Какими бы прекрасными ни были наши дошкольные учреждения, самыми главными мастерами, формирующими разум, мысли малышей являются мать и отец.
А.В.Сухомлинский
Процессы демократизации в системе образования, его вариативность, инновационные программы обусловили необходимость поиска решения, проблем взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей, создания условий для повышения педагогической культуры родителей.
Укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия различных социальных институтов (детский сад, семья, общественность) обеспечивают благоприятные условия жизни и воспитания ребенка, формирование основ полноценной, гармонической личности.
В статье 18 Закона “Об образовании” говорится: “Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте”.
Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательных учреждений, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка.
Преобладающая часть родителей – не профессиональные воспитатели. Они не имеют специальных знаний в сфере воспитания и образования детей и часто испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители должны вместе искать наиболее эффективные способы решения возникающих проблем, определять содержание и формы педагогического просвещения в этой связи. Для максимальной эффективности такого сотрудничества недостаточно простого информативного монологического общения, нужно стремиться к ведению равноправного диалога с семьями воспитанников.
На современном этапе в работе с родителями появилось понятие “вовлечение родителей” в деятельность дошкольного учреждения, т.е. активное участие родителей в работе ДОУ, которое оказывает влияние на его функционирование и развитие.
Всю работу по вовлечению родителей к деятельности дошкольного учреждения можно разделить на три этапа:
- Выявление потребностей родителей в области воспитания и образования собственного ребенка;
- Педагогическое просвещение родителей;
- Партнерство педагогов и родителей в деятельности ДОУ.
На первом этапе педагогам помогут беседы с родителями, посещения на дому, наблюдение за детьми, анкетирование, опрос, “Почтовый ящик”.
Педагогическое просвещение родителей – самый важный этап. Для реализации содержания этой работы в ДОУ используются коллективные и индивидуальные формы взаимодействия: вечера вопросов и ответов, “круглый стол”, деловые игры, родительские собрания (общие и групповые), устные журналы, беседы, выполнение индивидуальных поручений, почтовый ящик «Вы спрашиваете – мы отвечаем», наглядная агитация.
Необходимо помочь родителям ориентироваться в литературе по семейному чтению, увлечь обсуждаемой на встрече темой, расположить их к анализу распространенных стереотипов в воспитании, вызвать ассоциации с собственным опытом. Важно заинтересовать родителей, вызвать их на откровенный разговор, разбудить желание поделиться с педагогом своими мыслями, сомнениями. Если воспитатель смог затронуть сознание и чувства родителей, то их можно считать союзниками, они уже никогда не останутся равнодушными созерцателями происходящего. Все это поможет лучше понять ребенка, найти оптимальные способы решения проблем воспитания конкретной личности в детском саду и дома. Узнать, кто ваши родители “созерцатели” или “союзники”, вам поможет опрос членов семей.
Главная задача педагогов на третьем этапе – создание условий для развития нормальных отношений в семье, а это может быть достигнуто только при деятельности родителей и детей, которая может быть реализована в различных формах.
Практика работы педагогов с родителями выявила 2 вида форм совместной работы с родителями.
- Совместные мероприятия педагогов и родителей: родительские конференции, консультации, беседы, вечера для родителей, педагогические советы, диспуты, кружки для родителей, встречи с администрацией, тренинги и т.д.
- Совместные мероприятия педагогов, родителей и детей: дни открытых дверей, утренники и праздники, концерты, викторины, спортивные соревнования, турпоходы, выпуск газет, выставки совместного творчества, тематические вечера, благоустройство ДОУ и территории и т.д.
Не следует забывать и о наглядных формах работы: библиотеки, папки-передвижки, видеофильмы, памятки-рекомендации, открытки-приглашения, фотовыставки, Уголки для родителей.
В основу совместной деятельности семьи и нашего дошкольного учреждения заложены следующие принципы:
- родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей;
- это единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей;
- помощь, уважение и доверие к ребенку, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей;
- знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми;
- постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, его промежуточных и конечных результатов.
