Там, где славится мать, где в почете жена, -
В той стране высока человеку цена.
(М.Турсун-Заде)
- Земля без воды мертва, человек без семьи - пустоцвет.
- Семья крепка ладом.
- Материнская ласка конца не знает.
В беседе подчеркивается, что у каждого члена семьи есть домашние обязанности. Особое внимание следует обратить на то, какие домашние дела выполняют сами дети, как они помогают взрослым (следят за чистотой своей одежды, застилают свою постель, поддерживают чистоту и порядок в своей комнате, поливают комнатные растения и т.д.).
Детям предлагаются проблемные ситуации: "Мальчик пришел из школы, бросил пальто и шапку на стул и вбежал в кухню со словами: "Бабушка? Давай скорее есть." Но бабушки дома не было. Мальчик открыл холодильник, достал колбасу и молоко, быстро съел бутерброд, выпил стакан молока и побежал гулять. Когда бабушка вернулась из магазина, в кухне на столе лежала колбаса, стоял грязный стакан, на полу лежали хлебные крошки, а дверца холодильника была приоткрыта. "Это внучек из школы вернулся", - тяжело вздохнула бабушка."
Учитель спрашивает: "Почему бабушка тяжело вздохнула? Какие неприятности доставил мальчик бабушке? Как надо было ему поступить?"
Стоит напомнить детям, что при любых условиях им не разрешается брать спички, самостоятельно пользоваться газовой плитой, электронагревательными приборами и др. Хорошо, если дети объясняют, почему этого нельзя делать.
Следующая ситуация: "Девочка разбросала свои игрушки по комнате. Старшая сестра сказала ей сердито: "А ну, убери игрушки?" В это время в комнату вошла мама и сказала... Как вы думаете, что сказала мама сестрам? Что сделала каждая из сестер?"
Обсуждается, кто из детей помогает родителям в уборке квартиры, в мытье посуды, какие еще поручения они выполняют дома, есть ли у них постоянные трудовые обязанности.
Учитель беседует с детьми о том, в чем проявляется любовь к родным, внимательное и заботливое отношение ко всем членам семьи (стараться чем-либо помочь взрослым).
Повторяются и систематизируются правила вежливости в отношении к своим близким. Необходимо, чтобы дети осознали важность этих правил поведения, которые далеко не все из них выполняют.
Предлагаются проблемные ситуации:
- Тебе хочется посмотреть по телевизору мультфильм, когда папа смотрит футбол. Как ты обратишься к нему с просьбой?
- Бабушка просит тебя помочь по хозяйству, когда ты читаешь интересную книжку. Как ты ответишь?
- Твоему другу купили конструктор, тебе тоже хочется такой. Как ты поступишь?
- Ты играл с друзьями и забыл помыть посуду. Как ты объяснишь это маме?
- Младшие дети затеяли шумную игру, когда ты делаешь уроки. Каковы твои действия?
Важно обратить внимание детей на тон просьбы, на вежливые ответы. После каждой сценки полезно оценить поведение детей, правильное построение фраз, удачно найденный ответ. Можно предложить детям придумать свои сценки, используя сказочных героев.
Заключительная часть урока посвящается часам досуга в семье. Дети демонстрируют свои любимые игрушки, коллекции, поделки и т.д..
Домашнее задание:
Узнать у родных свой адрес и запомнить его.