Формирование сотрудничества детей, родителей и педагогов зависит, прежде всего, от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Результат воспитания может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнерами, так как они воспитывают одних и тех же детей. В основу этого союза положено единство стремлений, взглядов на образовательный процесс. Мы вырабатываем совместно общие цели и образовательные задачи, а также пути достижения намеченных результатов.
Таблица 1.
Блоки | Основные задачи | Формы |
Педагогическое просвещение родителей | Повышение педагогической грамотности родителей | Лекции, семинары, практические занятия, открытые занятия, конференции, работа творческих групп по интересам, педагогические советы, родительские собрания, консультации и др. |
Включение родителей в деятельность ДОУ | Создание условий для включения родителей в планирование, организацию и контроль за деятельностью ДОУ | Соревнования, кружки, выпуск газеты, конкурсы, викторины, работа кружков, совместные мероприятия и др. |
Для реализации содержания этой работы в дошкольном учреждении используются коллективные и индивидуальные формы деятельности. Считаем целесообразным сочетание коллективных и индивидуальных форм взаимодействия: беседу, консультации-размышления, выполнение индивидуальных поручений, совместный поиск решения проблемы и т.п. Эти формы могут стать эффективными только в том случае, если удалось найти индивидуальный стиль взаимоотношений с каждым родителем. Важно расположить к себе родителей, завоевать их доверие, вызвать на откровенность, вызвать желание поделиться с педагогом своими мыслями, сомнениями. Все это поможет лучше понять ребенка, найти оптимальные способы решения проблем воспитания конкретной личности в дошкольном учреждении и дома. Психологическим условием такого успешного межличностного взаимодействия является внимательность, не торопливость.
Анализ практики работы дошкольного учреждения выявил 2 вида форм совместной работы:
Совместные мероприятия педагогов и родителей: родительские собрания, конференции, консультации, беседы, вечера для родителей, кружки для родителей, тематические выставки, диспуты, педагогические совет, попечительский совет, школа для родителей.
Совместные мероприятия педагогов, родителей и детей: дни открытых дверей, кружки, КВН, викторины, праздники, семейные конкурсы, выпуск газеты, просмотры фильмов, оформление групп, благоустройство ДОУ и территории.
Одна из главных задач педагогов – создать условия для развития нормальных отношений в семье, а это может быть достигнуто только при деятельности родителей и детей, которая может быть реализована в различных формах.
Например, формы познавательной деятельности – это общественные смотры знаний, умений и навыков, творческие отчеты по направлениям деятельности, праздники знаний и творчества, турниры знатоков, Дни открытых дверей и т.д. Предмет, тему, методику проведения родители и воспитатели определяют совместно. Воспитатель составляет задания, помогает сформировать группы, организовать подготовительную работу, а родители участвуют в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов.
Формы трудовой деятельности – оформление помещения группы, трудовой десант по благоустройству и озеленению группы, ДОУ, создание библиотеки и т.п.
Формы досуга – подготовка, проведение и обсуждение спектаклей, праздников, соревнований, конкурсов, КВН; различных клубов и др.
Формы активизации – дискуссии, диалоги, обсуждение ситуаций, анализ детских высказываний или детского творчества, тренинги, метод игрового моделирования и др.
Наглядные формы: библиотеки и папки-передвижки, видеофильмы, памятки-рекомендации для родителей и детей, открытки-приглашения, визитки, выставки книг, оборудования, настольных игр, детских или совместных рисунков, поделок с родителями, фотовыставки, газеты, Уголки для родителей и др.
Интересной формой сотрудничества является выпуск газеты.
Нами определен ряд общих задач по работе с родителями в дошкольном учреждении:
- изучение интересов, мнений и запросов родителей, не реализуемых в других социальных институтах (семье и др.);
- обеспечение оптимальных условий для саморазвития и самореализации родителей в освоении ими различных социальных ролей;
- использование опыта деятельности других дошкольных учреждений для построения модели взаимодействия с родителями;
- расширение средств и способов работы с родителями;
- обеспечение пространства для личностного роста участников объединения, создание особой творческой атмосферы.
Таким образом, работа родителей и педагогов в условиях дошкольного учреждения должна носить ярко выраженный специфический характер сотрудничества, так как изменились и содержание, и формы взаимоотношений между родителями и работниками дошкольного учреждения.
Содержание направлений работы с семьёй по образовательным областям.
Образовательная область «Здоровье»
Задачи:
- Объяснять родителям, как образ жизни семьи воздействует на здоровье ребёнка
- Информировать родителей о факторах, влияющих на физическое здоровье ребёнка (спокойное общение, питание, закаливание, движения). Рассказывать о действии негативных факторов (переохлаждение, перегревание и др.), наносящих непоправимый вред здоровью малыша. Помогать родителям сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье ребёнка.
- Ориентировать родителей на совместные с ребёнком чтение литературы, посвящённой сохранению и укреплению здоровья, просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов.
- Знакомить родителей с оздоровительными мероприятиями, проводимыми в детском саду.
Например, консультации на тему: «Как научить не бояться врача», «Такие полезные овощи и фрукты», «От чего зависит рост ребёнка»
Образовательная область «Физическая культура»
Задачи:
- Разъяснять родителям (через оформление соответствующего раздела в «уголке для родителей», на родительских собраниях, в личных беседах, рекомендуя соответствующую литературу) необходимость создания в семье предпосылок для полноценного физического развития ребёнка.
- Ориентировать родителей на формирование у ребёнка положительного отношения к физкультуре и спорту; привычки выполнять ежедневно утреннюю гимнастику; стимулирование двигательной активности ребёнка совместными спортивными занятиями, совместными подвижными играми и др.
- Информировать родителей об актуальных задачах физического воспитания детей на задачах физического воспитания детей на разных возрастных этапах их развития, а также о возможностях детского сада в решении данных задач.
Например, консультации на тему: «Ни дня без утренней гимнастики», «На физкультуру в спортивной форме»
Образовательная область «Безопасность»
- Показывать родителям значение развития экологического сознания как условия всеобщей выживаемости природы, семьи, отдельного человека.
- Знакомить родителей с опасными для здоровья ребёнка ситуациями, возникающими дома, на даче, на дороге, в лесу, у водоёма, и способами поведения в них.
- Информировать родителей о необходимости создания благоприятных и безопасных условий пребывания детей на улице (соблюдать технику безопасности во время игр и развлечений на каруселях, на качелях, на горке, в песочнице и т.д.). Рассказывать о необходимости создания безопасных условий пребывания детей дома (не держать в доступных для детей местах лекарства, предметы бытовой химии, электрические приборы; не оставлять детей одних дома, где открыты окна и балконы и т.д.)
Например, консультации на тему: «Безопасность детской игрушки», «Безопасность на детской площадке»
Образовательная область «Социализация»
- Знакомить родителей с достижениями и трудностями общественного воспитания в детском саду.
- Показывать родителям значение матери, отца, а также дедушек, бабушек, воспитателей, детей (сверстников, младших и старших детей) в развитии взаимодействия ребёнка с социумом, понимания социальных норм поведения. Подчёркивать ценность каждого ребёнка для общества вне зависимости от его индивидуальных особенностей и этнической принадлежности.
- Заинтересовывать родителей в развитии игровой деятельности детей, обеспечивающей успешную социализацию, усвоение гендерного поведения.
Например, консультации или беседы на тему: «О роли бабушки и дедушки в воспитании детей», «Девочки и мальчик – два разных мира», «Какие игрушки покупать детям», «Давайте поиграем вместе».
Образовательная область «Труд»
- Изучать традиции трудового воспитания, сложившиеся и развивающиеся в семьях воспитанников.
- Знакомить родителей с возможностями трудового воспитания в семье и детском саду; показывать необходимость навыков самообслуживания, помощи взрослым. Знакомить с лучшим опытом семейного трудового воспитания посредством выставок, мастер-классов и других форм взаимодействия.
- Побуждать близких взрослых знакомить детей с домашним и профессиональным трудом, показывать его результаты ,обращать внимание на отношение членов семьи к труду.
- Ориентировать родителей на совместное с ребёнком чтение литературы, посвящённой различным профессиям, труду, просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов.
- Проводить совместные с родителями конкурсы, акции по благоустройству и озеленению территории детского сада.
Например, консультации или беседы с родителями на тему: «Как научить ребёнка одеваться», «О воспитании самостоятельности у детей»
Образовательная область «Познание»
- Обращать внимание родителей на возможности интеллектуального развития ребёнка в семье и детском саду.
- Ориентировать родителей на развитие у ребёнка потребности к познанию, общению со взрослым и сверстниками. Обращать их внимание на ценность детских вопросов. Побуждать находить на них ответы посредством совместных с ребёнком наблюдений, экспериментов, размышлений, чтения художественной и познавательной литературы, просмотра художественны, документальных видеофильмов.
- Показывать пользу прогулок и экскурсий для получения разнообразных впечатлений.
- Привлекать родителей к совместной с детьми исследовательской, проектной и продуктивной деятельности в детском саду и дома. Проводить совместных с семьёй конкурсы, игры-викторины.
Например, консультации или беседы с родителями на тему: «Читаем детям правильные книги», «Учим детей наблюдать»
Образовательная область «Коммуникация»
- Изучать особенности общения взрослых и детей в семье. Обращать внимание родителей на возможности развития коммуникативной сферы ребёнка в семье и детском саду.
- Рекомендовать родителям использовать каждую возможность для общения с ребёнком, поводом для которого могут стать любые события и связанные с ними эмоциональные состояния, достижения и трудности ребенка в развитии взаимодействия с миром.
- Показывать родителям ценность диалогического общения с ребёнком, открывающего возможность для познания окружающего мира, обмена информацией и эмоциями.
Например, консультации или беседы с родителями на тему: «Особенности развития речи детей», «Зачем ребёнку показывать кукольный театр?»
Образовательная область «Чтение художественной литературы»
- Показывать родителям ценность домашнего чтения, выступающего способом развития пассивного и активного словаря ребёнка, словесного творчества.
- Рекомендовать родителям произведения, определяющие круг семейного чтения в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребёнка. Показывать методы и приёмы ознакомления ребёнка с художественной литературой.
- Обращать внимание родителей на возможность развития интереса ребёнка в ходе ознакомления с художественной литературой при организации семейных театров, вовлечения его в игровую деятельность, рисовании.
- Совместно с родителями проводить конкурсы, литературные гостиные и викторины и т.д.
Образовательная область «Художественное творчество»
- На примере лучших образцов семейного воспитания показывать родителям актуальность развития интереса к эстетической стороне окружающей действительности, раннего развития творческих способностей детей.
- Поддерживать стремление родителей развивать художественную деятельность детей в детском саду и дома; организовывать выставки семейного художественного творчества, выделяя творческие достижения взрослых и детей.
Образовательная область «Музыка»
- Раскрывать возможности музыки как средства благоприятного воздействия на психическое здоровье детей.
- Привлекать родителей к разнообразным формам совместной музыкально-художественной деятельности с детьми детского сада, способствующим возникновения ярких эмоций, творческого вдохновения, развитию общения (семейные праздники).
Например, консультации или беседы с родителями на тему: «Спой, мама, песенку», «Давай, мама потанцуем»
Список используемой литературы:
- Вместе с семьёй. Пособие по взаимодействию дошкольных образовательных учреждений и родиетелей/ Под ред. Т.Н. Дороновой, Т.И. Гризик и др. М.: Просвещение, 2006.
- ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
- Глебова С.В. Детский сад – семья. Воронеж, 2007.